Кардуччи Джозуэ
Джозуэ Кардуччи: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


I.

   КАРДУЧЧИ Джозуэ [Giosue Carducci, 1835--1907] -- итальянский поэт и литературовед второй половины XIX в. Р. в Тоскане в семье врача, карбонара 1830. Воспитывался в атмосфере ненависти ко всему чужестранному и в духе либерального католицизма Мандзони и непротивленчества Сильвио Пеллико. В своей работе "A proposito di alcuni giudizН su Alessandro Manzoni" [1873] он подробно рассказывает о том, как навязанное ему отцом чтение "Католической морали" Мандзони, "Обязанностей человека" Сильвио Пеллико и "Жития святого Джузеппе Калазанцио" некоего патера Тоссетти внушило ему сильнейшее отвращение к католической доктрине. Пребывание в коллегии Scolopi во Флоренции, в к-рой господствовал тот же культ Мандзони, окончательно оттолкнуло его от итальянского романтизма. В то же время усиленные занятия греческими и латинскими классиками и поэзией тречентистов (гуманистическая поэзия XIV в.) дали отчетливую форму его мировоззрению. Свидетель событий 1848, войн и переворотов, в результате к-рых было достигнуто объединение Италии, К., хотя непосредственно и не участвовал в политической жизни, но до конца своих дней считал политику важнейшим делом писателя. К. оставался трубадуром борьбы за величие Италии даже после объединения, продолжая жить демократическими и революционными традициями, завещанными неаполитанскими республиканцами 1789, карбонарами 1820, "Молодой Италией" 1831. На протяжении истории Италии и всего человечества для К. не существует героев вне народных политических идеалов и чаяний, поэтов и писателей, не воспевающих красоты и величия борьбы народных масс. Гражданские добродетели, к-рых искал К., полностью отсутствовали у итальянской буржуазии после того как монархическая Италия дала ей возможность спокойно пожинать плоды революции; К. искал и находил их в далеком прошлом своей родины и в античном мире. "Неподражаемое искусство древних греков в весьма значительной степени было именно политическим искусством..." (Плеханов, Собр. сочин., т. XIV, стр. 117). Этих же идеалов К. искал в творчестве Данте, Петрарки, Бокаччо, каждый из к-рых по-разному подходил к политическим задачам Италии. XIV в. и представлял для него неисчерпаемый источник поэзии, к-рая основывалась на действенной природе человека, в противоположность средневековой аскезе и религии потустороннего.
   Поэтические идеалы К., выросшие в период, когда в стремлении к объединению Италии, казалось ему, соединились все классы и слои общества, определяются преимущественно культом героя, суммирующего для него "всенародные" чаяния. Кардуччи непостоянен в своих политических симпатиях: демократ-республиканец по своему воспитанию и страстной натуре бойца, он то склоняется на сторону монархии (до 60-х гг.), когда считает, что она стремится опереться на народное движение, то переходит к резким обвинениям савойской династии в том, что она не доводит дела объединения Италии до конца. Эта своего рода романтика борьбы не покидает К. до конца его дней: в последние годы он поддерживает итальянскую политику экспансии, приветствует африканский поход и благословляет итальянских волонтеров, отправляющихся в Грецию для борьбы против Турции.
   Основное значение К. заключается так. обр. в том, что он выразил стремления итальянской мелкой буржуазии за полвека, начиная от ее героической борьбы за освобождение "единой нации", с характерным для нее культом "вождя", и кончая ее империалистической романтикой. В истории Италии XIX века радикальная мелкая буржуазия несомненно сыграла революционную роль. И ее поэт вел борьбу со всем тем, что накладывает путы и мешает движению вперед, что связывает мысль и волю его класса, что препятствует свободному проявлению заложенных в нем творческих возможностей. Вот почему он подымает над буржуазным болотом Risorgimento знамя борьбы, на к-ром написаны славные имена Мадзини и Гарибальди; противопоставляет тусклой современности исполненные воли к действию эпохи человеческой истории, вооружается языческой мудростью древних для борьбы с католической церковью; изгоняет из храмов святых аскетов, призывающих к рабству человеческой воли, и населяет их сонмами радостных образов греческой и римской мифологии. Из того же источника он черпает ненависть к итальянским романтикам, к их женственной изнеженности, фантастике и мистицизму, ибо они усыпляли в народе волю к борьбе не только своей проповедью примирения с существующим, но и размягченным стилем, в к-ром господствуют нервы за счет мускулов. К. решительно преобразовывает материю своей поэзии. Он делает темой своих стихов всю человеческую историю в ее величайших взлетах, он "воспевает теоретиков, поэтов и солдат республики, он складывает вдохновенный гимн народу, борцу за свободу и правду" (Фриче). Он вводит новые, мужественные ритмы, заимствуя их у древних певцов народной свободы, у итальянских поэтов, мечтавших о свободе Италии, у таких европейских поэтов политического и социального протеста, как Гейне, Гюго, Шелли. Его философия борьбы выражена в знаменитом "Гимне Сатане" (Inno a Satana, 1863), представляющем страстный взрыв протеста против христианской церкви и проповедь безграничной свободы человеческой воли к жизни. В двенадцати песнях "Ça ira", посвященных Великой французской революции, он воспел борьбу народных масс с аристократами. Отвечая своим противникам, К. хорошо поиздевался над их либерально-вегетарианскими высказываниями.
   "Аристократов повесят, -- писал он в "Ça ira" [1883], -- это плохо, без сомнения плохо. Но пусть скажет уважаемый М. Т., какие социальные, политические, религиозные революции совершались без жертв. Увы, вся человеческая история -- это ужасный, кровавый прилив и отлив; но самый быстрый, самый глубокий, самый черный поток, идущий посредине, пролит благодаря царям, дворянам, священникам и вовсе не только на войнах, к-рые велись ими".
   Определяющим для характеристики поэтического творчества К. являются его "Decenalia" [1871], "Giambi ed Epodi" [1867--1879], в к-рых выразились его политические идеалы, негодование против мелочности, трусости, продажности буржуазии. Классическая струя, выраженная в новых метрах и ритмах, заимствованных у древних, особенно сильно бьет в "Rime nuove" [1887] и "Odi barbare" (I -- 1877, II -- 1883. III -- 1889).
   Предметом "Odi ed Epodi" являются отдельные эпизоды истории. Отлично владея материалом, К. переходит от отдаленных времен к современным событиям, от древнего Египта к Гарибальди. Тут же в девятнадцати эпических кадрах "гa ira" проходят перед нами наиболее величественные моменты французской революции. Рисуя пейзажи родины (напр. "Alle fonti del Clitunno"), К. противопоставляет эпизоды героического прошлого Италии ничтожной современности. И тут он призывает Немезиду истории, к-рая не прощает малым людям мизерных дел, и предвещает "старой Европе" тот же конец, к-рый постиг Александрию, этот важнейший центр греко-восточной культуры.
   В качестве историка лит-ры К. точно так же отдавал предпочтение тем явлениям, к-рые свидетельствуют об органической связи лит-ры с социальной и политической жизнью Италии. Его перу принадлежат блестящие работы о Данте, Петрарке, Бокаччо, Парини, ряд исследований, посвященных любимому им треченто.
   К лучшим работам К. в этой области принадлежит и опыт исторического синтеза эволюции итальянской лит-ры ("Dello svolgimento della letteratura nazionale", 1868--1871; русск. перевод, Харьков, 1896).
   Поэтическое творчество К. проложило дорогу двум наиболее крупным представителям итальянской лит-ры конца XIX и начала XX в.: Джованни Пасколи и Габриеле д'Аннунцио (см.).

Библиография:

   I.
   Стихи: в журн. "Отечественные записки", 1876, IX;
   "Русская мысль", 1893, X;
   отдельные отрывки см. Ватсон М., Дж. Кардуччи, СПБ., 1899. Историко-литературные произведения: Очерк развития национальной литературы в Италии, 8 лекций, Харьков, 1898;
   Данте и его произведения, Харьков, 1899;
   Opere, 20 тт., Zanichelli, Bologna, 1889--1909.
   II.
   Иванов М. М., Очерки современной итальянской литературы, СПБ., 1902;
   Оветт А., История итальянской литературы, перев. А. Усовой, СПБ., 1909 (то же, перев. С. И. Соболевского, Гиз, М., 1922);
   Фриче В., Литература эпохи объединения Италии (1790--1870), ч. 1, М., 1916;
   Луначарский А., Мещанство и индивидуализм, Гиз, М., 1923; Torraca F., G. Carducci commemorato, 1907;
   Jeanroy A., G. Carducci, l'homme et le poète, 1911;
   Williams O., G. Carducci, 1914;
   Papini G., L'uРmo Carducci, 1919;
   Carducci G., Pagine autobiografiche, Bologna, 1921;
   Evangelisti A., G. Carducci col suo maestro, Geremia Barsottini e col suo precursore Giovanni Fantoni, Bologna, 1924;
   Croce B., G. Carducci, Studi critici, изд. 2-е, 1927;
   Pinchetti B., La lirica italiana dal Carducci al D'Annunzio: Lineamenti estetici, G. Carducci, i poeti veriszi 1928;
   Ciarlantini F., Carducci, Roma, 1929.
   III. Lignori E., Pelli A., Dizionario Garducciano, Firenze, 1913.

В. Узин

   Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 5. -- [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1931. -- Стб. 120--124.
   Исходник здесь: http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le5/le5-1203.htm

II.

   КАРДУЧЧИ (Carducci), Джозуэ [27.VII.1835, Валь-ди-Кастелло (Тоскана), -- 16.II.1907, Болонья] -- итал. поэт. Сын врача-карбонария. Окончив Нормальную школу в Пизе, преподавал итал. лит-ру, читал лекции в Болонском ун-те. В юности под влиянием отца увлекся респ. идеями. Во 2-й пол. 50-х гг. 19 в. возлагал надежды на пьемонтского короля Виктора Эммануила II, затем стал сторонником Дж. Мадзини и Дж. Гарибальди. Позднее в качестве офиц. поэта объединенной Италии К. примирился с бурж. монархией. К. -- убежденный противник христианства как тормоза истории, выступил против религ. сентиментальных произв. романтиков, за более мужественную и жизнерадостную поэзию в духе классицизма. Однако, несмотря на подражания В. Альфьери, У. Фосколо и античным поэтам, стихи К. не однотонны: в них слышатся и романтич. мотивы, и веяние реализма, а в поздний период ощущается влияние декадентства. В первом сб. "Юношеские стихи" ("Juvenilia", 1850--60) К. риторически воспевает нац.-освободит. борьбу, равно прославляя Савойскую династию и сицилийских революционеров. В сб. "Легкое и серьезное" ("Levia Gravia", 1861--67) звучат отголоски древнегреч. и старинной тосканской поэзии. Лучшее из политич. стихов -- "После Аспромонте" посвящено Гарибальди, как истинному герою, преследуемому тиранами; поэма "К Сатане" (1863) воспевает свободу, земную радость, победу человеч. разума над религией. В самом значит. сб. -- "Ямбы и эподы" ("Giambi ed epodi", 1867--79) К. скорбит о героях, павших за Италию, и зло высмеивает бурж. дельцов, использовавших победу народа в своих корыстных целях ("Нет Ванни Фуччи...", "Песнь Италии, идущей на Капитолий", "К 5-й годовщине битвы при Ментане"). В сб. "Новые стихи" ("Rime nuove", 1861--87) представлены лирич. стихи: картины природы, проникнутые пантеистич. мироощущением, любовные переживания, воспоминания юности ("Пантеизм", "Сан-Мартино", "Перед собором", "Проезжая мимо Сан-Гвидо"). Сатирич. ямбы уступают в этом сб. место историч. балладам. Стихи в сб. "Варварские оды" ("Delle odi barbare") написаны на основе антич. метрики. В поэтич. отношении этот сб., так же как и "Рифмы и метры" ("Rime e ritmi", 1901), слабее, чем предыдущие.
   К. известен и как филолог. Принадлежавший к т. н. историч. школе, он занимался гл. обр. эпохой позднего средневековья и Возрождения: "Исследование о первых веках развития итальянской литературы, о трубадурах и рыцарстве" ("Studii su la letteratura italiana dei primi secoli. I trovatori e la cavalleria"), статьи о Данте, Ф. Петрарке и Дж. Боккаччо, курс "О развитии национальной литературы" ("Dello svolgimento della letteratura nazionale", 1868--71) и др. К. ярко воссоздает культурную среду, в к-рой жили писатели, тонко анализирует отд. произв., но ему не удалось создать целостную картину лит. процесса. Нобелевская премия (1906).

Сочинения:

   Edizioni nazionale delle opere di G. Carducci, v. 1--20, Bologna, 1889--1909;
   то же, v. 1--30, Bologna, 1935--40;
   в рус. пер. -- Избранное. [Стихи], М., 1958.

Литература:

   Шепелевич Л. Ю., Историко-лит. деятельность Дж. Кардуччи, СПБ, 1908;
   Parodi T., G. Carducci e la letteratura della nuova Italia, Torino, 1939;
   Galletti A., L'opera di G. Garducci (Il poeta, il critico, il maestro), Mil., 1948;
   Rossi V., Storia della letteratura italiana, v. 3, Mil., 1954;
   Buseto N., G. Carducci..., Padova, 1958;
   Flora F., La poesia e la prosa di G. Carducci, Pisa, [1959];
   Natali G., G. Carducci, Firenze, 1961 (имеется библ.);
   Sozzi G., Vita e poesia giovanile di G. Carducci, Messina -- Firenze, 1961.

Н. Г. Елина.

   Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 3: Иаков -- Лакснесс. -- 1966. -- Стб. 402--403.
   Исходник здесь: http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke3/ke3-4021.htm
   
   
   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru