Каченовский Михаил Трофимович
О второй части Истории медицины в России, сочиненной В.М.Рихтером

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   

О второй Части Исторіи Медицины въ Россіи, сочиненной В. М. Рихтеромъ.

(Oкончаніе.)

   Въ предшедшей книжкѣ Вѣстника сообщены записки о подаркахъ, денежной жалованьи и кормѣ Доктору Сибелисту; кромѣ того помѣщенъ списокъ жалованной Грамматы Царя Алексѣя Михаиловича: все это предложено съ наблюденіемъ возможной точности болѣе для тѣхъ читателей сего журнала, которые по различнымъ причинамъ не могутъ пользоваться самой Исторіею Медицины въ Россіи. Сто семьдесятъ шесть страницъ въ концѣ второй Части заняты прибавленіями, въ которыхъ содержатся подлинныя грамматы на Россійскомъ, Латинскомъ и Англійскомъ языкахъ, также письма и записки, принадлежащія въ предлагаемой въ книгѣ матеріи; слѣдственно мы показали только малѣйшую часть, единственно для того что-бы дать нѣкоторое свѣдѣніе не только о обычаяхъ, но даже и о дипломатическомъ слогѣ тогдашняго времени.
   Изъ письмѣ къ Царю Михаилу Ѳеодоровичу Доктора Сибелиста, изъ Шлезвига, отъ 4 го Января 1643 года, видно, что сей Врачь имѣлъ отъ Монарха нѣкоторыя важныя препорученія. Въ упомянутомъ письмѣ между прочимъ упоминаетъ Докторъ, что онъ бывши въ Копенгагенѣ, про нѣкоторыя дѣла провѣдывалъ. Одна особа, продолжаетъ Сибелистъ, имѣющая полную довѣренность Датскаго Короля, открыла ему, что какъ самъ Король, такъ и сынъ его {Рожденный отъ Графини Мункъ.}, Имперскій Графъ Волдемаръ, весьма благоприятствуютъ Царю Русскому; но та же уполномоченная особа настоятельно требовала, чтобы статья о религіи, была выпущена; ибо во первыхъ она противна чести и совѣсти Его Датскаго Величества, а во вторыхъ были примѣры, что особы владѣтельныхъ фамиліи разныхъ исповѣданій, соединялись бракомъ и были счастливы. Слова сіи относятся къ предположенному въ то время бракосочетанію Царевны Ирины Михайловны съ упомянутымъ Королевскимъ сыномъ Графомъ Волдемаромъ. Впрочемъ переговоры о семъ союзѣ не имѣли, какъ извѣстно, желаемыхъ слѣдствіи. Въ другое время въ письмѣ въ Боярину Ѳедору Ивановичу Шереметеву между прочимъ пишетъ Сибелистъ, что Голландцы, которымъ дорого стоило морское {Т. е. мимо Мыса доброй надежды. Въ письмѣ Сибелиста именно сказано: "торговля въ Восточной Индіи моремъ много денегъ становится."} сообщеніе съ Восточною Индіею, возъимѣли желаніе приближиться къ Волгѣ, чтобы по сей великой судоходной рѣкѣ распространить торговлю свою до Астрахани; далѣе, что бывшій въ Россіи Шведскаго Короля секретарь Буррей сдѣлалъ планъ, какимъ образомъ изъ Бѣлаго моря въ Каргапольское, изъ Каргапольскаго въ Бѣлозерское, а изъ Бѣлозерскаго весною придти можно въ Волгу) что Голландцы давно искали случая овладѣть городомъ Архангельскимъ; что нужно приступить къ нѣкоторымъ мѣрамъ предосторожности, на примѣръ завести военные корабли на Бѣломъ морѣ и построить крѣпости въ окрестностяхъ Вологды. Еще въ другомъ письмѣ Докторъ между прочимъ предлагаетъ Боярину, ежели потребны вновь аптекарскіе матеріалы или что нибудь для Царскихъ Садовъ, чтобы присланы были списки къ нему за границу. Въ отвѣтъ Шереметевъ требуетъ, чтобы Докторъ привезъ нужное для Коломенскаго саду и для Покровскаго. Царь Михаилъ Ѳеодоровичъ, какъ видно и по поводу сего препорученія и изъ Олеаріева путешествія, любилъ сады и веселился цвѣтниками. Въ старину были въ Россіи только дикія розы (rosa canina, шиповникъ); но въ 1634 году частей упоминаемый въ Исторіи Медицины въ Россіи Датско-Голштинскій Коммисаръ Петръ Марцеллусъ привезъ въ Москву махровую розу (Rosa centifolia) изъ Готторнскаго Княжескаго сада, и съ тѣхъ поръ расплодилася въ Россіи порода прекраснѣйшаго изъ всѣхъ цвѣтовъ; равнымъ образомъ спаржа и латтукъ салатѣ въ царствованіе Михаила Ѳеодоровича привезены въ Россію Голландскими и Нѣмецкими купцами, и съ того только времени растутъ они на грядахъ Русскихъ огородовъ.
   О другихъ Врачахъ предложимъ короче. Докторѣ Рейнгардъ Паувъ (по Архивскимъ бумагамъ Рейнеріусъ Пауа, Пау и Романъ Паудъ) приѣхалъ съ одобрительнымъ письмомъ отъ Принца Нассау-Оранскаго и опредѣленъ въ Аптекарскомъ Приказъ. Сей Чужестранецъ долженъ былъ отправиться обратно изъ Россіи послѣ четырехъ-лѣтняго здѣсь пребыванія. Приѣхавши безъ предварительнаго вызова или приглашенія отъ Двора Московскаго, онъ недоволенъ былъ положеннымъ весьма достаточнымъ жалованьемъ, и потребовалъ прибавки. Ето подало поводъ къ разсмотрѣнію заслугъ его, которыхъ вовсе не оказалось; ибо Паувъ, посыланный пользовать нѣкоторыхъ Бояръ и другихъ особъ, не вылѣчилъ ни одного человѣка. По сей причинѣ велѣно ему выѣхать въ Голландію, его отечество, или куда изволитъ. Онъ жилѣ въ Россіи отъ 1638 до 164З года.
   Докторъ Гартманнъ Грамманъ (Гартманъ Грамондъ), находившійся при Голштинскомъ посольствѣ въ Россіи и Персіи, послѣ въ 1639 году 6ылѣ вызванѣ въ Москву, гдѣ жилъ многіе годы.
   Докторѣ Іоаннъ Белау (Белуа, а иногда и Бѣлоусовъ), прежде бывшій Профессоромъ въ Дерптскомъ университетѣ, призванъ изъ Риги по одобрительному свидѣтельству извѣстнаго Сибелиста и принятъ былъ при Дворѣ (1643) съ необыкновеннымъ отличіемъ. Получивъ 1652 году увольненіе въ Германію, онъ долго переписывался изъ Любека съ Дворомъ Московскимъ, къ которому былъ вновь многократно приглашаемъ; но Белау неблагодарно отлагалъ и отклонялъ приѣздъ свой, а между тѣмъ, ловилъ случаи пользоваться щедростію Русскаго Монарха. Сперва предложилъ онъ купить единорогъ, служащій будто бы для украшенія трона, и какъ лѣкарство, исцѣляющее многія болѣзни. За большой единорогъ назначилъ онъ 8000 рублей, а за маленькой кусокъ этой рѣдкости полсорока соболей добрыхъ. Къ сему куску приложилъ еще нѣсколько разныхъ камней, имѣющихъ будто бы удивительныя свойства Царь Алексій Михаиловичъ посылалъ къ нему милостивые подарки и безпрестанно приглашалъ его въ Москву; а Белау продолжалъ дѣлать свое: пріискивалъ единороговъ и увѣдомлялъ Боярина Милославскаго о цѣнѣ предлагаемыхъ имъ драгоцѣнностей, почти каждой разъ обнадеживая въ желаніи своемъ возвратиться въ Россію. Такая неблагодарность, такое корыстолюбіе дѣлаютъ имя сего Доктора очень мало почтеннымъ въ потомствѣ.
   Докторъ Петръ Чамберленъ призыванъ былъ въ Россію 1642 года; но Англійскій Король Карлъ I удержалъ его при себѣ по особеннымъ причинамъ, которыя изъяснилъ въ письмѣ своемъ къ Россійскому Монарху; вмѣсто же Чамберлена одобрялъ Іоанна Елмстона, Россійскаго подданнаго, обучившагося въ Англіи Медицинскимъ наукамъ!
   Извѣстья о нѣкоторыхъ молодыхъ людяхъ, учившихся въ чужихъ краяхъ на иждивеніи Царя Михаила Ѳеодоровича, о Докторахъ приѣзжавшихъ въ Россію безъ приглашенія и отправленныхъ обратно, о хирургахъ и аптекаряхъ не могутъ войти въ сіе извлеченіе за недостаткомъ мѣста. Но мы позволимъ себѣ выписать цѣлую статью о весьма любопытномъ и едва ли кому извѣстномъ Медицинскомъ осмотрѣ сдѣланномъ по приказанію Царя Михаила Ѳеодоровича (стр. 150--154). Сіе происшествіе относится къ 1623 му году!
   "Дѣвица Марія Ивановна, дочь дворянина Ивана Хлопова, жившаго въ отчинѣ своей близъ города Дмитрова, имѣла счастіе понравиться Царю Михаилу Ѳеодоровичу. Въ слѣдствіе того она была уже законнымъ порядкомъ предназначена въ супруги Государя, и въ церковныхъ моленіяхъ именуема съ титломъ Царевны. Между тѣмъ назначенная невѣста Царская, живучи подъ надзоромъ своихъ родственницѣ {Изъ нихъ упоминаются Марья Мелюкова и тетка Желябовская. Соч.}, случайно занемогла ничего незначущимъ и непродолжительнымъ невареніемъ въ желудкѣ. Симъ воспользовались два сильные при Дворѣ Боярина С...вы; они объявили Царю, что болѣзнь невѣсты Его Величества неизлѣчима и успѣли выманить повелѣніе обѣ отсылкѣ ее въ Нижній Новгородѣ къ ея бабкѣ. Чтобы дать болѣе правдоподобія сему дѣлу въ глазахъ Монарха, они призвали только однажды тогдашняго придворнаго Врача, Доктора Валентина Бильса (отца), и требовали его совѣта. Сей Докторъ, самъ невидавши больной, положился на слова лѣкаря Бальзира, и объявилъ, что судя по мнимо пожелтѣвшимъ глазамъ и непорядочному варенію желудка болѣзнь должна состоять въ затвердѣніи селезенки. Онъ заочно прописалъ для больной нѣкоторыя лѣкарства, и тогда же сказалъ, что сіи припадки легко излѣчить можно. Между-тѣмъ постарались дѣвицу Марію Ивановну поспѣшно отправить въ Нижній-Новгородѣ.
   "По прошествіи немалаго времени, когда Царь увѣдомился отъ родителя своего, Патріарха Филарета Никитича, что Марія Ивановна Хлопова, тогда, равно какъ и прежде, была совершенно здорова, стали при Дворѣ подозрѣвать въ умышленномъ распространеніи дойнаго слуха, единственно для того чтобъ отдалить дѣвицу Хлопову. Ето подало поводѣ къ допросамъ на законномъ основаніи, и потомъ къ освидѣтельствованію Медицинскому, Не упоминаю о взятыхъ предварительно по сему дѣлу показаніяхъ отъ Доктора Бильса, отъ лѣкаря, отъ отца, дяди, родственниковъ и духовника дѣвицы Маріи Ивановны, равно какъ и отъ многихъ Бояръ, при Дворѣ находившихся. Для нашей исторіи довольно замѣтить, что два Врача Валентинѣ Бильсъ и Артурѣ Дій, хирургѣ Бальзирѣ, Чудовскій Архимандритѣ и Бояре Шереметевъ и Глѣбовъ получили приказаніе немедленно отправиться въ Нижній-Новгородъ, узнать достовѣрно о здоровья дѣвицы Хлоповой, и представить о томѣ донесеніе. Открылось, что и тогда и прежде здоровье мнимой больной находилось въ самомъ хорошемъ состояніи, и что непродолжительной, легкой припадокъ былъ слѣдствіемъ весьма обыкновеннаго неваренія желудка. Изъ показанія дяди мнимо больной, Гаврила Ивановича Хлопова, видно, что временная болѣзнь невѣсты приключилась отъ неумѣреннаго употребленія сладкихъ яствъ, отъ Двора присылаемыхъ, и что она прошла, какъ скоро дѣвица Хлопова перестала ихъ кушать. Оба С...вы были за клевету ихъ наказаны лишеніемъ имѣнія, ссылкою въ деревню и десятилѣтнимъ отъ Двора отдаленіемъ. При семъ случаѣ Г. Сочинитель замѣчаетъ, что тогдашніе лѣкари, или собственно хирурги, очень рѣдко, занимались врачеваніемъ внутреннихъ болѣзней, какъ то видно изъ отвѣта упомянутаго Балезира, которой сказалъ, что "онъ мимо Дохтура лѣчить неумѣетъ той болѣзни, а знаютъ Дохтуры и проч."
   Чай сначала употреблялся при Царскомъ Дворѣ какъ лѣкарство, и настоящій Китайскій привозимъ былъ черезъ Сибирь. Надобно знать, что въ то время извѣстенъ былъ еще и Персидскій чай, (convolvulus Persicus), о которомъ упоминаютъ Берхъ и Олеарій. Еще въ 1674 году сіе горячее питье почитаемо было предохранительнымъ средствомъ отъ дѣйствій нездороваго воздуха и лѣкарствомъ отъ дурныхъ послѣдствій пьянства. Объ употребленіи чая въ Россіи прежде всѣхъ упомянулъ нѣкто Василій Старковъ, которой въ 1636 году посыланъ былъ въ Алтыну Хану. Онъ говорить о чаѣ, какъ о вещи дотолѣ совсѣмъ неизвѣстной и незнаетъ, почесть ли его за листья дерева, или за растеніе; вѣдаетъ только, что чай варятъ въ водѣ, прибавляютъ къ ней молока и пьютъ сію жидкость, пока она еще непростыла.
   Виноградныя лозы въ первой разъ посажены въ Астрахани 1613 года какимъ-то Нѣмцомъ, которой былъ въ одномъ изъ тамошнихъ монастырей монахомъ. Объ этомъ упоминаютъ Штраусъ и Трейеръ. Первой замѣчаетъ, что проѣзжіе купцы Персидскіе подарили виноградную лозу упомянутому монаху, которой и началъ разводить виноградъ въ монастырѣ своемъ за городомъ. Во время путешествія Штраусса въ 1675 году нашелъ онъ въ тамошней странѣ многіе сады виноградные, и лозъ уже столько размножилось, что ежегодно получаемо было на счетъ только Двора по двѣсти бочекъ вина и по пятидесяти водки.
   При Царѣ Михаилъ Ѳеодоровичъ были покушеніе познакомить Русскихъ съ Академіею и съ Герметическою Медициной; оно по видимому осталось тщетнымъ въ Исторіи, Медицину въ Россіи, помѣщена любопытная статья касательно сего предмета (стр. 44 -- 47).
   "Извѣстно, что въ XV и XVI столѣтіяхъ весьма распространилась Алхимія то есть оное суетное искусство, коего цѣль состояла въ превращеніи простыхъ металловъ въ благородные, или, какъ обыкновенно говорили, въ исканій философскаго камня. Сочиненія Василія Валентина, Іеронима Кардана, а особливо Парацельса, сдѣлались извѣстными повсюду и нашли себѣ многихъ жаркихъ почитателей, которые относились къ коронованнымъ Особамъ и были принимаемы съ такою благосклонностію, какой вовсе незаслуживало ихъ суетное и ничтожное искусство. По ученію Парацельса, каждое изъ тѣлъ земныхъ имѣло первоначальной свой образецъ, всѣ сіи образцы находились по ту сторону звѣздъ, отъ вліянія которыхъ происходятъ всѣ болѣзни, долженствующія быть врачуемы по правиламъ Каббалы. А какъ золото, по выкладкамъ Парацельса, въ точности соотвѣтствуетъ сердцу; то оно и должно быть единственнымъ лѣкарствомъ во всѣхъ болѣзняхъ сердца. И такъ нѣтъ ничего въ томъ удивительнаго, что нѣкоторые изъ адептовъ тогдашняго времени прибѣгли и въ Царю Михаилу Ѳеодоровичу и предложили ему таинственныя свои искусства и способы. Хотя Монархѣ сей недѣлалъ изъ нихъ никакого употребленія, и слѣдовательно разумѣлъ о неосновательности ихъ лучше всѣхъ владѣтельныхъ Особъ своего времени; однакожъ я не могу умолчать о двухъ до нынѣ уцѣлѣвшихъ рукописяхъ, которыя поданы были Государю, потому что онѣ отчасти принадлежать къ нашей Исторіи, и притомъ служить могутъ памятникомъ заблужденіи разума человѣческаго.
   "Первая рукопись, 23 го Іюня 1626 года поданная Царю въ Москвѣ отъ Голландца Гергарда фонъ деръ Гейдена, начинается заглавіемъ: Изъясненіе о алхимической мудрости или о философскомъ камнѣ, врачующемъ всѣ болѣзни. Во введеніи говоритъ о себѣ сочинитель, что онъ посредствомъ долголѣтныхъ и многотрудныхъ изысканій, и при помощи друзей своихъ приобрѣлъ свѣдѣнія въ сей вышней философіи, потомъ предлагаетъ Царю готовность свою служить Его Величеству. Содержаніе рукописи состоитъ въ пространномъ изъясненій всѣхъ касательно благородныхъ и недорогихъ металловъ алхимическихъ дѣйствій, клонящихся къ мнимому измѣненію оныхъ, посредствомъ превращенія въ порошокъ, развариванія съ солью и съ водою, перегонки, пережиганія и проч. Сочинитель болѣе всего, по видимому, занятъ превращеніемъ серебра въ какой-то лазоревой хрусталь, которой, по его мнѣнію, есть несравненное лѣкарство для укрѣпленія мозга сумасшедшихъ, и вообще для исцѣленія многихъ болѣзней, какъ-то водяной, желтухи и проч. Хотя правительство никакого употребленія изъ велемудрыхъ его предложеній несдѣлало, однакожъ ему учиненъ былъ распросъ, изъ котораго видно, какимъ образомъ рѣшилъ онъ труднѣйшія задачи сей высокой мудрости, и какъ изъ ртути, свинца, олова, желѣза и мѣди можно сдѣлать настоящее серебро и золото, примѣшивая только сѣмена сихъ благородныхъ металловъ къ прочимъ. Фонъ деръ Гейденъ увѣряетъ, что изъ того можно получить не только философскій камень, но еще и философское масло, спасительнѣйшее средство во всѣхъ возможныхъ болѣзняхъ." Въ числѣ приложеній во второй Части Исторіи Медицины въ Россіи, находится подробное изложеніе алхимическихъ правилъ мудраго фонѣ деръ Гейдена.
   "Вторая рукопись" продолжаетъ почтенный Сочинитель Исторіи "есть письмо, писанное 22 Августа 1632 года въ Царю Михаилу Ѳеодоровичу отъ Члена Коллегіи Лондонскихъ Врачей Доктора Антонія, и доставленное приѣхавшимъ въ Россію Полковникомъ Гейнрихомъ Астономъ. При семъ случаѣ Докторъ Антоній прислалъ къ Eгo Царскому Величеству двѣ скляночки, одну съ золотымъ настоемъ, а другую съ ессенціею золота, и при нихъ письменное наставленіе. Онъ проситъ Царя милостиво принять сей подарокъ, плодъ открытыхъ отцемъ его полезныхъ таинствъ, для употребленія въ качествѣ лѣкарства укрѣпляющаго сердце во многихъ болѣзняхъ, и даже предотвращающаго оныя. Напослѣдокъ доноситъ, что онъ писалъ обѣ етомъ особенно тогдашнему Лейбъ-Медику Его Царскаго Величества, Доктору Дію, которому употребленіе сего лѣкарства совершенно извѣстно. По Архивскимъ бумагамъ невидно, какъ поступилъ въ семъ случаѣ Докторъ Дій, которому впрочемъ непротивна была Герметическая Медицина."
   Симъ заключаемъ выписки наши, предоставляя себѣ впредь еще что нибудь извлечь изъ Исторіи Медицины въ царствованіе Алексія Михаиловича и предложить читателямъ подъ особымъ заглавіемъ. М.

-----

   [Каченовский М.Т.] О второй части Истории медицины в России, сочиненной В.М.Рихтером: (Окончание) / М. // Вестн. Европы. -- 1815. -- Ч.83, N 19. -- С.180-193.
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru