Каченовский Михаил Трофимович
Разрушение коперниковой системы

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   

Разрушеніе Коперниковой системы.

   Люди, ничего не зная объ истинномъ устроеніи Міра, созидаютъ собственныя свои системы; а поелику Система не иное что значитъ какъ умозрительное составленіе, и сверхъ того еще Міръ существенный вовсе не соединенъ съ умозрительнымъ, то и разрушеніе послѣдняго не можетъ ни для кого быть ужаснымъ, кромѣ только для философовъ. Мы, обитатели существеннаго Міра, не только останемся равнодушными при разрушеніи умозрительнаго Міра Коперникова, но, еще и порадуемся, что Землѣ нашей возвращается прежнее мѣсто ея въ средоточіи всемірнаго пространства! Чрезъ многіе вѣки продолжалась тяжба между добрыми людьми и треокаянными философами за неподвижность Земли и движеніе Солнца; наконецъ позднее пришествіе нынѣшней зимы предвозвѣстило великую побѣду, и въ первомъ мѣсяцѣ 1815 года всѣ бредни философовъ разсѣяны появленіемъ достопамятной книжицы: Разрушеніе Коперниковой системы {Россійское сочиненіе. Москва, въ типографіи H. С. Всеволожскаго 1815, въ 8 д. 99 стр.}.
   Главное содержаніе книжицы сея заключается въ немногихъ весьма убѣдительныхъ строкахъ, которыми поспѣшаемъ усладить умы и сердца нашихъ читателей, умоляя неотступно, чтобы они съ своей стороны незамедлили раскупить напечатанное изданіе, и тѣмъ вознаградили бы почтеннаго возстановителя истинной Системы Міра;
   Стр. 2, "Благодѣтельное солнце поставлено на тверди небесной для просвѣщенія и оживленія всего существующаго на земли, луна для распознанія текущаго времени и воздушныхъ перемѣнъ: но упоенный философіею умъ человѣческій недовольствуется спокойно сими благодѣяніями свѣтилѣ небесныхъ, возносится въ неизмѣримую высоту, касается непостижимыхъ свѣтилъ сихъ, описываетъ ихъ твердыми или тяжелыми, по произволу мечтанія своего; предписываетъ имъ свои законы въ движеніи, населяетъ жителями, не понимая самъ, какими, и теряйся и неизмѣримомъ пространствѣ небесъ, другихъ слѣпо идущихъ за нимъ, приводитъ въ заблужденіе. Такимъ-то образомъ покоящаяся седмь тысячъ лѣтъ на одномъ мѣстѣ земля наша, приведена въ сильное и не сродное ей движеніе, брошена на подобіе дѣтскаго мячика {"Философы двоякое движеніе земли изображаютъ дѣтскимъ мячикомъ, которой естьли брошенъ будешь въ верхъ, то сдѣлаетъ въ воздухѣ кривую черту: эта черта изображаетъ годовое движеніе земли вкругъ солнца; а какъ въ то же время мячикъ и около себя обращается, что видное изъ разноцвѣтныхъ его лоскутковъ, въ симъ изображаетъ суточное обращеніе земли вкругъ своей оси.-- Такимъ-то они забавляются мячикомъ!"}, и уже около трехъ сотъ лѣтъ носится по пространству воздушному; Солнце, вседневно обтекающее землю и благотворящее всякой плоти, лишено движенія и пригвождено къ одному мѣсту, вотъ плоды философіею упоеннаго ума человѣческаго и силящагося постигнуть то, что "превосходитъ понятіе его!"
   Тутъ еще только не болѣе какъ отрывокъ, взятой изъ начала сочиненія. Чѣмъ далѣе идетъ г. Сочинитель, тѣмъ болѣе одушевляется благороднымъ жаромъ гоненія на философовъ. "Сіи нечестивцы "хотятъ увѣрить насъ, что въ самой древности Индѣйцы, Египтяне и Греки имѣли понятіе о истинной системѣ міра, т. е. они знали, что не солнце, но земля обращается около солнца; но такимъ образомъ клеветатъ на древнихъ позволительно только философамъ, потому что по надлежащей справкѣ окажется, что ни Индѣйцы, ни Египтяне, ни Греки таковаго мнѣнія о строеніи міра не имѣли" стр. 7. Надлежащую справку мы увидимъ ниже; а теперь замѣтимъ только, что господинъ Сочинитель подъ ругательнымъ названіемъ философовъ разумѣетъ не революціонныхъ санкюлотовъ, но Коперника, Галилея Келлера, Невтона и наконецъ безъ исключенія всѣхъ послѣдующихъ ихъ ученію. Такая строгость нѣкоторымъ покажется слишкомъ жестокою; но какъ же иначе отвратить людей отъ зловредныхъ мнѣній, и при томъ такихъ, которыя будто бы основаны на какихъ-то наблюденіяхъ и математическихъ выкладкахъ? Исторія Индѣйцовъ и Египтянъ неоткрываетъ намъ ихъ астрономическихъ свѣдѣніи во всей подробности, и наши догадки объ оныхъ неимѣютъ ни малѣйшей достовѣрности. Не уже ли мы такъ просты, что станемъ вѣрить Діодору Сицилійскому, утверждающему, будто Пиѳагоръ мнѣнія свои занялъ у Египтянъ?
   Стр. 11. "Посмотримъ наконецъ, сколь сильно Греки защищать будутъ новую систему движенія земли? И вотъ первый представляется намъ Пиѳагоръ, который, по сказанію новыхъ астрономовъ, утверждалъ, что земля обращается вкругъ солнца и вкругъ своей оси.-- Но гдѣ они почерпнули такое ученіе Пиѳагора? Онъ, можетъ быть, и въ мысляхъ не имѣлъ такой странности, а ему приписываютъ основаніе новоизобрѣтенной системы, и ссылаются на него, какъ на неоспоримой догматъ. Изобличается ложь сія во первымъ тѣмъ, что никакія творенія Пиѳагоровы до насъ не дошли, кромѣ нѣкоторыхъ стиховъ, но и тѣ отъ просвѣщенныхъ людей признаны подложными. Второе: мы имѣемъ вѣрное свидѣтельство о Пиѳагоръ Діогена Лаерція, которой жилъ за двѣстѣ лѣтъ до Р. X., и описалъ жизни и дѣянія всѣхъ прежде его бывшихъ философовъ; онъ въ осьмой книгѣ говоритъ, что Пиѳагоръ вселенную признавалъ круглою, а въ срединѣ ея поставлялъ землю; Pithagаram mundum pro rotundo habuisse, inque ejus media collocasse tellurem. И не токмо Пиѳагоръ, но и изъ учениковъ его ни одинъ о движеніи земли не упоминаетъ. -- Такъ-то всегда ложь помрачаетъ истину, такъ-то лгутъ и затмѣваютъ истину и самые любители истины! и лгутъ они единственно для того, чтобы защитить новыя свои мнѣнія, всегда почти нелѣпыя, и прославиться ими." -- Такъ точно! лгуны и клеветники философы безсовѣстно подкупили Якова Брукера, которой вмѣсто того чтобы держаться одного Діогена Лаертійскаго, ссылается еще на Плутарха и на безѣименнаго Фотіева писателя, и говоритъ именно, будто бы Пиѳагоръ почиталъ землю движущеюся и не въ срединѣ міра находящеюся, будто бы признавалъ бытіе антиподовъ и даже будто бы полагалъ за возможное, что луна и планеты имѣютъ своихъ жителей {Bracked Institutionen Historiae philosophlcae. Lipsiae 1706. М.}.
   "Но вотъ еще" продолжаетъ почтенный Анти-Коперникъ (стр. 12) "новыя затрудненія раздаются намъ отъ Грековъ. Наблюдатели землеобращенія выставляютъ намъ изъ древнихъ Грековъ Никиту Сиракузянина, Филолая, Аристарха Самійскаго, которые будто бы задолго до Р. X. утверждали годовое обращеніе земли вкругъ солнца, и суточное вкругъ своей оси, и что будто нѣкто, по имени Клеансъ, донесъ правительству на Аристарха что онъ по своей системѣ дерзнулъ подвигнуть съ мѣста великую богиню Весту, всея земли содержительницу; дерзнулъ безпрестанно вертѣть Нептуна, Плутона, Цереру, всѣхъ нимфѣ, боговъ лѣсныхъ и домашнихъ по всей земли.-- Съ перваго виду доказательство сіе для новыхъ астрономовъ есть непреоборимая защита. Но по надлежащемъ изслѣдованіи окажется оно болѣе, нежели сомнительнымъ, а можетъ быть еще и выдуманнымъ, и вѣроятно, что исторія сія выдумана въ недавнее время, какимъ ни есть землевращателемъ, въ сообразность того произшествія, каковое случилось съ Флорентинскимъ философомъ Галилеемъ. {"Галилей родился во Франціи 1564 года, былъ Профессоромъ философіи прежде въ Венеціи, потомъ во Флоренціи. Онъ утверждалъ, что Коперникова система міра есть истинная, и съ Свящ. писаніемъ согласна въ чемъ донесено было на него Римскому Инквизитору; онъ позванъ былъ въ судъ для отвѣта, и, какъ въ судѣ систему свою защищалъ худо, то и осужденъ былъ на заключеніе въ тюрьму. Наконецъ призналъ онъ свои заблужденія, и торжественно клялся предъ Евангеліемъ, что впредь не будетъ проповѣдывать таковыхъ заблужденій; но сказываютъ при томъ, что онъ по окончаніи присяги, ударивъ въ землю ногою. сказалъ: однако она движется.-- Рѣдкой образчикъ философскаго мужества, т. е. упрямства! и притомъ философская только совѣсть могла такъ скоро и легко попрать данную предъ Евангеліемъ клятву, которая состояла въ слѣдующихъ словахъ: Corde sincero, et fide non ficta abjuro, maledico et detestox supra dictos errcres et haereses".}"
   Философы безстыднымъ образомъ сошлются на Плутарха, и скажутъ, что онъ именно говоритъ, будто {Πλάτ. Ἀρέσκ. Βιβλ. Γ. Κ. ίν. М.} Филолай Пиѳагореецъ и Аристархъ Саміискій почитали землю движущеюся по косвенному кругу, а по мнѣнію Праклида Понтійскаго и Екфанта Пиѳагорейца земля обращалась около своего собственнаго средоточія: но мы съ господиномъ Анти-Коперникомъ увѣряемъ всѣхъ по совѣсти, что философы лгутъ безпощадно и съ своимъ Плутархомъ, которой дерзаетъ намъ противурѣчить, говоря, якобы Клеаксь изобличалъ Аристарха въ нечестіи {Πλάτ. περὶ. τᾶ ἐμϕαινομ. προσ. τῷ Κύκλῳ Σεληκς. М.}. Етотъ несносной враль увѣряетъ гдѣ-то {Помнится, въ жизни Нумы.}, будто бы и Платонъ въ старости своей прилѣпился къ вышеупомянутому мнѣнію. Мы вопіемъ, что клевета сія выдумана въ недавнее время какимъ ни есть землевращателемѣ.
   Воздерживаясь отъ похвалъ, дабы не показаться пристрастными читателямъ, выпишемъ нѣсколько золотыхъ страничекъ изъ сей единственной книжицы.
   Стр. 18. "Но положимъ, что нѣкоторые изъ древнихъ Грековъ утверждали двоякое земли обращеніе, положимъ, что Аристархъ училъ оному: но позволительно ли намъ, оставя ясныя и ощутительныя истины, оставя просвѣщеннѣйшихъ и безсмертныхъ писателей, основываться на тѣхъ школьныхъ бормотаніяхъ, которые и вниманія не заслуживаютъ?-- Во всѣ времена, и у всѣхъ народовъ были безумцы, изступленники, мечтатели, шарлатаны, сдѣлавшіе собою стыдъ человѣчеству; то не уже ли на таковыхъ должно, основываться въ мнѣніяхъ и истинахъ важныхъ?-- Основываться на таковыхъ, это значитъ, показывать себя невѣждами, и обижать тѣмъ всѣхъ просвѣщеннѣйшихъ въ древности мужей; и Греки очень благоразумно поступили, что таковыя школьныя бредни безъ всякаго вниманія оставили, и въ твореніяхъ своихъ нигдѣ о семъ не упоминаютъ; упоминаетъ токмо о семъ движеніи земли одинъ ученый, Раввинѣ Маймондъ въ книгѣ, названной, путеводитель вомнѣвающихся, но и етотъ признаетъ оное невозможнымъ. Изъ сего видно, что древніе просвѣщенные мужи не имѣли понятія о движеніи земли и что новые философы напрасно приписываютъ имъ такое ученіе, о которомъ они и не думали, или не хотѣли и вникать такому непонятному ученію. И такъ гдѣ же родилась такая странная и, неудобопонятная система міра? Конечно не инде гдѣ, какъ токмо въ астрономическомъ мечтаніи."
   Стрн. 23 "Онъ (Коперникъ) хочетъ увѣрить насъ, 1 е, что обитаемая нами земля есть планета воздушная, во всемъ подобная носящимся въ небесахъ планетамъ; 2 е, что солнце есть столь великое тѣло, которое въ милліонъ кратъ болѣе, обитаемой нами земли; а изъ сего заключаетъ, 3 е, что солнцу, яко величайшему всѣхъ тѣлу, несвойственно обращаться около земли, а свойственнѣе землѣ и прочимъ планетамъ обращаться около солнца. Вотъ всѣ основанія сверхъестественной его системы! Таковое странное мнѣніе всѣмъ философамъ понравилось, и они всѣ сомкнувъ глаза послѣдовали оному.-- Но позволительно ли философу основывать систему свою на однихъ догадкахъ?-- Кажется, что и простой поселянинъ, всему по однимъ догадкамъ сказанному, не повѣритъ; а что солнцу, въ милліонѣ кратъ болѣе земли есть невѣроятная догадка; что земля по воздуху носящаяся планета, есть догадка разуму и опыту противная.-- Въ системѣ дѣлается предположенія или догадки тогда только, когда положены уже начала твердыя и несомнѣнныя; а предположенія уже должны быть послѣдствіями изъ вѣрныхъ началъ; а безъ того всякія догадки не что иное будутъ, какъ дѣтскія мечты, каковы суть: летучіе каковы волшебные прутики, ковры самолёты, и тому подобныя мечтанія, собраніе которыхъ заглавіемъ своимъ имѣетъ сіи слова: не любо, не слушай: а лгать не мѣшай. И потому по справедливости сказать можно, что этотъ нѣмчикъ {Г. Сочинитель и на другихъ мѣстахъ остроумно называетъ его нѣмчикомъ. Въ самомъ дѣлѣ, какъ смѣшонъ этотъ вздорной Коперникъ!}, по своей забавной системѣ, болѣе смѣха, нежели удивленія достоинъ, основавъ, или лучше повѣсивъ ее безъ всякаго основанія на одной догадкѣ, и притомъ на такой догадкѣ, которая противорѣчитъ здравому разсудку и всеобщимъ истинамъ."
   За симъ слѣдуетъ ученѣйшее разсмотрѣніе нѣмчиковой системы и непобѣдимыя почтеннаго господина Сочинителя опроверженія, основывающіяся между прочимъ на свидѣтельствахъ Ж. Жака Руссо, Фенелона и другихъ астрономовъ. Но мы не намѣрены читателей книжицы лишить удовольствія предварительнымъ сообщеніемъ всѣхъ высокихъ истинъ, въ оной содержащихся. Довольно, если покажемъ, какимъ образомъ разсыпано въ прахъ одно изъ доказательствъ, противополагаемыхъ философами.
   Стр. 59. "Но здѣсь еще дѣлаетъ намъ затрудненіе тотъ остроумной поваръ, которой сказалъ нашимъ астрономамъ, что онъ жаркое на очагѣ вертитъ, а не очагъ кругомъ жаркова; -- ухватились наши астрономы за это поварское изрѣченьице, начали толковать, изъяснять, дѣлать заключенія, и наконецъ утвердили, что очагъ и жаркое точно изображаютъ вселенную.-- Въ самомъ дѣлѣ Англичанинѣ Фергузонъ, въ астрономическихъ разговорахъ своихъ, единственнымъ доказательствомъ обращенія земли около солнца, полагаетъ жаркое на очагъ, а другихъ доказательствъ въ утвержденіе мнѣнія сего никакихъ не приводитъ. Терпѣнія недостаетъ слушать такіе вздоры, кольми паче опровергать ихъ: изъ книги Бытія и малымъ дѣтямъ уже извѣстно, что Богъ въ четвертый день не очаги дѣлалъ, а сотворилъ два великіе свѣтила: при томъ будетъ ли кто столько слабоуменъ, кто бы повѣрилъ, что солнце есть очагѣ, а земля наша жаркое?-- Да и для кого философы готовятъ столь великое жаркое? Сами ли они рѣшились его кушать, или другаго кого-либо намѣрены имъ поподчивать? угадать никакъ не можно. Есть заблужденія въ людяхъ, которые заслуживаютъ одно только сожалѣніе: но таковое дурачество достойно одного презрѣнія, когда кто бредитъ и бредни свои упорно защищаетъ еще несноснѣйшими бреднями; -- не очагъ которой дѣлается изъ кирпичей и глины, а огонь, разведенные на очагѣ или на землѣ, подымаясь въ верхъ, и объемля жаркую часть, силою теплоты своей извлекаетъ изъ ней сырость." и проч.
   Теперь, кажется, довольно. Въ дополненіи къ разсужденію о системѣ міра господинъ Сочинитель предлагаетъ еще особую статью о тяжести и давленіи воздуха, и показываетъ въ ней необыкновенныя свѣдѣнія свои по части физики умозрительной и опытной. Вообще вся книга достойна того, чтобы появленіе оной внесено было въ списокъ достопамятныхъ происшествіи. М.

-----

   [Каченовский М.Т.] Разрушение коперниковой системы: [Ирон. рец. на кн. 1815 г., вышедшую под крипт. С.И.А.] / М. // Вестн. Европы. -- 1815. -- Ч.79, N 2. -- С.118-130.
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru