Духъ Карамзина, или избранныя мысли и чувствованія сего Писателя, съ прибавленіемъ нѣкоторыхъ обозрѣній и исторческихъ характеровъ.-- М. Въ типогр. Авіуста Семена, 1827.-- 2 ч. въ 8-ю я (въ 1-й ч. XV -- 279, во 2-й ч. 293 стран.), съ портретомъ Н. М. Карамзина.
Книга сія составлена Сочинителемъ Похвальнаго слова знаменитому нашему Исторіографу, Г-мъ Иванчинымъ-Писаревымъ, и посвящена И. И. Дмитріеву. Вотъ нѣсколько словъ изъ посвященія: "Дружеская связь ваша съ незабвеннымъ Авторомъ сихъ статей образуетъ одну изъ важнѣйшихъ эпохъ въ Исторіи нашей Словесности. Потомки Россіянъ не престанутъ воспомивать о ней съ умиленіемъ; ибо дружба двухъ сердецъ, еще отъ юности ихъ благословляемая Небомъ, участница ихъ первыхъ впечатлѣній и зрѣлыхъ духъ созрѣвшаго возраста, дружба двухъ мужей, рожденныхъ любить все доброе и изящное, и ихъ прославленіемъ прославить отечество, есть нѣчто возвышенное, торжественное, святое на земли. Не она ли была живительнымъ огнемъ для двухъ великихъ талантовъ; опредѣлила имъ не разлучаться и на Парнасѣ, раздѣлить первенство среди любимцевъ Россійскихъ Музъ, и вмѣстѣ быть славой и утѣшеніемъ своихъ согражданъ? Вотъ одна изъ причинъ, побудившихъ меня посвятить намъ сію книжку, и она есть одна изъ ближайшихъ къ нашему сердцу."
Первая часть сей книги заключаетъ въ себѣ отрывки изъ разныхъ сочиненій Карамзина, или, какъ говоритъ собиратель, мысли Философа, Патріота, Литератора. Вторая часть посвящена отрывкамъ историческимъ, и содержитъ въ себѣ мысли Карамзина, какъ Историка, обозрѣнія и характеры главнѣйшихъ историческихъ лицъ. Изъ предисловія видимъ, что книга сія была составлена еще при жизни Писателя, котораго потерю оплакиваютъ любители славы отечественной; но что Издатель не рѣшился сдѣлать ее для всѣхъ общею, благоговѣя къ правиламъ скромности, которая отличала безпримѣрный характеръ сего мужа. Выборъ статей, составляющихъ Духъ Карамзина, конечно хорошъ, ибо статьи сіи написаны перомъ сего славнаго Писателя; но, вотъ мысли, которыя родились въ насъ при взглядѣ на заглавіе сей книги. Намъ кажется, что подъ симъ заглавіемъ можно бъ было издать небольшой томъ краткихъ, отдѣльныхъ мыслей Карамзина о разныхъ предметахъ, словомъ, Афоризмовъ его; но не черпать такою полною рукою изъ его твореній, какъ сдѣлалъ Г. Издатель. На это есть многія причины; мы ограничимся одною: Карамзинъ есть и будетъ нашъ учитель Русскаго языка и слога; творенія его должны вполнѣ перечитываться и молодыми писателями, и любителями Словесности Россійской: тогда только можно совершенно ознакомиться съ разнообразнымъ его даромъ, съ способомъ выражаться пріятно для ума, сердца и воображенія, даже въ самыхъ мелочахъ, съ глубокимъ знаніемъ всѣхъ средствъ богатаго языка Россійскаго. Умолчимъ о другихъ причинахъ, по коимъ рано было дѣлать столь обширное извлеченіе изъ сочиненій Писателя, котораго могила еще такъ свѣжа; котораго память мы не можемъ лучше почтить, какъ читая и перечитывая одиннадцать томовъ напечатанной имъ Исторіи Государства Россійскаго, и девять томовъ разныхъ его сочиненій, къ сожалѣнію не всѣ еще Библіотеки украшающихъ. Приложенный къ 1-й части Духа Карамзина, портретъ сего Писателя, весьма удачно скопированъ Г-мъ Флоровымъ съ портрета, рисованнаго Лагишемъ и гравированнаго Лоришономъ въ Парижѣ, и приложеннаго къ Французскому переводу Исторіи Государства Россійскаго.