Наташка. Разсказъ Максима Бѣлинскаго. Кіевъ, 1886 г. Максимъ Бѣлинскій былъ одно время "писателемъ, подававшимъ большія надежды", потомъ сталъ "писателемъ, подающимъ надежды", уже безъ опредѣленія, какія надежды, большія или небольшія. Возлагавшихся на него "надеждъ" онъ нимало не оправдалъ; тѣмъ не менѣе, между мелкими разсказами, написанными имъ въ началѣ его литературнаго поприща, попадаются очень хорошенькіе, проникнутые гуманною идеей, которой, за неимѣніемъ таланта, г. Бѣлинскій и обязанъ своимъ былымъ успѣхомъ и возбужденными имъ ожиданіями. къ такимъ разсказцамъ, молодо и тепло написаннымъ, принадлежитъ и Наташка. Героиня, шестнадцатилѣтняя Наташка, живетъ съ больною старухою-матерью въ подвальной каморкѣ. Работы нѣтъ, за квартиру платить нечѣмъ, ѣсть нечего, нищета полная и безвыходная. Наташка хорошенькая и "честная" дѣвушка. Она съ ругательствомъ убѣгаетъ отъ гнусныхъ предложеній дворника, отказывается отъ столь же мерзкихъ, но болѣе соблазнительныхъ предложеній богатаго ловеласа; вопреки наставленіямъ умирающей отъ холода и голода матери, она не соглашается ѣхать къ нѣкоей Рахили Рафаиловнѣ, у которой "бываютъ все хорошіе господа, честные господа... офицеры въ золотѣ... и музыка играетъ". Толстая Рахиль не одинъ разъ предлагаетъ матери "хорошія" деньги; Наташка всѣмъ отвѣчаетъ одно: "Я не гулящая, у меня глупости въ головѣ не сидятъ и денегъ вашихъ мнѣ не надо. Кабы хотѣла гулять, такъ въ лисахъ бы ходила"... Наташка выгоняетъ даму, у которой "честные" господа бываютъ. Мать клянетъ Наташку за ея "упорную дурость". Послѣдняя надежда дѣвочки -- занять денегъ у подруги Паши и при ея помощи поступить на фабрику. Но у Паши нѣтъ у самой ни гроша; мѣсто же на фабрикѣ будетъ только черезъ недѣлю. Вынужденная голодомъ, стономъ и страданіями матери, Наташка идетъ въ Пассажъ. Къ ней скоро пристраивается молодой человѣкъ и зоветъ "прогуляться".
"-- Я не гулящая,-- сказала Наташка съ тоской.-- А сколько вы дадите? Сто рублей дадите?
"-- Это за что же?
"-- Такъ. Я не гулящая, -- отвѣчала Наташка, пугливо глядя по сторонамъ и вытягивая пальцы рукъ, точно хотѣла оторвать ихъ.
"-- Не обманываешь?
"Она побожилась.
"-- Десять дамъ,-- сказалъ онъ.
Наташка согласилась и поѣхала съ молодымъ человѣкомъ; но... убѣжала изъ номера и опять очутилась на улицѣ; опять холодъ и голодъ нестерпимый...
"На углу Знаменской встрѣтила господина въ шубѣ. Онъ не замѣтилъ Наташки, и она сама пристала къ нему.
"-- Возьмите меня, баринъ! Добрый баринъ!... Возьмите меня съ собой!...
"-- Пошла, дрянь!
"-- Баринъ, подарите же мнѣ... Ну, хоть рубликъ! Я голодная, я ничего не ѣла... Маменька больная... Баринъ!
"-- Какой рубликъ! Жирно, братъ. Вотъ тебѣ пятнадцать копѣекъ. Господь тебя проститъ! Да не таскайся... морда какая!..."
Онъ протянулъ ей деньги, она не успѣла ихъ взять, и монета упала въ снѣгъ. Наташка не нашла ее. Господинъ въ шубѣ скрылся. Изнемогая отъ усталости и голода, дѣвушка повернула на Знаменскую, потомъ въ какой-то переулокъ, потомъ еще и еще, и все шла, шла до тѣхъ поръ, пока на какомъ-то пустырѣ силы ее совсѣмъ не оставили и несчастная Наташка замерзла.
Мы потому остановились на этомъ маленькомъ разсказѣ Максима Бѣлинскаго, что въ немъ соединены всѣ лучшія и всѣ плохія стороны лучшихъ произведеній этого автора: вышеуказанная нами гуманность идеи, теплое сочувствіе нищетѣ и несчастью и, вмѣстѣ съ тѣмъ, недостаточная ясность мысли, живость сценъ и лицъ и ни на что ненужная грубость въ ихъ изображеніи, ошибочно принимаемая иными за реализмъ и за правдивость, тогда какъ, по нашему мнѣнію, это просто признакъ неумѣнья автора добиться желательнаго впечатлѣнія иными, настоящими художественными пріемами. Неясность мысли въ разсказѣ Наташка мы находимъ въ нижеслѣдующемъ: героиня "не гулящая" дѣвушка, по изъ этого вовсе не слѣдуетъ,-- въ разсказѣ г. Бѣлинскаго,-- что она принципіально "честная" дѣвушка; она сама говоритъ: "что и честь, когда нечего ѣсть". Изъ разсказа не видно даже, чтобы Наташка переживала какую-либо "нравственную" борьбу, прежде чѣмъ идти въ Пассажъ продаться первому встрѣчному. Она "честная" только инстинктивно, а не сознательно, она "не гулящая" лишь въ силу физическаго отвращенія, которое возбуждаютъ въ ней ухаживанья мужчинъ, а не нравственнаго отвращенія отъ порока. Наташка не идетъ въ "домъ" Рахили потому, что ея подруга, Паша, "погуливающая" тихомолкомъ и осторожно по Невскому, сказала ей, что къ * Рахили "не пойдетъ и послѣдняя шлюха съ улицы, а она (Наташка) и подавно" не пойдетъ. Такимъ образомъ, Наташка голодаетъ и страдаетъ за себя и за больную мать не ради добродѣтели по принципу, ей и набраться такихъ принциповъ было не откуда, "не гуляетъ" она просто потому, что случая такого не подошло, и не ея вина, и не ея заслуга, что случай не подошелъ даже тогда, когда она искала его въ Пассажѣ и на Невскомъ. Изъ-за чего же она замерзла? Изъ-за того, что случай не подошелъ? Стоитъ ли изъ-за этого разсказы писать?...