Кавелин Константин Дмитриевич
Крестьянский вопрос. Исследование о значении у нас крестьянского дела, причинах его упадка и мерах к поднятию сельского хозяйства и быта поселян. К. Д. Кавелина. С-Пб. 1882 года.
Крестьянскій вопросъ. Изслѣдованіе о значеніи у насъ крестьянскаго дѣла, причинахъ его упадка и мѣрахъ къ поднятію сельскаго хозяйства и быта поселянъ. К. Д. Кавелина. С-Пб. 1882 года.
Въ нашей литературѣ есть нѣсколько почтенныхъ дѣятелей, посвятившихъ себя интересамъ народа. Ихъ имена не допускаютъ никакого сомнѣнія въ искренности ихъ стремленій. Потому все, что говорятъ эти люди, заслуживаетъ общаго вниманія и подробнаго знакомства.
Къ числу такихъ именъ честныхъ дѣятелей принадлежитъ и уважаемое имя К. Д. Кавелина.
Въ своей книжкѣ: "Крестьянскій вопросъ" -- онъ задается цѣлью свести итогъ всему, что дала наша современная литература по части экономической, умственной я нравственной жизни нашего крестьянства. На провѣрку оказывается, что положеніе народа, разсматриваемаго со всѣхъ этихъ трехъ сторонъ, въ данное время хуже, чѣмъ не удовлетворительно. И потому г. Кавелинъ останавливается на причинахъ, породившихъ такое положеніе, или, лучше, указываетъ средства отъ такого "горя-злосчастія", которое грозитъ въ будущемъ неминуемою бѣдой, разъ не будетъ принято мѣръ къ выходу изъ настоящаго положенія.
Читатель скажетъ: все это мы слыхали чуть не сто разъ и все это наконецъ начинаетъ до невозможности надоѣдать. Больному ужасно надоѣдаетъ принимать лѣкарства, и тѣмъ не менѣе для того, чтобы выздоровѣть, принимать лѣкарства оказывается необходимо. Такъ и въ данномъ случаѣ: если выслушивали рѣчи о подобныхъ вопросахъ сто разъ, а дѣло еще не двинулось впередъ, то приходится выслушать и сто первый, и сто второй, и т. д., до тѣхъ поръ, пока что-нибудь выйдетъ изъ этихъ рѣчей. Всякому дѣлу необходимо должно предшествовать слово.
Итакъ, будемъ слушать старыя рѣчи!
Всѣмъ извѣстно, каково въ настоящее время экономическое положеніе крестьянъ: недоимки и голодуха съ каждымъ годомъ увеличиваются. Крестьянинъ при первой возможности охотно сдаетъ свой надѣлъ на руки міру и уходитъ въ отхожіе промыслы. Оказывается, земля не тянетъ къ себѣ, сидѣть возлѣ нея становится все тяжелѣе и тяжелѣе. Отчего?-- Мало земли, и она въ большинствѣ случаевъ не въ силахъ оплатить налоги.
Потому авторъ предлагаетъ слѣдующія мѣры -- для избѣжанія указаннаго положенія: "оказать крестьянамъ со стороны государства пособіе на пріобрѣтеніе того количества земли, какого имъ теперь не достаетъ до высшаго размѣра по "Положенію 19 февраля 1861 года" и но числу ревизскихъ душъ" (стр. 53).
Второй способъ -- дозволить свободно крестьянамъ переселяться изъ густо-населенныхъ мѣстъ въ малонаселенные завоеванные края. Эта мѣра весьма выгодна будетъ для правительства, какъ самое лучшее средство закрѣпленія и обрусенія новой мѣстности. Но для того, чтобы крестьянину не приходилось, какъ зачастую приходится теперь, пропутешествовать въ отдаленный край, напримѣръ, изъ Полтавской губерніи въ Сибирь, въ надеждѣ встрѣтить тамъ тѣ-то и тѣ-то блага, и затѣмъ по совершеніи такого великаго подвига ошибиться во всѣхъ своихъ ожиданіяхъ,-- для избѣжанія этого авторъ требуетъ, чтобы правительство руководило переселенцевъ, руководило ихъ черезъ свѣдущихъ людей, которые давали бы желающимъ переселяться необходимыя свѣдѣнія, указывало бы маршрутъ, направляло и т. д.
Весьма долго останавливается авторъ на существующемъ землевладѣніи, рѣшительно высказывается за форму общиннаго владѣнія, которая одна можетъ спасти наше крестьянство отъ положенія пролетарія, въ какомъ очутился, напримѣръ, низшій классъ на Западѣ, гдѣ крупные капиталисты забрали земли въ свою собственность. "Положеніе 19 февраля" не усматривало въ будущемъ готовящейся гибели, потому и допустило нарушеніе общиннаго землевладѣнія.
Г. Кавелинъ упорно настаиваетъ на сохраненіе общиннаго владѣнія землею съ допущеніемъ условій, которыя бы не препятствовали усовершенствованію земледѣлія. По его мнѣнію, эти условія явятся тогда, когда "земли, отведенныя въ надѣлъ крестьянамъ", будутъ признаны "за. неприкосновенную и неотчуждаемую собственность сельскихъ обществъ и предоставятъ членамъ обществъ лишь права наслѣдственнаго владѣнія и пользованія этою землею безъ права ее закладывать или какимъ-либо образомъ отчуждать на правахъ собственности" (стр. 80).
Указывая на цѣлый рядъ способовъ, какими можно поднять экономическое положеніе народа, которое съ каждымъ годомъ становится все плачевнѣе, авторъ предупреждаетъ, что всѣ эти мѣры только тогда будутъ имѣть значеніе, когда будетъ поднятъ нравственный и умственный уровень крестьянъ; когда вопросъ: "необходимо ли народу просвѣщеніе" -- не будетъ больше вопросомъ, а будетъ всѣми признанъ, какъ рѣшеніе въ смыслѣ неизбѣжнаго пути, какимъ должна идти Россія къ тому, чтобы сослужить свою историческую роль въ ряду другихъ европейскихъ государствъ.
Для достиженія этого авторъ указываетъ на болѣе удобныя въ настоящее время средства, когда молодежь и большинство лучшаго общества охвачены самой искреннею любовью къ народу. Необходимо,-- говоритъ онъ,-- воспользоваться такимъ направленіемъ и состояніемъ общества, чтобы дать народу именно то, чего у него недостаетъ послѣ крѣпостнаго права, а именно -- честныхъ, любящихъ его руководителей и охранителей, которыхъ во времена крѣпостничества они имѣли въ лицѣ лучшихъ изъ помѣщиковъ. Послѣ паденія крѣпостнаго права помѣщики не только отъ него отошли, а сдѣлались его врагами и отдали его, непривычнаго, неразвитаго, съ дѣтскимъ взглядомъ на жизнь и на міръ,-- отдали въ руки стаямъ вороновъ и воронятъ, которые отовсюду слетѣлись его клевать. И теперь стоитъ онъ беззащитный и неумѣлый въ общественной жизни, словно ребенокъ, но менѣе ребенка гарантированный отъ внѣшнихъ грозныхъ вліяній,-- съ ребенка не требуютъ, напримѣръ, знанія законовъ и условій жизни, тогда какъ крестьянинъ за все это незнаніе призывается къ отвѣту. Ну, и выходитъ, что отъ такого положенія ему тяжело, тяжело не въ моготу.
Необходимо облегчить его, если не ради него, то ради насъ самихъ,-- говоритъ г. Кавелинъ,-- ради всего общества, ради самого государства, которое, разумѣется, живетъ народомъ и сильно имъ: бѣденъ народъ -- бѣдно и государство.
Кромѣ указанныхъ мѣръ г. Кавелинъ требуетъ для народа и умственныхъ удовольствій -- читаленъ, библіотекъ. Онъ также, какъ и баронъ Корфъ, видитъ въ послѣднихъ одно изъ лѣкарствъ противъ многихъ золъ.
Желая, чтобы сказанное имъ какъ можно больше распространилось, г. Кавелинъ не ограничился напечатаніемъ своихъ статей по крестьянскому вопросу въ Вѣстникѣ Европы, а издалъ ихъ отдѣльною книжкой, приложивъ въ концѣ свой отвѣтъ на возраженіе Рижской, а въ началѣ -- предисловіе, писанное, впрочемъ, еще въ январѣ прошлаго года.