Капуана Луиджи
Луиджи Капуана: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   КАПУАНА Луиджи [Luigi Capuana, 1839--1915] -- итальянский критик и романист, один из основателей и теоретиков веристского направления в итальянской литературе (см. "Веризм"), К. не создал сколько-нибудь значительных художественных произведений; для истории веризма гораздо важнее его теоретические работы, в известной степени содействовавшие оформлению мировоззрения и стилевых приемов итальянской натуралистической школы (его "StudН sulla letteratura contemporanea, 1879 и 1882; "Per l'arte", 1885; Gli ismi contemporanei", 1889). По концепции К. искусство, заимствуя аналитический метод у современного научного мышления, приходит в свою очередь последнему на помощь художественной иллюстрацией регистрируемых наукой фрагментарных данных опыта. В основу реконструируемого художником психологического процесса полагается подлинный "человеческий документ"; художественное описание в общих чертах сходно с историей болезни, отдельные стадии к-рой сухо протоколируются врачом. В своих романах и рассказах К. уделяет преимущественное внимание болезням личности и особливо патологическим явлениям ревности и эротизма ("Giacinta", "La sfinge", "Profumo" в сб. рассказов "Le appassionate"). Оккультные явления занимают особое место в произведениях К.: художественное изображение сомнамбулизма, гипнотизма, спиритизма и телепатии, по мысли К., может пролить свет на природу этих явлений и доказать, что они целиком относятся к области действительности (вызывание духов в романе "Il marchese di Roccaverdina", катастрофа, обусловленная явлениями телепатии в романе "La sfinge"). В тех своих рассказах, в к-рых он наподобие Верга (см.) пытается изображать быт сицилийских крестьян, он точно так же предпочитает патологические типы скупых маниаков (сборники рассказов "Le paesane", "Nuove paesane"), К. интересовался фольклором и писал народные сказки (fiabe) и рассказы, повести и пьески для детей, пользовавшиеся в свое время большим успехом.
  

Библиография:

   I. Перев. на русск. яз.:
   Гиацинта, СПБ., 1887;
   Жили-были, Сказки, СПБ., 1894;
   Хромой зазывальщик, М., 1894;
   Итальянские рассказы, СПБ., 1900.
  
   II.
   Оветт Анри, Итальянская литература, Гиз, М., 1922;
   Pellizzari A., Il pensiero e l'arte di L. Capuana, Napoli, 1819;
   Croce Benedetto, La letteratura della nuova Italia, v. III, Bari, 1922;
   Russo F., I narratori italiani, Roma, 1923.
  
   III.
   Vetro P., L. Capuana, la vita e le opere, 1922.

В. У. [Узин В.]

  
  
   Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 5. -- [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1931. -- Стб. 101--102.
   Оригинал здесь: http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le5/le5-1011.htm
  
  
  
   КАПУАНА (Capuana), Луиджи [28.V.1839, Минео, пров. Катания (Сицилия), -- 29.XI.1915, Катания] -- итал. критик и писатель. Проф. итал. лит-ры в Римском пед. ин-те, а с 1902 -- в ун-те г. Катания. Как критик К. принадлежал к лит. школе веризма, был дружен с Дж. Верга, с к-рым познакомился в 1869. Для истории веризма важны работы К. "Очерки современной литературы" ("Studi sulla letteratura contemporanea", sИr. 1--2, 1879--82), "Об искусстве" ("Per l'arte", 1885), "Современные "измы"" ("Gli "ismi" contemporanei", 1898). К. воспринял флоберовский принцип беспристрастной объективности в иск-ве и разделял идеи Э. Золя. Несмотря на увлечение натурализмом, он настаивал на том, что итал. роман должен иметь нар. характер и нац. своеобразие. Нек-рые эстетич. идеи К. восходят к Ф. Де Санктису. Придавая большое значение форме, К. писал: "...когда я говорю форма, то это не означает только фразу, стиль, но это нечто большее -- высокая концепция всего организма произведения искусства, которое функционирует полной жизнью, свободной и независимой от личности, которая ее создает" (Capuana L., Studi sulla letteratura contemporanea, Catania, 1882, p. 132). Он отмечал, что произв. искусства -- не что иное, как воспроизведенная природа. Освобожденная от всего случайного, чужого и лишнего, природа становится выражением гармонии. Красота в произв. -- не цель, а результат творч. процесса, поэтому можно сказать, что где нет красоты, там нет иск-ва.
   В худож. произв. К. изображал провинц. жизнь Италии: сб. рассказов "Крестьянки" ("Le paesane", 1894), роман "Маркиз Роккавердина" ("Il marchese di Roccaverdina", 1901).
  

Сочинения.

   в рус. пер.:
   Гиацинта, СПБ, 1887;
   Жили были..., Сказки, СПБ, 1894;
   Хромой зазывальщик, М., 1894;
   Итал. рассказы, СПБ, 1900;
   Карделло, СПБ, 1913;
   За счастьем, М., 1926;
   [Новеллы], в сб.: Итал. новеллы. 1860--1914. Вступ. ст. Б. Г. Реизова М. -- Л., 1960.
  

Литература:

   Vetro P., L. Capuana, vita ed opera, Catania, 1922 (имеется библ.);
   Croce B., Letteratura della nuova Italia, v. 3, Bari, 1929;
   Petrini E., L. Capuana, Firenze, [1954];
   Santangelo G., Storia della critica verghiana, Firenze, [1954];
   Ruspantini N., L. Capuana, Rovigo, [1955];
   Flora F., Storia della letteratura italiana, nuova ed. riveduta, v. 5, [Verona, 1957], p. 290--311.
  

А. А. Кирхенштейне.

  
   Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 3: Иаков -- Лакснесс. -- 1966. -- Стб. 380.
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru