Кареев Николай Иванович
Святая земля, ее история, воспоминания, местоположение и памятники. Виктора Герена. 1882 г.

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   Святая земля, ея исторія, воспоминанія, мѣстоположеніе и памятники. Виктора Герена. 1882 г. 4° 463 стр., 310 рисунковъ. Парижъ. Піонъ "La Térre Sainte, son histoire, ses souvenirs, ses sites, ses monuments".
   Трудъ этотъ принадлежитъ перу извѣстнаго ученаго путешественника но Востоку и автора многихъ научныхъ изслѣдованій. Основательно изучивши Палестину, Геренъ напечаталъ въ шести томахъ "Description géographique, historique et archéologique de la Palestine". Новое сочиненіе есть, собственно говоря, сокращенная популяризованная передѣлка этого большаго сочиненія. Изъ 310 гравюръ, украшающихъ эту книгу, 22 сдѣланы на стали, остальныя же -- на деревѣ. Знакомство автора съ литературой предмета громадное. Между множествомъ цитируемыхъ имъ авторовъ -- отцовъ церкви, еврейскихъ, арабскихъ, греческихъ, римскихъ и новѣйшихъ европейскихъ писателей -- мы встрѣтили цитаты и изъ нашего Даніила Паломника. На русскомъ языкѣ, сколько намъ извѣстно, существуетъ лишь одно сочиненіе но этому предмету, которое принадлежитъ профессору кіевской духовной академіи, Олесницкому. Описаніе Іерусалима, его исторія, памятники и настоящее положеніе, занимаютъ собою цѣлую третъ книги Герена.
   За послѣднія 40 лѣтъ, съ тѣхъ поръ, какъ въ ученомъ мірѣ археологовъ и историковъ возникъ споръ по поводу чуть ли не каждаго священнаго мѣста въ Іерусалимѣ, становится особенно интересно познакомиться съ топографіей этого города; описываемой человѣкомъ компетентнымъ.
   Особенность мѣстоположенія Іерусалима,-- говоритъ авторъ,-- давно обращала на себя вниманіе всѣхъ. Находясь въ 54 километрахъ разстоянія отъ Средиземнаго моря и 32 -- отъ Іордана, онъ представляетъ собою волнистую площадь, образующую родъ мыса, удлиненнаго къ сѣверу; со всѣхъ остальныхъ сторонъ Іерусалимъ окруженъ долинами. Удаленный отъ моря и рѣки, городъ никогда не былъ торговымъ. (Въ самую цвѣтущую свою пору онъ насчитывалъ не болѣе 120 тысячъ жителей.) Благодаря его возвышенному положенію, несмотря на то, что онъ находится въ странѣ, гдѣ 3/4 года бываетъ невыносимая жара, особенно около береговъ моря и въ долинѣ Іорданской,-- въ самомъ Іерусалимѣ климатъ умѣренный; дождливое время продолжается приблизительно съ половины октября до половины апрѣля, остальное же время погода -- ясная и жаркая, во не невыносимо, исключая, впрочемъ, тѣхъ дней, когда дуетъ южный вѣтеръ -- рамсинъ или самумъ. Въ продолженіе 7--8 мѣсяцевъ жители пользуются сравнительною прохладой на террасахъ, сдѣланныхъ на крышѣ домовъ, откуда въ то же самое время можно наслаждаться великолѣпнымъ зрѣлищемъ на окрестныя горы. Площадь, на которой построенъ городъ, имѣетъ пять возвышенностей: гора Гаребъ, Безефа, Сіонъ, Моріа и Авра.
   Іерусалимъ, по преданію, городъ Мельхиседека (Салимъ) за 2.000 лѣтъ до P. X. и Давида, соединившаго верхній (Сіонъ) и нижній городъ (Акра), мало сохранилъ отъ этой глубокой древности. Лишь Давидова угольная башня дѣйствительно построена этимъ царемъ, но отъ его постройки осталось древняго одно основаніе. Отъ храма Соломонова на торѣ Моріа остались, можетъ-быть, только лишь субструкціи. Отъ стѣнъ древняго Іерусалима, какъ извѣстно, сохранилась та часть, куда по пятницамъ, часа въ 4 пополудни, собираются іерусалимскіе евреи оплакивать судьбу іудейства. На горѣ Скадаль за Іерусалимомъ находится еще одинъ памятникъ временъ Соломона -- храмъ египетскому божеству для его жены-египтянки. Памятникъ Авессалома въ долинѣ Іосафатовой можно отнести ко временамъ Давидовымъ. Существуютъ и другіе памятники первыхъ царей іудейскихъ и къ нимъ можно отнести некрополь еврейскій, такъ-называемыя могилы царей.
   Гораздо болѣе сохранилъ Іерусалимъ отъ временъ Христа. Но и здѣсь поднятые давно споры о мѣстоположеніи древней Голгоѳы и гроба Господня еще не приведены къ общему соглашенію. Извѣстно, что многіе изслѣдователи древностей Іерусалима отрицаютъ преданіе или теперешнее ихъ положеніе. Авторъ ставитъ вновь преданіе на свое мѣсто, подкрѣпляя его фактами расположенія стѣнъ, Счастливый случай раскопокъ при постройкѣ русскаго консульства на востокъ отъ Гроба Господня обнаружилъ вторую стѣну,-- счастливый уже потому, что, какъ извѣстно, Іерусалимъ до того застроенъ, что раскопки приходится дѣлать подъ жилыми домами. Одно изъ самыхъ вѣскихъ доказательствъ противъ подлинности этилъ двухъ мѣстъ основывается на словахъ Евангелія, гдѣ говорится, что Христосъ былъ распятъ и погребенъ за стѣнами города. Настоящее мѣстоположеніе Голгоѳы и Гроба находится внѣ этой второй, недавно открытой, стѣны города. Также несомнѣнно существуетъ и извѣстная купель Силоамская. На восточной сторонѣ ея находится шесть обломковъ отъ гранитовыхъ колоннъ, сравнительно позднѣйшихъ. Западная сторона -- болѣе древняго характера. Во времена христіанства она окружена была портиками и раздѣлялась на двѣ половины -- мужскую и женскую и при ней находилась часовня. Вода въ этихъ купеляхъ, какъ прежде, такъ и теперь, перемежающаяся. Причина этой перемежаемости воды и до сихъ поръ, не извѣстна. Мѣсто, гдѣ происходила Тайная Вечеря, находится на южной сторонѣ горы Сіона, внѣ настоящаго города. Это довольно большое, все застроенное, пространство. Христіане называютъ его -- Тайная Вечеря (Cenacle), а магометане -- Пророкъ Давидъ. Изъ предполагаемаго дома, гдѣ. она происходила, была сдѣлана въ первые вѣка христіанства церковь. Теперь это -- мечеть. Въ нижнемъ этажѣ (въ который трудно теперь проникнуть, такъ какъ тамъ помѣщается семейство какого-то мусульманскаго святаго) -- двѣ комнаты: въ большей изъ нихъ, какъ предполагаютъ, было омовеніе ногъ передъ Тайною Вечерей, а во второй мусульмане показываютъ апокрифическую гробницу Давида. Тайная Вечеря происходила въ комнатѣ верхняго этажа. Комната эта имѣетъ 14 метровъ длины и 9 ширины; двумя колоннами въ греческомъ стилѣ она дѣлится на 2 части; въ ней 3 окна. Не въ далекомъ разстояніи отъ Геѳсиманіи находится гротъ агоніи (мѣсто, на которомъ Спаситель молился предъ тѣмъ, какъ его взяла стража). Съ первыхъ вѣковъ христіанства здѣсь сооружена часовня съ 3 алтарями, въ которыхъ горятъ неугасимыя лампады. Это одинъ изъ наиболѣе цѣльно сохранившихся памятниковъ: скала, въ которой высѣченъ гротъ, не украшена ничѣмъ и остается въ первобытномъ видѣ. На мѣстахъ, гдѣ были дома Каіафы и Анны, теперь монастыри. Тамъ, гдѣ была Преторія, куда былъ приведенъ Спаситель, теперь турецкія казармы; въ нихъ осталась маленькая христіанская часовня.
   Такъ какъ мусульмане почитаютъ Христа за великаго пророка, то не удивительно, что въ одной іерусалимской мечети Эль-Акса хранится мнимая колыбель Христа и тамъ же на бѣлой мраморной доскѣ показывается отпечатокъ слѣда ноги, будто бы Христовой.
   Въ настоящее время улицы Іерусалима узки и грязны, и такъ какъ городъ расположенъ по возвышенностямъ, то очень круты и скользки во время дождей; дома не высоки и на крышѣ почти каждаго -- терраса. Городъ бѣденъ, торговля не процвѣтаетъ. Во время Пасхи народонаселеніе увеличивается вдвое; главные богомольцы -- русскіе и греки.
   По количеству церквей и монастырей первое мѣсто принадлежитъ католикамъ, но за послѣднія 20 лѣтъ значеніе русскихъ, по словамъ Герена, все увеличивается и увеличивается. Мы получили отъ Порты весьма большое пространство земли на высокомъ мѣстѣ около самыхъ городскихъ воротъ къ сѣверу, огородили его и построили на немъ епископскій дворецъ, соборъ, консульство, обширныя гостиницы для богомольцевъ, цистерны, бассейны,-- словомъ, создался тамъ цѣлый маленькій русскій городокъ, въ которомъ помѣщаются во время Пасхи тысячи богомольцевъ, стекающихся въ эту пору въ Іерусалимъ со всѣхъ концовъ Россіи. Большинство странниковъ, какъ извѣстно, люди бѣдные, простои народъ, и здѣсь они находятъ себѣ обезпеченный пріютъ. Грековъ въ Іерусалимѣ насчитывается до 3.000 ч. и управляются они патріархомъ; армянъ -- до 500 челов., всѣ богатые, но живутъ розно; протестантовъ -- до 300 чел.; абиссинцевъ и коптовъ мало и они очень бѣдствуютъ; евреевъ -до 10.000 чел., они очень бѣдны, дѣлятся на многія секты, живутъ на восточномъ склонѣ горы Сіонъ крайне грязно и между ними большая смертность; мусульманъ -- до 7.500 человѣкъ. Всего же населенія теперь въ Іерусалимѣ не болѣе 23.000 человѣкъ.
   Затѣмъ авторъ переходитъ къ сѣверной Іудеѣ, Самаріи, нижней и верхней Галилеѣ, Пальмирѣ и проч. Методъ описаній все тотъ же: каждый историческій и священный памятникъ подвергается строгой научной критикѣ.
   Книга содержитъ любопытное и правдивое описаніе Дамаска. Дамаскъ, этотъ рай Востока, дѣйствительно одинъ изъ самыхъ замѣчательныхъ городовъ какъ по своей древности, такъ и по счастливому мѣстоположенію. Благодаря тому, что онъ находится на 900 метровъ надъ уровнемъ Средиземнаго моря, климатъ въ немъ умѣренный. Равнина, на которой онъ расположенъ, покрыта многими рѣками и безчисленными каналами. Несмотря на дурное управленіе, съ давнихъ поръ тяготѣющее надъ этою страной, и на постоянные набѣги бедуиновъ, Дамаскъ окруженъ селеніями. Такую жизненность среди упадка и полнаго разрушенія другихъ городовъ Палестины и Сиріи можно объяснить изобиліемъ водъ, текущихъ со всѣхъ сторонъ въ эту равнину. Арабы называютъ ее раемъ Востока. Городъ славится удивительными фруктовыми садами. Онъ считается однимъ изъ самыхъ населенныхъ городовъ Востока.
   Впервые имя Дамаска упоминается въ исторіи во времена Авраама.
   Въ продолженіе своего 4.000-лѣтняго существованія переходя отъ одного народа къ другому, Дамаскъ былъ наконецъ покоренъ Селиманомъ I и съ тѣхъ поръ сдѣлался однимъ изъ значительныхъ пашалыковъ Турціи.
   Въ книгѣ встрѣчается любопытный разсказъ одного очевидца, которому случилось быть въ Дамаскѣ вскорѣ послѣ страшной рѣзни христіанъ въ 1860 году. Онъ живо характеризуетъ, до чего иногда можетъ доходить свирѣпость мусульманъ по отношенію къ христіанамъ. Вотъ приблизительно какъ описываетъ онъ это: "Мы вошли на минаретъ мечети, чтобы посмотрѣть на городъ. Называю этотъ христіанскій кварталъ городомъ потому, что, будучи совершенно отдѣльнымъ, онъ насчитываетъ до 30.000 жителей, до 2.000 домовъ, множество церквей, монастырей. Изъ этихъ 30.000 жителей было вырѣзано до восьми тысячъ человѣкъ. Ни одного дома не осталось цѣлымъ; они были разрушены такъ, что никоимъ образомъ не могли служить ни для кого убѣжищемъ. Сначала начали грабить дамаскинцы, потомъ жители предмѣстьевъ, а затѣмъ къ нимъ присоединились бедуины, пришедшіе поживиться изъ пустыни. Съ минарета мечети мы разомъ могли обозрѣть все. Это походило на то зрѣлище, которое могло быть послѣ сильнаго землетрясенія. Кромѣ дома сестеръ милосердія, который не удалось поджечь, ничего не осталось цѣлымъ. Мы подошли къ развалинамъ монастыря францисканцевъ. Во время побоища восемь человѣкъ монаховъ заперлись въ немъ, не захотѣвши ни сдаться, ни отречься отъ христіанства; тогда ихъ сожгли и трупы бросили въ колодезь, гдѣ мы ихъ и увидали". Только Абдель-Бадеру удалось остановить расходившійся фанатизмъ мусульманъ и спасти до полутора тысячи христіанъ, въ числѣ коихъ нѣсколькихъ монаховъ, монахинь и нѣкоторыхъ консуловъ.
   Въ самую цвѣтущую пору въ Дамаскѣ было до двухсотъ тысячъ жителей. Теперь тамъ сто тридцать тысячъ. Дамаскъ, какъ большая часть восточныхъ городовъ, привлекателенъ издали; но когда разсматриваешь его вблизи, онъ сильно теряетъ,-- безпечность мусульманъ на каждомъ шагу бросается въ глаза: улицы узки, дурно устроены и еще хуже того поддерживаются. Наружный видъ домовъ -- и богатыхъ, и бѣдныхъ -- край не невзраченъ. Они построены изъ простыхъ бѣлыхъ кирпичей. Но стоитъ только получить возможность побывать въ самомъ домѣ, декораціи мѣняются: внутреннее убранство богатыхъ домовъ изумительно роскошно и даже изящно. На дворахъ вездѣ фонтаны, роскошная растительность; въ домѣ -- богатые ковры, рѣдкіе мраморы, на стѣнахъ и потолкѣ рѣзьба, роскошная меблировка въ восточномъ вкусѣ и артистическія бездѣлушки. Особенно богаты здѣсь армяне и евреи. Ихъ дома напоминаютъ собою сказочные дома "Тысячи и одной ночи". Много красивыхъ мечетей въ городѣ. Замѣчательны также здѣсь базары арабскихъ лошадей.

В. К.

"Русская Мысль", No 7, 1882

  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru