Изъяснение господней притчи о домоправителе неправды
Чтобы оградить себя от всякого недоумения, навеваемого поверхностным чтением этой притчи, должно прежде всего правильно понять заключительные слова Господни: Приобретайте себе друзей богатством неправедным (Лк. 16,9). Здесь Господь разумеет не только то земное богатство, которое приобретено обманом или воровством, а всякое вообще вещественное богатство, противопоставляя его богатству добродетелями и благодатью: только такое духовное богатство есть богатство прочное, праведное. Это доказывается Его дальнейшими словами: Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное? (Лк. 16,11). То есть, если вы, имея жалкое (неправедное) богатство денежное, не послужили им Богу, то как Бог доверит вам истинное благодатное богатство -- силу исцелений и видений? Подобное пишет и ап. Павел Тимофею: богатых в настоящем веке (противопоставляет их богачам духовным, т. е. святым людям) увещевай, чтобы они... уповали не на богатство неверное (неправедное), но... чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами (1 Тим. 6. 17--18) (истинное богатство!) и проч. Скажут: "Но если Господь под неправедным богатством разумеет и то денежное богатство, которое досталось истинным трудом или по законному наследству, то почему Он приводит в пример нечестного управителя, который тайно раздавал чужое, чтобы потом кормиться у облагодетельствованных чужим добром бедняков?" Ответ простой: "Господь вовсе не хочет одобрить такого поступка нечестного управителя, и если похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил (Лк. 16,8), то это не было похвалой нравственного одобрения, а похвалой иронической, похвалой ловкости бесчестного человека". Но Спаситель как в других случаях, так и здесь приводит такой неодобрительный в земной жизни поступок, которого подобие в жизни духовной весьма одобрительно.
Такова притча о судье неправедном, который Бога не боялся и людей не стыдился (Лк. 18, 2), и притча о женщине, нашедшей потерянную драхму (женщине сребролюбивой и неумной). Подобно тому и здесь, вовсе не одобряя поступка неверного управителя, Господь предлагает слушателям научиться в духовной жизни той предусмотрительности, которую обнаружил управитель в жизни земной. Чье имущество он раздавал? Хозяйское. Чье же на самом деле то имущество, которым владеем мы? Конечно, Божие, а мы только временно им заведуем, пока живем на земле, а придет час смерти нашей и суда Божия -- и Господь отнимет от нас это имущество. Итак, если мы только временные распорядители этого имущества, то зачем его беречь? Будем раздавать его тем, кто может быть для нас полезным, когда Господь лишит нас земной жизни, а с нею вместе и всякого имущества. Кто же эти приобретаемые неправедным (т. е. вещественным или денежным) богатством друзья, которые, когда мы обнищаем (т. е. умрем), могут принять нас "в вечные обители"? Это бедняки, которые своею молитвою об упокоении душ наших будут нам открывать двери Царства Небесного. Эти слова Господа направлены против отрицателей молитвы за умерших, т. е. против протестантов всех видов.
Этим словам Господним подобны и Павловы, дальнейшие после приведенных нами выше, в которых апостол учит Тимофея увещевать богатых... чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны, собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни (1 Тим. 6,17--19). Напротив, богачу, чуждому любви к бедным, Господь в другой притче угрожает внезапною смертью, вопрошая при этом: кому же достанется то, что ты заготовил? (Лк. 12,20). Так бывает с тем, -- заключает Свою притчу Спаситель, -- кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет (Лк. 12,21).
Во всех этих изречениях Христа и апостола раскрывается та же мысль, что и в притче о неверном управителе: раздавать имение бедным есть не только дело любящей души, но и простого благоразумия; имение это все равно у нас не вечное, оно даже и не наше, а Божие, будем же его менять на вечное достояние через благотворительность.