Починъ. Сборникъ общества любителей Россійской Словесности на 1895 годъ.
Москва. Литографія Высочайше утвержденнаго "Русскаго Товарищества печатнаго и издательскаго дѣла". Москва, Чистые пруды, соб. домъ. 1895.
Поэзія Некрасова. *)
*) Прочитано на литературно-музыкальномъ вечерѣ Общества любителей Россійской словесности 27-го марта 1894 г.
I.
Шесть лѣтъ тому назадъ знаменитый сатирикъ наканунѣ смерти завѣщалъ своимъ современникамъ вспомнить "забытыя слова". Рука писателя застыла навсегда раньше, чѣмъ успѣла дописать завѣщаніе. Поэтъ досказалъ рѣчь покойнаго: онъ назвалъ слова: отчизна, совѣсть, честь.
Но только ли эти слова забыло наше время?
Въ современной литературѣ растетъ тоска по чистому искусству, и лепетъ младенцевъ и нервно больныхъ возводится въ поэзію; въ дѣйствительности нѣтъ былого почета для искусства, и въ немъ исчезаютъ исконные мотивы старыхъ поэтовъ, учителей общества и друзей народа.
Кто же властною рѣчью разсѣетъ этотъ пыльный налетъ? Кто возстановитъ тѣснѣйшій союзъ жизни и поэзіи и воскреситъ великій образъ поэта-гражданина?
Преемника тебѣ не видимъ мы пока, говорилось у могилы Салтыкова. Это справедливо до послѣдняго дня. Но одно имя, уже много лѣтъ написанное на могильномъ памятникѣ, можетъ во всемъ блескѣ и полнотѣ напомнить намъ все, что мы растеряли, чѣмъ пренебрегли.
Это имя -- Некрасовъ.
Какое ясное и сильное творчество! Не надо никакихъ хитроумныхъ догадокъ, никакихъ критическихъ дополненій. Каждый стихъ мечется въ глаза, живой и реальный, и будто лучъ солнца уничтожаетъ туманы современной тщедушной музы.
Такою поэзія можетъ быть при единственномъ условіи: когда она -- непосредственный, искренній откликъ на душевную жизнь поэта, когда она вся пропитана красками и соками дѣйствительности.
Некрасовъ въ своихъ стихахъ откровенно разсказалъ и свою жизнь, и свои стремленія, ошибки и грѣхи, самъ произнесъ надъ собой нелицепріятный судъ, и не переставалъ при этомъ окружать всей прелестью своего таланта, своего генія-вдохновителя, свою мать.
Никто изъ поэтовъ ни одной женщинѣ до конца жизни не пѣлъ такихъ восторженныхъ глубоко-сердечныхъ пѣсенъ. Каждая минута прошлаго, связаннаго съ матерью, для нашего поэта незабвенна. И сколько горя и боли въ этихъ воспоминаніяхъ!
Одна изъ первыхъ красавицъ Варшавы, окруженная блестящею толпой поклонниковъ, увлекается русскимъ армейскимъ офицеромъ, бѣжитъ съ нимъ въ далекую холодную страну и на проклятія родителей отвѣчаетъ молчаніемъ. Награда ей -- многолѣтнія страданія.
Кругомъ ея ни единаго луча свѣта, ни одной любящей отзывчивой души. Ея существованіе -- тяжелая безутѣшная неволя, и сыну ея впослѣдствіи будутъ рисоваться картины, одна мрачнѣе другой, когда онъ припомнитъ свое дѣтство и участь матери.
Увы! Тамъ душно, тамъ пустыня,
Любя, прощая, чуть дыша,
Тамъ угасаетъ какъ рабыня,
Святая женская душа...
Переступить порогъ не смѣя,
Тоски и ужаса полна,
Такъ вянетъ сказочная фея
Въ волшебномъ замкѣ колдуна.
Мужъ-дикарь, деспотъ, скоро перестаетъ любить жену, она по прежнему любитъ, въ восемнадцать лѣтъ одинока, но находитъ въ себѣ силы дѣлить чужія страданія. Ея личная жизнь кажется ей завидной передъ участью крестьянки, крестьянина раба, согбеннаго надъ плугомъ, передъ несчастіями ея новаго отечества,
Гдѣ рой подавленныхъ и трепетныхъ рабовъ
Завидовалъ житью послѣднихъ барскихъ псовъ...
и гдѣ
...только тотъ одинъ, кто всѣхъ собой давилъ
Свободно и дышалъ, и дѣйствовалъ и жилъ.
Поэтъ неоднократно вспоминаетъ, какъ эта "затворница" отводила душу за роялемъ и какъ тогда ея печальный голосъ
Звучалъ, какъ вопль души многострадальной.
Но никто не слыхалъ отъ нея укоризнъ судьбѣ. Она будто считала преступнымъ возстать на свою долю, терпѣливо и молча несла крестъ, "была ровна и весела" и находила въ себѣ достаточно силъ выносить борьбу за другихъ.
Она, отвергнутая мужемъ, борется съ окружающей заразой, на сколько хватаетъ силъ, ограждаетъ своихъ дѣтей отъ безумныхъ забавъ отца. Ея первенецъ -- будущій поэтъ, чувствуетъ себя въ родномъ домѣ затравленнымъ волченкомъ, и сколько усилій стоитъ матери спасти ребенка отъ обидъ и издѣвательствъ! И не разъ гдѣ-нибудь украдкой, обнявшись съ ней, онъ плачетъ объ ея мукахъ и общей неволѣ.
Для насъ достаточно представить одну изъ многочисленныхъ сценъ ранняго дѣтства, рисуемыхъ поэтомъ,-- и безпощадная томительная драма воскреснетъ во всей силѣ.
Вотъ вечеръ,-- снова рогъ трубите.
Примолкнувъ, дѣти побѣжали,
Но мать остаться имъ велитъ.
Ихъ взоръ унылъ, невнятенъ лепетъ...
Опять содомъ, тревога, трепетъ!
А ночью свѣчи зажжены,
Обычный пиръ кипитъ мятежно,
И бѣдный мальчикъ у стѣны,
Прижавшись, слушаетъ прилежно
И смотритъ жадно (узнаю
Привычку дѣтскую мою)...
Что слышитъ? пѣсни удалыя
Подъ топотъ пляски удалой;
Глядитъ, какъ чаши круговыя
Пустѣютъ быстрой чередой;
Какъ на лету куски хватаютъ
И ротъ захлопываютъ псы;
Какъ на тѣни ростутъ, киваютъ
Большіе дядины усы...
Смѣются гости надъ ребенкомъ
И чей-то голосъ говоритъ:
"Не правдаль, онъ всегда глядитъ
Какимъ-то травленымъ волченкомъ?
Поди сюда!" Зоветъ и мать;
Волченокъ смотритъ -- и ни шагу.
"Упрямство надо наказать --
Поди сюда!" -- Волченокъ тягу...
"Ату его!"...
И вся тяжесть подобныхъ сценъ падаетъ на мать. Сама беззащитная и подневольная, она должна ограждать дѣтей отъ нравственнаго уродства, отъ разврата, подстерегающаго дѣтскую душу на каждомъ шагу въ этомъ омутѣ дикихъ страстей. И она сумѣла выходить изъ непосильной борьбы побѣдительницей. Она не могла "свободы дать рабу", "голодному дать хлѣба",-- но уже великимъ подвигомъ было, если этотъ рабъ чувствовалъ лишній разъ бодрость и утѣшеніе, если горе его убавлялось и зло не до конца убивало въ немъ человѣка.
А дѣти? Они были спасены только материнскимъ сердцемъ, ея безмолвнымъ, но непоколебимымъ мужествомъ. Послушайте, какая горячая благодарность заключена въ слѣдующихъ словахъ поэта:
Твой властелинъ наслѣдственные нравы
То покидалъ, то бурно проявлялъ;
Но если онъ въ безумныя забавы
Въ недобрый часъ дѣтей не посвящалъ;
Но если онъ разнузданной свободы
До роковой черты не доводилъ,--
На стражѣ ты надъ нимъ стояла годы,
Покуда мракъ въ душѣ его царилъ.
И это были долгіе годы. Двадцать лѣтъ полнаго разцвѣта молодыхъ силъ, неугасимой жажды любви и счастья, двадцать лѣтъ никѣмъ нераздѣленной тоски, никому невидимыхъ подвиговъ...
Побѣда пришла, но какая поздняя и въ сущности безцѣльная! За нею слѣдовала смерть -- тихая и ясная, смерть, какою умираютъ люди, исполнившіе свой долгъ,-- но никакая смерть не могла загладить драмы цѣлой жизни...
О, сколько силъ явила ты, родная!
Какимъ путемъ къ побѣдѣ ты пришла!
восклицалъ поэтъ долго спустя,-- и эти рѣчи были прекраснѣйшимъ вѣнкомъ на гробъ страдалицы. Вѣдь все, что чуялось поэту благороднаго и сильнаго въ его душѣ, было взлелѣяно матерью. Все, за что потомство будетъ помнить поэта,-- посѣяно и взрощено "скромной" героиней -- незабвенной музой своего сына. Все, что создало изъ него гражданина и пѣвца правды и народныхъ страданій,-- внушено мученическимъ жизненнымъ путемъ "Узницы", умѣвшей терпѣть и любить.
И если я легко стряхнулъ съ годами
Съ души моей тлетворные слѣды --
Поправшей все разумное ногами,
Гордившейся невѣжествомъ -- среды,
И если я наполнилъ жизнь борьбою
За идеалъ добра и красоты,
И носитъ пѣснь, слагаемая мною,
Живой любви глубокія черты --
О, мать моя! подвигнутъ я тобою!
Во мнѣ спасла живую душу ты!
Поэтъ еще ребенкомъ понималъ, какая передъ нимъ желѣзная воля, самоотверженное терпѣніе. И въ дѣтствѣ горячо любимая мать "силу свободную, гордую, заложила въ его грудь", научила "не робѣть передъ правдой-царицей".
Ему скоро понадобится эта наука.
Рано онъ оставляетъ семью, въ шестнадцать лѣтъ живетъ своимъ трудомъ, учится урывками, подолгу голодаетъ. Въ двадцать лѣтъ -- усталый, обезсиленный, но неизмѣнно смѣлый и гордый, онъ пріѣзжаетъ домой, и не застаетъ матери въ живыхъ.
Теперь на ея могилѣ онъ вновь вспоминаетъ ея жизнь, ея завѣты.
Незадолго передъ ея смертью, послѣ двадцатилѣтнихъ терзаній, сѣрый день будто просвѣтлѣлъ. Раскаяніе вспыхнуло въ груди мучителя и онъ палъ къ ногамъ страдалицы. Она умерла не переставая молиться о дѣтяхъ.
И передъ сыномъ будто на яву стоитъ она,
Треволненья мірского далекая,
Съ неземнымъ выраженіемъ въ очахъ,
Русокудрая, голубоокая,
Съ тихой грустью на блѣдныхъ устахъ;
слышится печальный, хватающій за сердце голосъ, "исполненный мелодіи и ласки", воскресаютъ чудныя сказки по зимнимъ вечерамъ у догорающаго огня "о рыцаряхъ, монахахъ, короляхъ"; но еще больше воскресаетъ слезъ...
И эти слезы -- свидѣтели великихъ душевныхъ доблестей, оставившихъ безсмертное наслѣдіе въ сердцѣ и геніи поэта. И поэтъ, склоняясь въ глубокой тоскѣ надъ дорогой могилой, ощущаетъ невольное чувство удовлетворенія, даже счастья -- быть одновременно и сыномъ, и питомцемъ и пѣвцомъ такой женщины.
И счастливъ я! ужъ ты ушла отъ міра,
Но будешь жить ты въ памяти людской,
Пока въ ней жить моя способна лира.
Пройдутъ года -- поклонникъ вѣрный мой
Ей посвятитъ досугъ уединенный,
Прочтетъ разсказъ и о твоей судьбѣ;
И, посѣтивъ поэта прахъ забвенный,
Вздохнувъ о немъ, вздохнетъ и о тебѣ.
Эти слова шепчетъ поэтъ надъ могильной плитой, и уроки матери неизгладимо запечатлѣваются въ его сердцѣ.
Сколько бы ни жилъ поэтъ, сколько бы ни испыталъ онъ,-- жизнь не вызоветъ въ немъ новаго чувства, какого бы онъ давно не пережилъ вмѣстѣ съ матерью.
Она томилась среди ужасовъ крѣпостного рабства, сама была первой безотвѣтной жертвой: сынъ всей душой возненавидитъ жизнь, создающую тирановъ и жертвъ. Мать ни разу не заставила раба почувствовать страхъ, видѣла въ немъ близкаго себѣ страдальца и преклонялась передъ его часто мученической судьбой, сынъ научится распознавать человѣка, даже героя, въ бѣдномъ запуганномъ созданіи, на лицѣ бурлака еще ребенкомъ прочтетъ "спокойно безнадежный взоръ", "покорность безъ конца" и родную Волгу въ первый разъ назоветъ
Рѣкою рабства и тоски.
Онъ такъ много перенесъ, передумалъ, столь многому научился въ объятіяхъ матери,-- дѣтскія обиды сольются съ горемъ узницы. Негодованіе на "ужасъ женской доли" будетъ расти съ каждымъ днемъ: именно здѣсь мать -- учительница и образецъ, и къ мотивамъ грусти прибавятся еще пѣсни о дѣтскомъ сиротствѣ.
И передъ нами поэтъ печали и гнѣва, поэтъ жгучей мести и нѣжнѣйшихъ сочувствій, мести всякой неправдѣ и насилію, сочувствій -- безсильнымъ и бѣднымъ.
II.
Поэту для его поэзіи не потребуется усилій воображенія: ему достаточно помнить, чтобы творить, видѣть просвѣтленный страданіями образъ матери, чтобы не остудить въ себѣ ни любви, ни ненависти. И этотъ образъ не тускнѣетъ до конца дней поэта. Наканунѣ смерти Некрасовъ посвящаетъ матери поэму, еще разъ преклоняясь передъ ней, какъ преклонялся тридцать лѣтъ тому назадъ, разсказывая впервые объ ея судьбѣ.
Сынъ не можетъ простить слезъ, пролитыхъ матерью; имъ "забвенья нѣтъ", этимъ "святымъ", единственнымъ въ мірѣ слезамъ,-- и онъ прежде всего явится безпощаднымъ историкомъ темной старины.
Онъ воскреситъ героевъ недавней эпохи, героевъ безпросвѣтнаго эгоизма, тупого самоуслажденія собственной силой и властью героевъ эпохи, когда даже слова "общественное благо" считались преступными.
Трудно и пересчитать, сколько разъ поэтъ принимается разсказывать о печальномъ прошломъ! Вѣдь оно камнемъ лежитъ на его сердцѣ, у него -- еще ребенка -- "тоскливо сердце ныло", онъ, самъ гонимый необъяснимымъ чувствомъ, убѣгалъ къ нянѣ... Теперь стоитъ только взглянуть на родныя поля,-- и безконечная вереница образовъ и картинъ не даетъ покою.
Помѣщикъ -- солнце, каждая травка любовно шепчетъ ему "я твоя". Его воля законъ. Безконечные праздники среди разгула.
Летѣло время соколомъ,
Дышала грудь помѣщичья
Свободно и легко.
Такъ жили отцы. И не иная жизнь готовилась дѣтямъ.
Молодыя поколѣнія воспитываются необыкновенно просто: въ дѣтствѣ достаточно умѣть забираться на чужія плечи, въ юности -- развратъ, потомъ "паука жизни" въ гостиныхъ и лакейскихъ и въ заключеніе -- "доходныя мѣста". Намъ знакомы эти рыцари вѣковой лѣни и животныхъ радостей. Литература за цѣлые десятки лѣтъ переполнена ими. Поэтъ нѣсколькими штрихами рисуетъ и самихъ героевъ и ихъ жизнь, и ихъ жгучіе интересы.
Вотъ одна изъ безчисленныхъ сценъ, заполонявшихъ въ "недавнее время" великосвѣтскіе салоны и ресторанные кабинеты:
Программа иногда разнообразится. Вдругъ крѣпостнику вздумается обзавестись "принсипами" и убѣжденіями. Въ результатѣ маскарадъ едва ли не болѣе забавный, чѣмъ откровенныя потѣхи почвенныхъ и совершенно первобытныхъ "отцовъ отечества". У нашего поэта длинная галлерея подобныхъ чудаковъ.
Одинъ, напримѣръ, пресерьезно увѣряетъ пріятеля:
"Я, душа моя, славянофилъ."
Пріятель догадывается спросить:
"А религія ваша?"
Получается отвѣтъ:
"Католикъ"...
Картина въ истинно-русскомъ жанрѣ!.. Извѣстна оригинальная религіозная пропаганда въ Петербургѣ сардинскаго посла графа де Местра въ царствованіе Александра I. Графъ дѣйствовалъ такъ ловко и успѣшно, что среди русскихъ аристократовъ преданность римскому папѣ стала считаться признакомъ "хорошаго тона". Поэтъ, слѣдовательно, имѣетъ въ виду безусловно историческое явленіе.
Другое, столь же комическое и жалкое,-- салонное народничество. Оно не шло дальше увлеченія костюмомъ, мужицкимъ обличьемъ, кое-какими жаргонными словечками. Вы помните гоголевскую барыню, приходящую въ экстазъ отъ нарисованнаго мужичка въ рубахѣ! Такіе энтузіасты плодились не только среди прекрасной половины помѣщичьей расы. Вотъ впечатлѣнія одного изъ салонныхъ народниковъ, съ обычной силой изложенныя Некрасовымъ:
Дѣло, конечно, происходитъ въ театрѣ. Гдѣ же еще аристократическому народолюбцу видѣть вблизи "русскій народъ" и -- главное -- восхищаться имъ!
...Явилась въ рубахѣ крестьянской
Петипа -- и театръ застопалъ.
Вообще мы наклонны къ искусству,
Мы его поощряемъ, но тамъ,
Гдѣ есть пища народному чувству,
Торжество настоящее намъ:
Неужли молчать славянину,
Неужли жалѣть кулаки,
Какъ Бернарди затянетъ "Лучину",
Какъ пойдетъ Петипа трепака...
Вотъ гдѣ дѣло идетъ о народѣ,
Тамъ я первый увлечься готовъ.
Жаль одно; въ нашей скудной природѣ
На вѣнки не хватаетъ цвѣтовъ.
Народническіе восторги на почвѣ балета истинный фарсъ, и смѣшной и низменный. Но иное чувство возбуждаютъ краснорѣчивые "либералы", большіе художники мирить пышныя рѣчи съ наслѣдственными преданіями рабства:
Такія рѣчи поведетъ,
Что слушать любо-мило,
А кончитъ тѣмъ же, что прибьетъ!
Невольно жертвамъ подобнаго либерализма приходится даже сожалѣть о старинѣ -- жестокой, часто безчеловѣчной, но за то откровенной и безхитростной:
Нѣтъ! прежде проще было!
Такіе горькіе, уродливые плоды приносили даже благородныя повидимому увлеченія на почвѣ, поросшей вѣковою сорной травой! Ни искусство, ни идеи не могли преодолѣть насильнической закваски, окрѣпшей среди длиннаго ряда поколѣній. И дѣти неизбѣжно выходили портретами отцовъ,-- все равно -- оставались ли они въ родныхъ углахъ среди кутежей и распутства, или наслаждались "послѣдними словами" столичной культуры.
Вы знаете распространеннѣйшій типъ "сына", выросшаго въ семьѣ крѣпостнаго барина, снабженнаго всѣми благами фортуны и брошеннаго въ вихрь продажныхъ наслажденій. Онъ могъ кончить весьма просто; въ одинъ прекрасный день подъ вліяніемъ тяжкаго похмѣлья или случайнаго отрезвленія вдругъ возникало рѣшеніе порвать съ Армаисами и Лорами, обзавестись законной подругой,-- и окунуться въ глушь родной старины, чтобы до конца жизни травить зайцевъ и властной рукой править "людьми"...
Но бывалъ и другой конецъ, болѣе сложный, по врядъ ли болѣе достойный и завидный. Въ результатѣ праздности и кутежей юноша начинаетъ страдать хандрой, особымъ русскимъ разочарованіемъ.
Тогда юный герой
Являлъ... Байрона черты
Въ характерѣ усталомъ.
Онъ, утратившій радость въ рестораціи Дюссо, познавшій тщету надежды за картами и билліардомъ, остудившій сердце въ танцъ-классахъ!
Это все такіе подвиги, что послѣ нихъ нельзя было не вообразить себя всѣмъ, чѣмъ угодно -- и Байрономъ, и Манфредомъ, и Наполеономъ,-- геніемъ не у дѣлъ, героемъ безъ призванія. Какъ просто и естественно громить "ничтожный міръ", "людское стадо", когда въ самомъ себѣ чувствуешь удручающую пустоту и немощь! Какъ завлекательно прикрывать мрачной маской разочарованія пошлыя черты отцвѣтшаго лица и драпировать театральнымъ плащемъ тщедушный, измочаленный станъ! Неопытные взоры не преминутъ ходульнаго комедіанта отождествить съ идеалистомъ, исполненнымъ благороднаго негодованія на людскую пошлость.
Такъ это и было,-- и не пересчитать, сколько опустошеній совершено маскарадными героями въ мечтательныхъ женскихъ сердцахъ! Какіе эффектныя имена и благоговѣйныя прозвища давались нашими Татьянами нашимъ Онѣгинымъ!
Некрасовъ не миновалъ и этого недуга. Его герой носитъ одно изъ великолѣпныхъ романтическихъ именъ: Агаринъ стоитъ Онѣгина и Тамарина,-- и клеймо, положенное на него музой нашего поэта, горитъ несмываемымъ пятномъ:
Это не бѣсъ, искуситель людской
Это увы!-- современный герой!
* * *
Книги читаетъ да по свѣту рыщетъ --
Дѣла себѣ исполинскаго ищетъ,
* * *
Благо наслѣдье богатыхъ отцовъ
Освободило отъ малыхъ трудовъ,
* * *
Благо итти по дорогѣ избитой
Лѣнь помѣшала, да разумъ развитой.
И среди этихъ паразитовъ и глупцовъ -- лучшимъ былъ "лишній человѣкъ" "честный по натурѣ, лѣнтяй, избыточно снабженный всѣмъ житейскимъ, боготворившій красоту и европейскую культуру, тщательно обходившій жизнь и житейскую прозу".
Рыцарь добраго стремленья
И безпутнаго житья!..
Этимъ людямъ случалось говорить громкія рѣчи, но всякое усиліе ихъ пугало, они карали зло лишь презрѣніемъ, и герои слова на дѣлѣ были дѣтьми.
А народъ?
Ему предоставленъ трудъ, и вѣчная борьба. За каждую крошку хлѣба онъ расплачивается каплей пота.
Безъ наслажденья онъ живетъ,
Безъ сожалѣнья умираетъ
Цѣлая страна -- "Забытая деревня". Вѣка проходятъ среди тьмы и рабства -- и нѣтъ ни откуда спасенья: не идетъ желанный баринъ, подавленный стонъ звучитъ даже въ пѣсняхъ, застываетъ въ "спокойно-безнадежномъ взорѣ" пахаря, захватываетъ будто всю природу, печальную, сѣрую, слезливую. Здѣсь все кричитъ о неустанномъ подневольномъ трудѣ и о страданьяхъ, никѣмъ не признанныхъ.
Ни болѣзнь, ни смерть не облегчаютъ цѣпей: хозяинъ при смерти -- его полоса гибнетъ несжатой, онъ умеръ -- его некому оплакивать: жена едва успѣваетъ схоронить покойника, не можетъ приласкать дѣтей; ежедневный трудъ, борьба съ голодомъ стоятъ надъ ней и не даютъ ей ни на минуту остаться человѣкомъ.
Но иногда человѣкъ вдругъ поднимается и заявляетъ свои права. Неожиданно для всѣхъ примѣрный холопъ вѣшается, высѣченный парень бросается въ рѣку, всю жизнь покорный труженикъ напивается до пьяна. Это -- расплата несчастныхъ за поруганный другими образъ человѣка, расплата рабовъ, способныхъ отомстить господамъ только собственной гибелью.
Но это драмы, а не будни; чаще всего жизнь кончается въ безропотномъ терпѣніи, среди молчанія и тихой грусти. Такъ умираетъ солдатъ, заболѣвшій чахоткой послѣ побоевъ начальства. Онъ даже матери не разсказываетъ, что съ нимъ произошло. Онъ -- недавно цвѣтущій, сильный и красивый,-- теперь умирающій.