Измайлов Александр Алексеевич
В литературном мире. "По звездам" Вячеслава Иванова

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


АЯКС <А. ИЗМАЙЛОВ>

В литературном мире. "По звездам" Вячеслава Иванова

   В. И. Иванов: pro et contra, антология. Т. 1
   СПб.: РХГА, 2016.
   
   Книга Вячеслава Иванова -- книга для немногих, для гурманов и ценителей искусства, для "утонченников" и своего рода как бы сладострастников красоты.
   На этот раз это не стихи, а свод критических статей и эстетических размышлений на самые современные темы, которыми живут верхи интеллигенции европейской и русской.
   Ницше и Дионис, Вагнер и Пушкин, Бодлер и Метерлинк, Достоевский и Байрон -- вот имена, которые встречаются почти на каждой странице новой книги Вячеслава Иванова.
   Иванов пишет о "неприятии мира", о дионисианстве, о театре будущего, о мифотворчестве, эллинизме, символизме, и кто хочет узнать настоящее значение "неприятия мира", "мифотворчества" и т. д.1, а не судить о них по выкликам попугаев и критических младенцев, тому нужно читать именно эту книгу.
   Книга Иванова написана цветисто. Автор -- прославленный ритор. У него нет пафоса и бурной страсти.
   Еще раз Иванов показывает здесь основные свойства своего дарования, -- его суховатую рассудочность, уменье пользоваться всем арсеналом учености, образами античной старины, мифами и т. д.
   Вдохновение не осеняет его, но ум его всегда напряжен.
   Иванов почти сплошь не говорит, а вещает. Как в стихах, он и здесь звенит архаическими словами, стряхивает пыль с библейских, египетских и эллинских образов.
   Здесь опять и "вневременные пажити", "глубинные корни", и "узывно-унылые звуки", и "фонтанные лепеты", и "страдальные преломления", и вся образность риторов масонства -- вплоть до "распятия любви" на "кресте греха".
   Чувство стиля не мешает, однако, В. Иванову писать тем типично профессорским языком, который давно перестал быть русским:
   -- Мы только дифференцировались, и нашу дифференциацию принимаем за индивидуализм. Но принцип дифференциации мы обратили и на самих себя. Наше я превратилось в чистое становление, т. е. небытие... Мы скорее священнослужители и тирсоносцы во имя индивидуализма, чем его субъекты...2 и т. д.
   Или:
   -- Тогда только человек находит свое предвечное воление и делается страдательным орудием живущего в нем бога. Тогда впервые говорит он свое правое да своему сокровенному богу, свое сверхличное Да -- уже не миру, а сверхмирному, тогда впервые волит творчески...3
   "Так он писал, темно и вяло, что модернизмом мы зовем"4. Читаешь, переводишь и думаешь:
   -- Как досадно, что автор сам не перевел своей книги на русский язык.
   Этот приват-доцентский язык, сменяющийся иногда не лишенным стильности риторическим цветословием, под конец утомляет. Искусственные цветы, изысканно придуманные образы.
   Это в целом понижает достоинство книги, ограничивает круг ее читателей литературными экспертами и гастрономами.

1909

КОММЕНТАРИИ

   Впервые: Биржевые ведомости. 1909. No 12 270. 20 августа. Вечерний выпуск. С. 3-4. Воспроизведено в кн.: ПЗ. БиМ / Сапов, 2007. С. 576-577. Печатается по этому изданию.
   
   Аякс (наст. имя и фамилия -- Александр Алексеевич Измайлов; 1873-1921) -- литературный критик.
   
   Рецензия написана в связи с появлением в печати программной для русского символизма книги статей и эссе ВИ "По звездам: Статьи и афоризмы" (СПб.: Оры, 1909). Ознакомившись с этой рецензией, ВИ записал в своем дневнике от 20 августа 1909 г.: "Нелепая статья в "Бирж[евых] вед[омостях]", по Галичу. Я окончательно провозглашен "ритором" в этой части прессы, которая, конечно, не знает, как отделаться от неудобного пришельца -- моей книги. Вероятно, ее рекомендуют для осведомления о идейной жизни верхов интеллигенции русской и европейской из компетентного источника; и мне хотелось бы, чтобы ее скорее раскупили" (II, 792-793).
   
   1 ...о "неприятии мира", о дионисианстве, о театре будущего, о мифотворчестве, эллинизме, символизме, и кто хочет узнать настоящее значение "неприятия мира", "мифотворчества" и т. д...-- Речь идет о статьях ВИ, вошедших в этот сборник: "Ницше и Дионис" (1904), "Символика эстетических начал" (1905), "Поэт и чернь" (1904), "Копье Афины" (1904), "Новые маски" (1904), "Вагнер и Дионисово действо" (1905), "О Шиллере" (1905), "Кризис индивидуализма" (1905), "Идея неприятия мира" (1906), "Байрон и идея анархии" (1906), "Предчувствия и предвестия: Новая органическая эпоха и театр будущего" (1906), "Две стихии в современном символизме" (1907) и др., многие из которых публиковались в периодической печати.
   2 ...-- Мы только дифференцировались <...> во имя индивидуализма, чем его субъекты...-- цитаты из статьи ВИ "Кризис индивидуализма" (Иванов Вяч. По звездам. С. 97) (I, 837).
   3 ...-- Тогда только человек находит свое предвечное воление <...> впервые волит творчески...-- Несколько измененный пересказ фрагмента статьи ВИ "Символика эстетических начал", посвященной категориям восхождения и нисхождения в искусстве. Ср.: "Тогда только человек, утративший свою личную волю, себя потерявший, находит свое предвечное истинное воление и делается страдательным орудием живущего в нем бога,-- его носитель, тирсоносец, богоносец. Тогда впервые говорит он свое правое Да своему сокровенному богу, свое сверхличное Да -- уже не миру, а сверхмирному, тогда впервые волит творчески: ибо волит творчески, значит волит безвольно" (Иванов Вяч. По звездам. С. 32) (I, 830).
   4 "Так он писал, темно и вяло, что модернизмом мы зовем".-- Пастиш из "Евгения Онегина" А. Пушкина (6, XXIII).
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru