Изъ послѣднихъ пяти симфоническихъ вечеровъ въ Павловскѣ три прошли подъ управленіемъ г. Асланова, на одномъ выступилъ гастролеромъ сестрорѣцкій дирижеръ, г. Сукъ, съ обычной для него яркостью экспрессіи проведшій патетическую симфонію и "Франческу" Чайковскаго и чудесную сюиту изъ "Золотого Пѣтушка" Р.-Корсакова, и еще одинъ вечеръ, согласно традиціи, -- постоянство которой отнюдь не можетъ помирить музыкантовъ съ безобразіемъ самаго факта ея существованія, -- былъ отданъ на художественное растерзаніе нововременскому маэстро, М. М. Иванову. Самое курьезное и ежегодно повторяющееся -- съ неменьшимъ постоянствомъ, чѣмъ сами ежесезонныя выступленія г. Иванова на Павловской эстрадѣ, -- обстоятельство, это тѣ многочисленныя подношенія, которыми поклонники ивановскаго таланта каждый разъ чествуютъ музыканта, сочиняющаго симфоническія безсмыслицы и абсолютно лишеннаго дирижерскаго дарованія.
Программы г. Асланова до конца оставались содержательными. Подъ его управленіемъ сыграны въ Павловскѣ за послѣднее время: посмертная увертюра Чайковскаго, "Гроза", вещь во многихъ частностяхъ любопытная, но въ цѣломъ къ числу удачныхъ его вещей не принадлежащая, -- 2-ая симфонія Калинникова, еще менѣе интересная и самостоятельная, чѣмъ общеизвѣстная 1-ая его симфонія и такого же, какъ она, фальшиваго, псевдо-русскаго стиля, -- затѣйливая и не лишенная гармоническаго остроумія и тематической характерности сюита Багриновскаго "Изъ русскихъ сказокъ" (ритмика здѣсь, большей частью, сложна и хитра до вычурности, въ самой музыкѣ чувствуются вліянія Мусоргскаго и Лядова), -- симфоническая поэма Л. Николаева "Въстранѣ Легендъ" со многими красивыми по музыкѣ эпизодами, но въ цѣломъ очень растянутая, -- симфоническая фантазія А. Танѣева , "Гамлетъ", отнюдь не обличающая наличія у автора сколько-нибудь жизненной творческой фантазіи, -- "Танецъ нимфъ и сатировъ"г. Шумана, довольно миловидная, хотя и не очень содержательная, оркестровая пьеса, написанная въ болѣе или менѣе классической манерѣ, -- сюита изъ оперы Штрауса "Кавалеръ Розы"; музыка сюиты} какъ и всей этой оперы, не въ примѣръ большинству прочихъ произведеніи Штрауса, проста, ясна, прозрачна, что не мѣшаетъ автору кое-гдѣ давать отдѣльныя гармоническія пятна чрезвычайно изысканнаго характера. Лейтмотивъ серебряной розы есть, во всякомъ случаѣ, одна изъ самыхъ счастливыхъ гармоническихъ находокъ Штрауса. Къ сожалѣнію, художественные вкусы Штрауса неопредѣленны и неустойчивы въ высокой мѣрѣ. Рядомъ съ изящнѣйшимъ ходомъ, онъ не задумается дать страницу отьявленной пошлятины, самой тонко задуманной комбинаціи противоставить отчаянное грубье, самую колоритную гармонію изгадить корявымъ голосоведеніемъ. И обычныя непріятныя черты Штрауса -- отсутствіе у него настоящаго вкуса и смѣшеніе надуманныхъ, но за то импозантныхъ гармоническихъ и полифоническихъ комбинаціи съ болѣе непосредственной, но за то иной разъ совсѣмъ банальной мелодической линіи, эти черты даютъ себя достаточно чувствовать и въ "Кавалерѣ Розы". При всемъ томъ здѣсь такъ много блеска, красочности, кипучаго темперамента, что появленіе "Кавалера Розы" въ репертуарѣ Маріинскаго театра было бы явленіемъ, во всякомъ случаѣ, очень пріятнымъ и интереснымъ.
Солировали на послѣднихъ концертахъ: даровитая скрипачка г-жа Юнгъ-Генеръ (концертъ Чайковскаго), артистъ Маріинскаго театра, г. Боссэ ("Грезы" Вагнера и пѣсня Варяжскаго гостя изъ "Садка") и талантливая петербургская піанистка, г-жа Полоцкая-Емцова, отлично сыгравшая прелестныя симфоническія варіаціи Франка (на бисъ Jet d'eau Равеля и транскрипцій Брассена на отрывки изъ "Кольца Нибелунга" Вагнера). Огромный художественный интересъ представилъ, исполненный на послѣднемъ симфоническомъ концертѣ, великолѣпный концертъ для трехъ клавировъ Баха. Къ сожалѣнію, сыгранъ онъ былъ довольно посредственно г.г. Лемба, Скляревскимъ и Яковлевымь (послѣдній -- слабѣйшій піанистъ названнаго состава силъ). Изъ солистовъ надо отмѣтить еще А. Дидура, извѣстнаго баса, участвовавшаго во 2-мъ бенефисѣ оркестра (11-го августа).
Въ заключеніе, для того чтобы дать представленіе объ общей интенсивности музыкальной жизни въ Павловскѣ, привожу нѣсколько, статистическаго характера, данныхъ. Открытіе вокзала нынче состоялось 3 мая. Послѣдній концертъ данъ былъ 9 сентября. Такимъ образомъ, сезонъ продолжался 130 дней. Въ теченіи этого срока было всего 123 концерта, 109 -- симфоническимъ и 14 (по понедѣльникамъ) духовымъ оркестромъ. Концертовъ съ преобладаніемъ въ ихъ программахъ симфонической музыки (по субботамъ) состоялось 13, чисто-симфоническихъ (вторники и пятницы) -- 25, изъ нихъ 12 -- подъ управленіемъ г. Асланова и 13 -- подъ управленіемъ гастролеровъ, каковыми выступали въ Павловскѣ: -- Вербрюггемъ, Глазуновъ, Гольденблюмъ, Ипполитовъ-Ивановъ, М. М. Ивановъ, Каянусъ, Копюсъ, Леве, Сукъ. Около 4-хъ десятковъ вещей сыграны въ Павловскѣ впервые, нѣкоторыя же, какъ, напр., исполнявшаяся по рукописи, сюита Штрауса, явились, такъ сказать, всероссійскими премьерами.
Каратыгинъ.
Зимній сезонъ еще не начался. Но одно событіе въ музыкальной жизни петербургскаго сентября заслуживаетъ быть отмѣченнымъ; это -- полувѣковой юбилей петербургской консерваторіи. Основанная незабвеннымъ А. Г. Рубинштейномъ -- вскорѣ послѣ учрежденія имъ и его друзьями единомышленниками (гр. М. Ю. Віельгорскимъ, В. А. Кологривовымь, Д. В. Стасовымъ, Д. В. Каншинымъ и кн. Одоевскимъ) Русскаго Музыкальнаго Общества -- Консерваторія впервые открыла свои дѣйствія 8 сентября 1862 г. По этому случаю 8 сентября сего года состоялось въ Консерваторіи торжественное молебствіе. Офиціальное празднованіе одной изъ важнѣйшей датъ русской музыкальной культуры (актъ, концертъ, спектакль) отложено до конца Декабря.