Н. Карѣевъ. "Письма къ учащейся молодежи о самообразованіи". Изданіе 3-е. 1895 г. Спб. Ц. 50 к.-- Его же "Бесѣды о выработкѣ міросозерцанія". Изданіе 1-е. 1895 г. Ц. 50 к. {Доходъ съ обоихъ изданій назначенъ авторомъ въ пользу Об-ва доставленія средствъ Высшимъ Женскимъ Курсамъ въ Петербургѣ.}. Третье изданіе "Писемъ" г. Карѣева указываетъ не только на вполнѣ заслуженный успѣхъ, какой они имѣютъ среди учащейся молодежи, но и на возрастающее стремленіе въ знанію, замѣчаемое теперь во всѣхъ слояхъ общества. Напомнимъ небывалый успѣхъ, какой имѣли "Программы коммиссіи помощи домашнему чтенію", разошедшіяся въ теченіе одного мѣсяца въ 4.800 экземплярахъ."Письма" предназначены преимущественно для учащейся молодежи, которой авторъ желаетъ внушить мысль, что "никакое преподаваніе, помимо самостоятельнаго чтенія, не можетъ дать всего, что нужно знать и понимать образованному человѣку". Въ дальнѣйшемъ изложеніи автора выясняется, что слѣдуетъ понимать подъ истиннымъ образованіемъ, и какъ оно можетъ быть достигнуто. Ставя цѣлью самообразованія -- выработку опредѣленнаго міросозерцанія, авторъ разбираетъ значеніе различныхъ наукъ и выдвигаетъ науки гуманитарныя (исторію и философію), какъ главную, по его мнѣнію, основу для такой выработки. Въ "Бесѣдахъ", служащихъ прямымъ дополненіемъ и непосредственнымъ развитіемъ "Писемъ", онъ излагаетъ главные вопросы научнаго и этическаго міросозерцанія, съ указаніемъ на общедоступныя сочиненія, заключающія въ себѣ отвѣты на эти вопросы. Въ концѣ книги приложенъ краткій указатель этихъ сочиненій, въ первую часть котораго -- "Теоретическое чтеніе" -- вошли сочиненія по философіи, біологіи, психологіи и наукамъ соціальнымъ (политическая экономія и право), а во вторую -- "Историческое чтеніе" -- вошли книги по всеобщей и русской исторіи. Какъ спеціалистъ -- историкъ, авторъ и въ "бесѣдахъ" отстаиваетъ образованіе гуманитарное и историческое преимущественно. Можно, конечно, не соглашаться съ такой точкой зрѣнія, которая, въ особенности для русской молодежи, намъ кажется не отвѣчающей истиннымъ потребностямъ развитія, такъ какъ все наше школьное образованіе цѣликомъ исключаетъ всѣ естественныя науки, и ознакомленіе съ ними -- необходимость чего признаетъ навторъ -- возможно только путемъ самостоятельнаго чтенія. Но, тѣмъ не менѣе, вопросы, затрогиваемые авторомъ, глубоко интересны и важны, и книги его, какъ "Письма", такъ и "Бесѣды", заслуживаютъ полнаго вниманія читателей. Для однихъ они послужатъ провѣркой правильности избраннаго ими, того или иного, пути самообразованія, для другихъ -- они откроютъ новый путь, о которомъ, быть можетъ, читатель и не думалъ. Спокойное, безпристрастное и вполнѣ научное изложеніе автора составляетъ важную сторону его "Писемъ" и "Бесѣдъ", пріучая и читателей къ такому же спокойному отношенію къ вопросамъ, къ которымъ у насъ, почему-то, принято относиться съ излишней, и только вредной для дѣла, страстностью.