ИРЛАНДСКАЯ ЛИТЕРАТУРА -- наиболее богатая из кельтских лит-р и самая древняя из новоевропейских. Хотя письменность появилась в Ирландии лишь после ее христианизации [V в.], -- несомненно, что уже до этого там существовала довольно развитая устная лит-ра, носителями к-рой были барды(см.), друиды (см.) и филилы. Древнейшие дошедшие до нас стихотворные и прозаические произведения относятся к VII--VIII вв. И. л. можно разделить на три периода: 1. до XII века (до англо-норманского завоевания), 2. с XII по XVI в. (до окончательного подчинения Англии) и 3. с XVI в. до наших дней. Лит-ру первого периода, в силу тенденции ее к архаизму и крайней консервативности форм и сюжетов, приходится рассматривать как нечто цельное, без хронологических подразделений. Она соответствует эпохе натурального хозяйства и отражает постепенный переход от родового (кланового), затем племенного строя к примитивному феодализму, причем многие произведения (особенно эпические), в процессе их роста и позднейшей переработки, содержат в смешанном виде черты всех перечисленных социальных систем. Главными очагами
Ирландское письмо и книжное украшение VIII в.
лит-ры были монастыри и княжеские дворы. В монастырях культивировалась религиозная лит-ра (гимны, жития святых, "видения", из к-рых самое замечательное -- "Видение Адамиана" IX века -- один из прообразов поэмы Данте), а также ученая (хроники, трактаты по медицине, метрике, топографии Ирландии и т. п.). Наряду с этим в монастырских школах изучались латинский яз. и лит-ра, плодом чего явились переложения сказаний о троянской войне, о странствиях Улисса, Энея (по Вергилию), "Aethiopica" Гелиодора и мн. др. В иной обстановке расцвел эпос в виде прозаических саг с вкрапленными в повествование стихами. Возникший из родовых и местных преданий, он рано перешел в руки профессиональных сказителей (Scelid'ов), частью бродячих, частью обосновавшихся при княжеских дворах. Его темы (по преимуществу героические, но с большой примесью любовных мотивов), характеры, обстановка действия, украшенный стиль всецело отражают вкусы и идеалы знати. По своим сюжетам саги распадались на ряд групп: "разрушения (замков)", "битвы", "похищения стад", "плавания", "сватовства", "убийства" и т. п. Различают четыре основных цикла: 1. мифологический, самый древний, обнимающий как легендарные предания из истории заселения Ирландии (напр. "Lebor Gabàla" -- "Книга завоеваний"), так и мифы, в которых боги в итоге процесса рационализации изображены в виде людей; 2. уладский (ульстерский), наиболее любопытный и обширный (более 100 саг), имеющий главными героями короля Конхобара и его племянника Кухулина; 3. цикл Финна или Оссиана, сильно окрашенный фантастикой, сформировавшийся на юге; 4. смешанный цикл, охватывавший помимо "легенд о королях" ряд других романтических сказаний, как напр. поездки героев на "тот свет" или в "страну фей" и т. п. Все это -- саги небольшого объема (каждая могла быть рассказана в один вечер), и лишь две-три из них, как например "Похищение быка из Куальнге", являются попытками создать обширную эпопею. В эпоху набегов скандинавских викингов, жестоко разорявших страну [IX и X вв.], сказители в союзе с монашеством, национально настроенным и потому относившимся весьма терпимо к языческим сказаниям, спасая рукописи, собирали их в укрепленных центрах; это дало повод к пересмотру материала и выработке сводных, координированных редакций саг. Тогда они и приняли ту форму, в которой дошли до нас в двух крупнейших рукописях: "Lebor na h-uidre" ("Book of the Dunsow", около 1100) и "Lebor Laigen" ("Book of Leinster", около 1160). Наряду с эпосом, в той же аристократической среде развилась поэзия бардов, по преимуществу политического характера (панегирики и сатиры), но разрабатывавшая также иногда мотивы любви и природы. Метрика ее, весьма сложная и требовавшая долгого изучения, основанная на силлабизме, с применением рифмы и аллитерации, частично восходит к позднелатинской, частично -- местного происхождения; стиль -- еще более украшен, чем стиль саг, и изобилует сложными и часто туманными метафорами.
Второй период И. л. в связи с массовым истреблением старых рукописей англо-норманскими баронами и попыткой их вовсе искоренить ирландский яз. является эпохой упадка. Лит-ра не исчезает, но принимает эпигонский характер. Старые саги постепенно спускаются в народ. Цикл Финна облекается в более народную форму баллад. По типу саг разрабатываются иноземные (английские и французские) сюжеты: "Войны Карла Великого", "Св. Грааль" и т. п. Барды ютятся при дворах уцелевших ирландских феодалов, и их поэзия все более и более приобретает боевой националистический характер.
В третий период, несмотря на гнет метрополии, наблюдается [именно в XVII веке] временное возрождение ирландской литературы. Происходит частичное сплочение для организации отпора поработителям. Усиленно собираются и пополняются национальные предания, родословные, летописи, легенды. Поэзия бардов, оставшихся верными феодально-националистическим идеям, окончательно принимает областной патриотический характер. В поэзии происходит крупная реформа в смысле ее демократизации: стиль ее весьма упрощается и вместо 300--400 старых размеров в употреблении остаются только 24 с переходом от силлабической системы к тонической (по образцу английской поэзии). Крупнейшим памятником XVII в. является поэма "Распря поэтов" (около 7 000 строк), содержащая спор поэтов -- Tadhg Mac Daire и Lughaidh O'Clery -- о достоинстве двух соперничающих княжеских родов. С этим совпал расцвет художественной прозы, именно в лице Джорджа Китинга [ум. 1650], "История" к-рого до сих пор считается в Ирландии образцом прозаического стиля. К этому же времени относятся возникновение "Анналов четырех мастеров", исторические труды Мак-Фирбиса и т. п., между тем как саги, разложившиеся в сказку или народную балладу, окончательно демократизируются. Но в XVIII веке расцвет И. л. приходит к концу. Вместе с падением феодализма отмирают старые лит-ые формы и идеалы, а для выработки новых раздробленность классовых интересов, скрещивающихся с национальным антагонизмом, и общее экономическое истощение страны не создают необходимой почвы. Проза увядает, а поэзия превращается в трафаретные стихотворные упражнения. Из числа немногих даровитых поэтов можно назвать лишь "последнего барда" -- Turlough O'Carolay (Терлу О'Кэролэу, умер 1738) и автора красивой поэмы "Оссиан в стране юности" Michael Comyn (Майкель Комин, ум. 1760). Такое же оскудение И. л. наблюдается и на протяжении всего XIX в. Лишь в последние три десятилетия, сначала благодаря усилиям Gaelic League (Союз певцов), устраивавшей литературные конкурсы, а в наши дни под влиянием последней политической реформы наблюдаются усилия возродить И. л., но результаты их пока еще трудно учесть.
В результате политического гнета, подавления метрополией ирландской национальной культуры, ирландская интеллигенция национально обезличивалась. Эмигрируя в Англию вследствие тяжелого экономического положения своего края, ирландцы часто ассимилировались с местным населением. В XVIII в. немало английских писателей ирландского происхождения (крупнейшие из них: Гольдсмит, Шеридан и другие). Но если эти писатели принадлежат британской, а не ирландской культуре, то в XIX в., в связи с национальным подъемом, вызванным хозяйственным развитием, появляется ряд национальных ирландских писателей, пишущих на английском яз. Крупнейшие из них: драматург Д. Синг и поэт, драматург, критик В. Б. Йите. В настоящее время выдвинулись: драматург О'Кэйзи и романист Тэлли (в С. Америке).
Библиография:
Смирнов А. А., Ирландские саги (переводы и комментарии), Л., 1929;
Hyde D., A literary History of Ireland, 1903;
Hull E., A Text Book of Irish Literature, 2, 1910;
The contention of the bards, Ed. by L. Mc Kenna, 2 vv., 1918;
Walters L. D., Irish poets of to-day, 1921;
Lennox Robinson, Golden Treasury of Irish Verse, 1925;
D'Arbois de Jubainville H., Cours de Littérature celtique, vv. I, 1883; II, 1884; V, 1892;
Dottin G., La littérature gaélique d'Irlande, "Révue de synthèse historique", v. III;
Егоже, Les littératures celtiques, 1924;
Meyer K. M., Romanische Literaturen und Sprachen в серии "Die Kultur der Gegenwart", Teil I, Abt. XII, 1909;
Thurneysen R., Die irische Helden- und Königssage bis zum XVII Jahrhundert, Teil I und II, Halle, 1921.
А. Смирнов
Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 4. -- [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1930. -- Стб. 566--570.
ИРЛАНДСКАЯ ЛИТЕРАТУРА -- лит-ра ирл. народа на ирл. и англ. языках, одна из самых древних лит-р Зап. Европы. В устной форме И. л. складывается в первых веках н. э. Письм. И. л. начинается в 6 в. с религ. поэзии на лат. яз., для к-рой характерно переплетение христ. мотивов с традиц. языческими мотивами древнеирл. поэзии (напр., "Диалог Св. Патрика с Ойзиным"). В 7 в. появляются анонимные гимны, историч. хроники, жития святых. Сохранились анонимные поэтич. памятники 8 в. Любовь к природе, пейзажные зарисовки представляют отличительную особенность ранней ирл. лирики.
В период раннего средневековья Ирландия была страной с высокоразвитой культурой. Ирл. лирич. поэзия средних веков уникальна по свежести духа и красоте форм. Начало прозаич. лит-ры относится к 8--9 вв., когда были сделаны первые записи древних ирландских саг. В средние века развиваются профессиональные поэтич. школы бардов. Покорение Ирландии англо-ирл. баронами, начавшееся в конце 12 в., угрожало ирл. культуре. Однако в ходе освободит. борьбы складывалась ирл. нация, формировалось общенац. самосознание. Патриотич. тема прозвучала уже в поэзии бардов, в 14 в. -- в творчестве Гофрей Фионна О'Далей (ум. 1387), позднее -- у поэта Тад Дал О'Хуигина (1550--91).
Во время религ. войн эпохи Реформации в католич. Ирландии усиливается религ. поэзия, принявшая ярко выраженную патриотич. окраску. Характерным жанром в 15--16 вв. стала нар. баллада, в к-рой рассказывалось о борьбе представителей кланов с англ. завоевателями. До конца 18 в. баллады сохранялись в устной передаче, поэтому они дошли до нас в сильно переработанном виде. Наиболее интересной фигурой И. л. конца 16 -- нач. 17 вв. был Дж. Китинг (1570? -- 1646?). Его "История Ирландии" стала для своего времени образцом ирл. лит. языка. Общенац. значение имела его патриотич. поэзия. После окончат. покорения Ирландии Англией в 17 в., в связи с систематич. уничтожением памятников ирл. культуры, особое значение приобрела устная нар. традиция, на основе к-рой с конца 18 в. рождается новая лит-ра, но уже преим. на англ. яз. Попытка уничтожить ирландцев как нацию была обречена на провал в силу воли народа к борьбе и "огромной гибкости ирландской расы", к-рую отметил Ф. Энгельс: ирландцы "...чем больше усваивали английский язык и забывали свой собственный, тем больше становились ирландцами" (Архив Маркса и Энгельса, т. 10, 1948, с. 104). С другой стороны, мн. писатели, ирландцы по рождению или по воспитанию, как Дж. Свифт, вошли в англ. лит-ру, обогатив ее своим творчеством. Среди них -- О. Голдсмит, Р. Шеридан, Л. Стерн, Т. Мур, Б. Шоу и др. Особенно тесно связаны с жизнью ирл. народа имена Свифта и Мура, для к-рых большое значение имело и освоение ирл. худож. традиций.
К рубежу 17--18 вв. относится творчество одного из первых ирл. драматургов Дж. Фаркера, пьесы к-рого ставились преим. в Лондоне. Они утвердили на сцене определ. тип ирландца. На протяжении 17--18 вв. в ирл. поэзии наблюдается постепенный отход от системы стихосложения, характерной для бардов. С исчезновением школ бардов на смену силлабич. стихосложению приходит тоническое с сильно выраженным ударным размером, развиваются песенные традиции нар. поэтов. Популярный певец Т. О'Кэролен (1670--1738) был одним из последних поэтов-бардов. Э. О'Рахилли (1670--1726), еще живший при дворах богатых покровителей, постепенно отходил от традиц. поэзии. Ирл. поэзия становится все более демократичной. Отражая жившую в народе иллюзию о добром короле-католике, ирл. поэты связывали надежду на освобождение от Англии с возвращением на престол Якова II -- последнего представителя королевской династии Стюартов. Якобитские настроения характерны для творчества Э. О'Рахилли, Дж. Мак-Доннелла (1691--1754) -- автора острых сатирич. песен. В якобитских мотивах выражался демократич. патриотизм одного из крупнейших поэтов 18 в. О. Р. О'Салливана (1748--75), в чьих однообразных по ритмике лирич. песнях отражены настроения ирл. крестьянства, разоряемого англ. лендлордами (сатирич. стихотв. "Престарелое чудище" и др.). В поэме Б. Мерримена (1747? -- 1805) "Полуночный суд" в аллегорич. форме изображается царящее в Ирландии беззаконие. Расцвет поэзии в конце 18 в. связан с нац.-освободит. и антифеод. борьбой об-ва "Объединенные ирландцы", закончившейся восстанием 1798. В творчестве поэтов -- членов об-ва нашли отражение события этих лет. Тираноборч. тема характерна для стихов Т. Дермоди (1775--1802). Одно из самых боевых стих. У. Дреннана (1754--1820) посвящено У. Орру -- члену той же организации, казненному англ. властями. С нац.-освободит. движением связано творчество поэтов А. Черри (1762--1812) и Дж. Орра (1770--1816). С конца 18 в. все больший удельный вес приобретает И. л. на англ. яз. Переводчиками ирл. поэзии на англ. яз. выступали лучшие поэты Ирландии. На 20-е гг. 19 в. приходится расцвет творчества Т. К. Крокера (1798--1854) -- одного из первых собирателей фольклора. Изданные им "Сказки и рассказы юга Ирландии" и "Килларнийские легенды" послужили источником для позднейших писателей.
Ведущим направлением И. л. 1-й пол. 19 в. был романтизм. Для поэзии романтизма характерно постоянное обращение к нар. творчеству. Расцвет ирл. поэзии приходится на 40-е гг., когда в период нового подъема нац.-освободит. движения передовые литераторы группировались вокруг революц.-демократич. организации "Молодая Ирландия" и журн. "Nation" ("Нация"). Дж. Митчел (1815--75), один из руководителей этой организации, был блестящим публицистом; его острые памфлеты придавали боевой дух журналу. "Тюремный дневник", написанный им в ссылке, принадлежит к лучшим образцам ирл. худож. прозы. Революц. подъем в стране нашел отражение в политич. поэзии Т. Дэвиса (1814--45), издателя журн. "Нация". К лит. группе этого журнала примыкали крупнейшие поэты 19 в. Дж. К. Манган (1803--49) и С. Фергюсон (1810--86). В творчестве этих писателей получили развитие характерные для И. л. традиции публицистич. сатиры и политич. лирики. Лит-ра "Молодой Ирландии" ознаменовала начало совр. И. л. Самым распространенным жанром поэзии в это время становится нац. баллада. В Ирландии до сих пор жива традиция уличного исполнения песенных баллад. Революц. баллады и песни, опубл. в "Нации", в 1845 были изданы отд. сб. под назв. "Дух нации". В этот сб. вошло и бессмертное стих. Дж. Ингрема (1823--1907) "Кто боится говорить о девяносто восьмом?". Ирл. поэзия развивалась под влиянием англ. романтиков. Поэтам Мангану и Келланену (1795--1829) особенно близок был Дж. Г. Байрон. Творчество У. Оллингема (1824--89), О. де Вира (1814--1902), Т. Ирвина (1823--92), поэтов, далеких от нац.-освободит, движения, развивалось преим. под влиянием У. Вордсворта, а позднее -- А. Теннисона.
В ирл. прозе 19 в. получил распространение жанр историч. романа на тему нац.-освободит. движения. Среди писателей, испытавших влияние В. Скотта, выделяются Дж. Гриффин (1803--40) и Дж. Бэним (1798--1842) -- авторы историч. романов и рассказов из жизни крестьян. Прозаик У. Карлтон (1794--1869), к-рого У. Б. Йитс называл родоначальником совр. ирл. прозы, написал произв. на крест. темы: романы "Черный пророк" (1847) и др., сб. рассказов "Истории из жизни ирландского крестьянства" (1860). Лучшие семейно-бытовые романы Марии Эджуорт (1767--1849) написаны на материале ирл. действительности. В "Замке Рекрент" (1800) она показала процесс ломки земельных феод. отношений в Ирландии, тяжелую жизнь крестьян. В отличие от писателей, понимавших трагичность окружающего мира, в произв. Ч. Ливера (1806--72) и С. Ловера (1797--1868) ирл. нар. тип предстает как полуанекдотич. персонаж, а изображение действительности сводится к обыгрыванию комедийных ситуаций. В 60-х гг. 19 в., в период движения ирл. фениев, в И. л. вошли многие писатели-патриоты, члены об-ва "Фенианское братство" -- поэт и романист Ч. Кикхем (1826--82), автор популярного романа "Нокнегоу", журналист и поэт Т. Д. Салливан (1827--1914). Огромным авторитетом среди ирл. писателей пользовался фений Дж. О'Лири (1830--1907), после 20-летнего заключения принявший участие в политич. и лит. жизни страны.
В 80--90-х гг. 19 в. в Ирландии складывается движение, известное под назв. "Ирл. лит. возрождение". Несмотря на манифесты об отказе от политич. борьбы, на стремление ограничить свою программу культурнич. задачами, движение питалось идеями нац. освобождения. Немалые заслуги в пробуждении интереса к нац. культуре Ирландии принадлежат созданной в 1893 Гэльской лиге, ставившей своей целью возрождение ирл. языка, создание лит-ры, осн. на традициях нар. творчества. Филологи С. О'Грейди (1830--1915) и Д. Хайд (1860--1949) собирали и опубл. памятники устного нар. творчества. Сб-ки переводов, изданные Д. Хайдом, в к-рых он передал на англ. яз. ритм ирл. поэзии, характерную идиоматичность ирл. речи, служили источником для творчества мн. ирл. поэтов. В нач. 20 в. Дж. Мур (1852--1933) написал книги на сюжеты ирл. действительности, среди них роман "Озеро" (1905) и сб. новелл "Невспаханное поле" (1903). Ирл. жизнью навеяны рассказы Дж. Джойса (1882--1941) "Дублинцы" (1914), отчасти и роман "Улисс" (1922), положивший начало модернист. направлению в европ. лит-ре.
Создание нац. театра было одним из гл. завоеваний "Ирл. лит. возрождения". Подъем нац. драматургии относится к сер. 90-х гг. Вслед за "Ирл. лит. театром" (1899--1901) был основан "Театр аббатства" (с 1904), вокруг к-рого сгруппировались лучшие драматурги: У. Б. Йитс (1865--1939), создавший лирич. драмы на сюжеты нац. истории и поэтич. легенд -- "Кэтлин, дочь Хулиэна" (1902), "Графиня Кэтлин" (1892) и др.; Дж. Синг (1871--1909), драматургия к-рого сильна своей антибурж. направленностью: "Свадьба лудильщика" (1907), "Удалой молодец -- гордость Запада" (1907) и др.; Изабелла Грегори (1852--1936), П. Колум (р. 1881), Л. Робинсон (р. 1886), в творчестве к-рых заняли центр. место пьесы из крест. быта. Как и Синг, И. Грегори стремилась использовать диалектальные особенности англ. яз. в Ирландии. В 20-е гг. ведущим драматургом "Эбби тиэтр" стал Ш. О'Кейси (1884--1964). В его первых трагедиях впервые на сцене ирл. театра предстала реальная Ирландия дублинских трущоб, населенных беднотой: "Тень стрелка" (1925), "Юнона и павлин" (1925), "Плуг и звезды" (1926). Среди наиболее интересных драматургов 20--30-х гг. -- Д. Джонстон (р. 1901), автор пьесы "Старая леди отвечает -- нет" (изд. 1932) и П. В. Кэррол (р. 1900), выступивший в 1938 с пьесой "Тень и сущность".
В массовой революц. поэзии, интенсивное развитие к-рой в 10--20-е гг. связано с подъемом нац.-освободит. движения, получает развитие фольклорная традиция. Поэты П. Пирс (1879--1916), Т. Мак-Донах (1878--1916), Дж. Планкетт (1887--1916) были в числе руководителей Дублинского восстания 1916, казненных англ. властями. В первые годы ирл. революции в творчестве мн. поэтов усилились политич. мотивы. Восстание 1916, казнь ирл. патриотов стали темой стихов Йитса ("Пасха 1916", "Шестнадцать мертвых" и др.), Дж. Стивенса (1882--1950), Дж. Рассела (1867--1935). Религ.-мифологич. образы и сюжеты, к-рыми насыщено творчество поэтов "Ирл. лит. возрождения", нередко служили своеобразной традиц. оболочкой для выражения надежд на нац. освобождение. После англо-ирл. войны 1919--21 и гражд. войны 1922--23 в их произв. появляются мотивы разочарования, пессимизма. Стремление отгородиться от реальной жизни привело к усилению модернист. тенденций в творчестве И. Грегори, Дж. Стивенса, Дж. Рассела. Йитс обратился к созданию поэзии зашифрованных символов и театра масок. Представители "Ирл. лит. возрождения" все откровеннее становились на путь эстетства.
В 20--30-е гг. в И. л. вошли писатели -- недавние участники нац.-освободит. движения. На смену поэтизации "кельтских сумерек" приходит реалистически трезвая оценка действительности, в лит-ре усиливается сатирич. тенденция (особенно у Ш. О'Койси). Глубокое проникновение в жизнь ирл. крестьянства характеризует романы П. О'Доннела (р. 1896). В его романе "Мы еще поборемся" (1930) на первый план выдвигаются социальные проблемы; борьба фермеров на С. Ирландии связана с подъемом нац.-освободит. движения во всей стране. О'Фаолейн (р. 1900) в романе "Гнездо простых людей" (1933) ищет в глубинах нар. жизни истоки политич. взрыва 1916. В романе "Зеленый вулкан" (1938) Дж. Фелан (р. 1900) поднимает проблему классовых противоречий в лагере ирл. повстанцев. В лучших рассказах и романах Л. О'Флаэрти (р. 1897) дана правдивая картина тяжелой крест. жизни ("Голод", 1937), но в его романах о революц. подполье социальная тема подменяется психопатологической ("Осведомитель", 1925, "Убийца", 1928, и др.).
Для драматургии Ш. О'Кейси с конца 30-х гг. характерны поиски худож. средств для воплощения положит. героя: "Звезда становится красной" (1940), "Красные розы для меня" (1942); пьесы 50-х гг. зовут к революц. борьбе: "Костер епископа" (1955), "Барабаны отца Неда" (1958) и др. Его шеститомная эпопея (первая кн. -- "Я стучусь в дверь", 1939, последняя кн. -- "Закат и вечерняя звезда", 1954) рассказывает о мужеств. борьбе героя, в ней предстает монументальная картина обществ. жизни Ирландии, всенародная борьба за мир. В совр. И. л. получил распространение жанр новеллы. На смену "деревенским рассказам" 20--30-х гг. приходит рассказ психологический. В ряде рассказов О'Фаолейна (сб. "Я помню! Я помню!", 1962) проявляется стремление погрузиться в мир личных воспоминаний. Одинокие маленькие люди, беспомощные и жалкие, -- герои рассказов Мэри Лэвин (р. 1912) и Ф. О'Коннора (р. 1903).
В нач. 60-х гг. в И. л. наметился отход от камерности к худож. осмыслению историч. судеб страны. В развитии жанра автобиографич. романа, к к-рому обратились писатели старшего поколения -- О'Коннор, О' Фаолейн, Р. Харбинсон (р. 1921) и др., сказалось влияние эпопеи О'Кейси с ее глубоким проникновением в ирл. жизнь. К этому жанру примыкает книга-путешествие писательницы Кейт О'Брайен (р. 1898) "Моя Ирландия" (1962). Для ирл. социального романа характерно стремление преодолеть бытописательство, перейти к обобщенному, исторически масштабному повествованию, к изображению различных социальных сфер нац. жизни. Темы рассказов У. Мэккина (р. 1915) связаны с жизнью рыбачьих поселков на крайнем западе Ирландии; в герое романа "Ветер сулит бурю" (1950) писатель рисует готовый проснуться протест против нечеловеч. условий жизни рыбаков. В романе П. Смита (р. 1932) "Крестьянка" (1961) нищета и бесправие народа предстают как социально-историч. проблема. Глубокая неудовлетворенность совр. действительностью, тревога за судьбу страны характеризуют ирл. драматургов Б. Биэна (1923--64), П. Гэлвина (р. 1925). Произв. Биэна приобрели междунар. известность. Опыт подпольного респ. движения и тюремного заключения, к-рый пережил сам писатель, лежит в основе его пьес "Смертник" (1956), "Заложник" (1958) и автобиографич. повести "Мальчик из Борстала" (1958). Поэт и собиратель ирл. фольклорной песни Гэлвин выступил со своей первой пьесой "И он умер" (1961), действие к-рой происходит в дублинской ночлежке, где умирает старый волонтер-республиканец. Среди совр. поэтов Ирландии выделяются О. Кларк (р. 1896) и П. Кэванах (р. 1905). Стихи Кларка 20--30-х гг. стилизованы в духе ирл. эпоса; с 50-х гг. поэт обращается к миру совр. Ирландии, отказывается от сложной системы ассонансов и консонансов, к-рую искусно перенял из поэзии бардов, выступает против опошления нац. идеалов, высмеивает лицемерие церкви (сб. "Последние стихи", 1955). Особый интерес представляет ранняя лирика Кэванаха с ее суровым реализмом (сб. "Пахарь и др. стихотворения", 1936).
В Ирландии остро стоит проблема цензурного запрещения книг, особенно сказывается влияние духовенства. Мн. крупные писатели живут за пределами страны. Среди писателей, пишущих на ирл. языке, заслуживают внимания романисты М. О'Салливан (1904--50), автобиографич. роман к-рого "Двадцать лет жизни" (1933) написан под влиянием повести М. Горького "Детство", С. Мак-Грианна, Ш. О'Нейл, Т. О'Хюд, поэт Ш. О'Риордан.
Литературная периодика
Сравнительно позднее возникновение в Ирландии лит. периодики -- одно из последствий англ. колониальной политики. Первый лит. журн. "A Literary Journal" ("Литературный журнал", 1744--49) появился в сер. 18 в. Его продолжением был "The Compendious Library or Literary Journal revived" ("Краткая библиотека, или Возрожденный литературный журнал", 1751--52). Расцвет лит. периодики начинается с сер. 19 в. в связи с подъемом нац.-освободит. движения. Большим авторитетом пользовался "The Dublin University Magazine..." ("Журнал Дублинского ун-та", 1833--80), в к-ром сотрудничали поэты и романисты Дж. К. Манган, бр. М. и Дж. Бэнимы, У. Карлтон, а также А. Троллоп и О. Уайльд. В 1842--45 Ч. Ливер был одним из редакторов этого журнала. В ежеквартальном журн. "The Dublin Review" ("Дублинское обозрение", 1836--1961, с 1892 изд. в Лондоне, с 1961 под назв. "The Wiseman Review") освещались вопросы лит-ры и иск-ва.
Самым примечательным в ирл. лит. периодике 19 в. был еженедельник "The Nation" ("Нация", 1842--48, 1850--51). В числе его основателей был Т. О. Дэвис. После его смерти с 1845 левое крыло в редакции журнала возглавил революц. демократ Дж. Митчел. Среди периодич. изданий 50-х гг. выделяются: "The Irish Quarterly Review" ("Ирландское ежеквартальное обозрение", 1851--56, 1858, 1860); "The Irish Literary Gazette" ("Ирландская литературная газета", 1857--58); "The Irish Literary Adviser" ("Ирландский литературный консультант", 1858--59). Традиции "Нации" продолжил фенианский еженедельник "The Irish People" ("Ирландский народ", 1863--65), где освещались и лит. вопросы. Его редакторами были Ч. Дж. Кикхем и др. Ежемес. журн. "The Irish Harp" ("Ирландская арфа", 1863--64) посвящен вопросам лит-ры. Значит. роль в лит. и обществ. жизни с конца 19 в. играли журн. "The Irish Monthly" ("Ирландский ежемесячник", 1873--1962) и ежегодник "Hermathena" (с 1873), выпускаемый Дублинским ун-том. В еженедельнике "Ireland's Own" ("Самостоятельная Ирландия", 1902) печатались рассказы и статьи по вопросам лит-ры. Один из руководителей Дублинского восстания 1916 Дж. Планкетт и писатель П. Колум были редакторами ежемес. журн. "The Irish Review" ("Ирландское обозрение", 1911--14), оказавшего значит. влияние на И. л. В еженедельнике "The Irish Statesman" ("Ирландский государственный деятель", 1919--30; редактор -- поэт Дж. Рассел) был постоянный раздел "Литература и жизнь"; в журнале печатался Ш. О'Кейси. Вопросы лит-ры широко освещались в "The Dublin Magazine" ("Дублинский журнал", 1923--58).
В совр. Ирландии лит. издания крайне малочисленны; мн. из них носят реакц.-клерик. характер. Писатели нередко вынуждены печатать свои произведения в зарубежных издательствах. Ведущий лит. журнал -- "Irish Writing" ("Ирландская литература", с 1946). В ежеквартальном журн. "Studies" ("Исследования", с 1912) помещаются статьи и рецензии на новые книги. Основанный в 1939 "The Irish Democrat" ("Ирландский демократ") продолжающий традиции освободит. движения, выходит в Лондоне; в нем имеется лит. отдел. В издании прогресс. лит. журнала "The Bell" ("Колокол", (1940), сыгравшего важную роль в сплочении передовых лит. сил, принимали участие П. О'Доннел, Ш. О'Фаолейн и др.
Литература:
Саруханян А. П., К вопросу об англо-ирландских лит. связях XVIII--XIX вв., в кн.: Из истории лит. связей XIX в., М., 1962;
Hyde D., Literary history of Ireland, L., 1906;
MacDonagh Th., Literature in Ireland, Dublin, 1916;
Boyd E., Ireland's literary renaissance, L. -- Dublin -- N. Y., 1922;
Law H. A., Anglo-Irish literature, L. -- Dublin -- N. Y., 1926;
Gwynn S., Irish literature and drama in the English language, L., 1936;
Farren R., The course of Irish verse in English, N. Y., 1947;
Murphy G., The Ossianic lore and romantic tales of medieval Ireland, Dublin, 1955; Carney J., Studies in Irish literature and history, Dublin, 1955;
Alspach R. K., Irish poetry from the English invasion to 1798, 2 ed., Phil., 1959;
Howarth H., The Irish writers, 1880--1940, 2 ed., L., 1959;
Flanagan Th., The Irish novelists, 1800--1850, N. Y., 1959;
Bibliography of Irish philology and of printed Irish literature, v. 1--2, Dublin, 1913--42.
А. П. Саруханян.
Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 3: Иаков -- Лакснесс. -- 1966. -- Стб. 171--176.