Письма къ учащейся молодежи о самообразованіи Н. И. Карѣева. Спб., 1894 г. Цѣна 50 коп. Профессоръ Петербургскаго университета, Н. И. Карѣевъ, всегда обнаруживавшій живое участіе къ запросамъ и нуждамъ учащейся молодежи, напечаталъ книжку о необходимости самообразованія, безъ котораго не дѣйствительна школа, даже и высшая. Самообразованіе,-- говоритъ почтенный профессоръ,-- нужно не только для самого молодого человѣка: оно, вмѣстѣ съ тѣмъ, является исполненіемъ великаго общественнаго долга "передъ тѣми, чьими трудами созданы матеріальныя средства, на которыя существуемъ мы сами, существуютъ наши книги, наши музеи, институты, академіи и университеты".
Любовь къ истинѣ и исканіе справедливости,-- говоритъ Н. И. Карѣевъ,-- являются могучими факторами самообразованія, т.-е. стремленія выработать стройное міропониманіе. Авторъ, придающій, какъ извѣстно, огромное значеніе личности въ исторіи, особенно настаиваетъ на самостоятельной работѣ въ этомъ отношеніи, на вредѣ одного лишь пассивнаго усвоенія извѣстнаго ряда идей и фактовъ.
"Чтобъ имѣть возможность оказывать воздѣйствіе на соціальную среду, нужно не только развить въ себѣ силу сопротивленія всѣмъ идущимъ съ ея стороны вліяніямъ, дѣлающимъ личность совершенно безсильною и въ смыслѣ наступленія, и въ смыслѣ обороны, т.-е. спасенія себя отъ уподобленія этой самой среды, а нужно еще хорошо знать эту среду; знаніе же соціальныхъ отношеній, какъ наиболѣе сложное, опирается лишь на знаніи явленій и отношеній менѣе сложныхъ, лежащихъ въ основѣ общественнаго бытія. Между прочимъ, тутъ необходимо самое внимательное отношеніе именно къ вопросамъ индивидуальной психологіи и индивидуальной этики". Вся культурная и соціальная исторія человѣчества является исторіей постепеннаго признаванія за личностью ея достоинства и правъ, борьбою за свои и чужія достоинства и права, за ихъ осуществленіе въ моральныхъ и соціальныхъ отношеніяхъ. "Внѣ принципа равнаго достоинства человѣческой личности и прирожденныхъ ей правъ не можетъ быть никакой общей мѣрки для этическихъ отношеній въ частной и общественной жизни".
Средствами для самообразованія служатъ художественная литература съ критикой и публицистикой и наука. Н. И. Карѣевъ особенно важное значеніе приписываетъ, критикѣ публицистической. "Особыя условія русской жизни,-- говоритъ онъ, -- сдѣлали изъ литературной критики одинъ изъ наиболѣе могучихъ способовъ проведенія въ жизнь культурныхъ и общественныхъ идей, и въ этомъ смыслѣ наша критика особенно близко стояла къ жизни, тогда какъ интересы критики эстетической и ученой уже болѣе оторваны отъ жизни, будучи связаны больше съ литературою въ ея противоположности дѣйствительности и съ интересами чисто-ученаго изслѣдованія литературы".
Вполнѣ признавая великое значеніе естествознанія и сожалѣя о томъ, что оно находится въ пренебреженіи въ нашей средней школѣ, проф. Карѣевъ самымъ могучимъ орудіемъ самообразованія признаетъ исторію.
Мы можемъ только пожелать широкаго распространенія этой книжки, написанной убѣжденно, съ горячею любовью къ учащейся молодежи. Прибавимъ, что доходъ съ изданія проф. Карѣевъ назначаетъ въ пользу общества вспомоществованія студентамъ Петербургскаго университета.