Конопницкая Мария
Мария Конопницкая: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


I.
Конопницкая

   (Мария) -- одна из популярнейших современных польских писательниц; родилась в 1846 г.; в 1883 г. стала редактировать в Варшаве журнал "Swit"; примыкает к передовому движению в польской литературе, возникшему в 70-х гг. Воспитанная на произведениях романтиков, польских и французских, К. первоначально вносила в свою поэзию мечтательную тоску по идеалу, которую нашла у своих учителей, между прочим -- у Словацкого. Свои сомнения и недоумения К. выражает в форме вопросов, на которые, однако, нигде не находит вожделенного ответа (стих. "Nie dziwsię"). Тщетно ищет она проблесков света -- перед ней густой мрак, освещаемый только искрами, загорающимися от столкновения мыслей в ее мозгу; повсюду видит она только слезы, слышит рыдания, проклятия, жизни, с ее безжалостной неразгаданностью. Поэтесса задает вопросы самой себе, обществу, целому миру, Богу -- во что же верить, куда идти, что делать. Таково содержание большей части ранних произведений К. К числу наименее удачных и по мысли, и по художественности формы произведений К. следует отнести и те стихотворения ее, в которых неясная для самого автора мысль ищет своего выражения в образах старины ("Wstęp", "Klaudia", "Tarcza Scypiona"), а также пьесы военного характера ("Grünwald", "Opowiadanie rannego" и пр.). Гораздо выше стоят небольшие лирич. стихотворения, "Piosnki i piesni", а также некоторые стихотворения на народные мотивы ("Na fujarce", "Złąk i pól", "Wieczorne piesni") и небольшие лирические стихотворения, посвященные описанию красот родной природы ("W górach"). Даже эти красоты наводят К. на грустные размышления; неотступно преследует ее мысль о горькой людской доле. Гордые вершины гор напоминают ей немногих избранников судьбы на земле -- людей богатых и знатных; они застыли в своей белизне, замерли в своем гранитном величии, но все же не они -- сердце горы; они только замораживают весеннее дыхание облаков, несущих земле живительную влагу. С волнением и скорбью спрашивает К., зачем же горам нужны эти блестящие вершины ("Na szczytach"). В дальнейших стихотворениях К. демократическая струя становится все более и более заметна. В стихотворении "Fragment" автор пытается объяснить жалобы нашего времени на низменность идеалов и общую апатию отсутствием вдохновенных певцов, которые могли бы своей энергичной песнью двинуть малодушных и сомневающихся на грозный бой с неправдой. Когда найдется такой певец, его песни воодушевят миллионы сердец. К такой цели, по-видимому, и стремится К. в позднейших своих произведениях; ее поэзия, пройдя все стадии разочарования и сомнения, приобретает, наконец, своеобразный характер. Это -- красноречивый, восторженный призыв к борьбе за идею, за право. Положение родного края безотрадное, всюду нищета, потрясающие душу несчастья; но еще не все погибло, народ жив; под толстым слоем могильного пепла тлеет искра жизни; нужно только раздуть ее в великое пламя, нужно бичевать слабодушие и тупость трусов, и обличать всех тех, кто спрятался в глухом углу развалившегося дома, чтобы ничего не видеть и не слышать. Заключая в себе удручающие картины человеческой пошлости и апатии, стихотворения К. не доходят, однако, до полного отчаяния или пессимизма. Автор не теряет надежды на лучшее будущее и старается вдохнуть эту надежду в сердца колеблющихся. Задача поэта и в том, чтобы вызвать сочувствие к угнетенной массе, невнимание к которой было источником стольких несчастий родины. К. бичует шляхту за ее равнодушие к интересам массы; в теплых и сердечных стихотворениях изображает она положение народа, страдания его и его детей ("Na progu", "Obrazki", "Czy zginie chłopskie serce" и дp.). При всей искренности народнического настроения К., она несвободна от сентиментальности в изображении народной жизни (напр. в "Chłopskie serce", "Złąk i pol" и пр.). К числу недостатков нужно также отнести склонность ее к риторике, которую она заимствовала у Виктора Гюго и других французских романтиков. В последнее время К. дала целый ряд небольших очерков беллетристического характера, собранных в двух книжках: "Moi znajomi" (Варшава, 1890) и "Na drodże" (Краков, 1893). Лучшие из них: "Banasiowa", "Jozek Srokacz", "W Wimarskim forcie". Большинству очерков не достает основательного знакомства с жизнью. К. известна и как писательница для детей: она дала тексты для пяти детских книжек с рисунками ("Ksiązki Obrazkowe", 1890--91). Совершенно особняком стоят отрывки из трех драм: "Z przeszłosci" (1880), вызвавшие бурю негодования в клерикальном лагере. Героиней одного отрывка является женщина-философ Гипатия, гибнущая в борьбе за свободу мысли; в двух других изображены Галилей и медик Везалий, похищавший трупы для научных изысканий. Стихотворения К. выдержали несколько изданий; последние: "Poezye. Serya pierwsza" (3 изд., Варшава, 1888); "Poezye. Serya druga" (Варш., 1883); "Poezye. Serya trzecia" (Варш., 1887). Кроме того, есть сборник избранных стихотворений К.: "Wyb ó r poezyi", изд. в Кракове в 1890 г. Стихотворения К. стали переводиться на русский яз. только в последнее время. Лучшие переводы принадлежат М. Гербановскому: "Ясь не дождался" ("Русск. Мысль", 1893, No 12); "Без крова" ("Вестник Европы", 1894, No 3) и А. Колтоновскому (ib. 1894, No 7). Ее "Ультимус" перев. в "Русском Богатстве" (1889, No 9). Ср. В. Мякотин, "Мария К." ("Русская Мысль", 1892, No 4).

К. А -- н.

  
   Источник текста: Энциклопедический Словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона
  

II.

   КОНОПНИЦКАЯ Мария [Konopnicka, 1842--1910] -- польская писательница, вместе с Элизой Ожешко внесшая в реалистическую лит-ру буржуазного либерализма струю национального романтизма. Начало ее творчества совпадает с сильным революционным брожением в России и Польше, к-рое оказало несомненное влияние на ее произведения того времени. У К. сильнее, чем у других польских либеральных писателей-современников, выражен интерес к социальным проблемам. В первых своих стихотворениях [1881--1883] К. разоблачает эгоизм имущих классов и проповедует революционные идеи, направленные против буржуазии, религии и церкви, правда, завуалированные символикой. Но уже со второй половины 90-х гг. стихотворения К. под влиянием общего спада революционной волны все дальше отходят от революционной тематики. К этому же времени относятся первые ее прозаические опыты. Для большинства их характерна подчеркнутая объективность, и они примыкают к натуралистическому направлению. Но в то же время К. пишет целый ряд патриотических сентиментально-романтических рассказов. К социальным мотивам К. вернулась лишь в последнем своем произведении -- поэме "Пан Бальцер в Бразилии", "крестьянской эпопее", в которой рассказала историю группы польских эмигрантов-крестьян.

Библиография:

   I. Собр. сочин., с некрологом К. Тетмайера и очерком Г. Сенкевича, изд. "Современные проблемы", СПБ., 1911, и след.; Собр. сочин., под ред. и со вступит. ст. П. Бодуэн де Куртене, изд. "Просвещение", СПБ., 1912, и след.; Избранные стихотворения в переводах русских поэтов, со вступит. ст. Н. Хмельницкой, 1911. Poezja, Варшава, 1881, 1883, 1886, 1895; Cztery nowele, Рассказы, 1888; Moi znajemi, Рассказы, 1890; Pan Balcer w Brazylji, Поэма, 1910; Полное собр. сочин., в 7 тт., Варшава, 1916.
   II. Ледницкий А., Мария Конопницкая, "Русская мысль", 1903, IV; Храневич К., Очерки новейшей польской литературы, СПБ., 1903; Славинский М., Памяти Марии Конопницкой, "Вестник Европы", 1910, XI; Мякотин В., М. Конопницкая, "Русское богатство", 1911, I; Jarecki K., Twórczóść poetycka M. Konopnicka, Lwów, 1902; Maykewski St., M. Konopnicka, Lwów, 1907; Petrazycka-Temicka J., Konopnicka w swietlewłasnych utwórów, 1920.

Г. К.

   Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 5. -- [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1931. -- Стб. 446--447.
   Оригинал здесь: http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le5/le5-4462.htm
  

III.

   КОНОПНИ́ЦКАЯ (Konopnicka), Мария (наст. имя; псевд. -- Ян Сава; Jan Sawa; 23.V.1842, Сувалки, -- 8.X.1910, Львов) -- польская писательница. Один из крупнейших мастеров польской реалистич. прозы и поэзии. Романтически приподнятая поэзия К. проникнута социальным пафосом, в ней сильны патриотич., антиклерик. и революц. мотивы. В 1876--78 К. опубл. цикл стихов "В горах" ("W górach"), высоко оцененный Г. Сенкевичем. Известность принес ей цикл лиро-эпич. стихотворений "Картинки" ("Obrazki", 1879--80) -- своеобразных социальных баллад о нищете и бесправии крестьянства, лживости бурж. морали. Осн. тема поэзии и прозы К. -- жизнь деревенской и гор. бедноты, проповедь служения народу -- преобладает в публицистически заостренных стихах сб-ка "Поэзия" (т. 1, 1881), в сб-ках рассказов "Четыре новеллы" (1888), "Мои знакомые" ("Moi znajomi", 1890). В стихотв. "Драматических отрывках" ("Z przeszłości. Fragmenty dramatyczne", 1881) звучат антицерк. мотивы, гимн науке, свободной человеч. мысли. В 1884--86 К. редактировала женский журн. "Swit" ("Рассвет"). В сб-ки стихов "Поэзия" (т. 2, 1883, т. 3, 1886) вошли лирич. стихи на нар. темы, близкие нар. песням. Использование фольклорных мотивов и поэтики особенно характерно для циклов: "На свирели" ("Na fujarce"), "С лугов и полей" ("Z łąk i pól"), "Из хаты" ("Z chaty"), "По росе" ("Po rosie"), "Слезы и песни" ("łzy i pieśni"), "На палитре" ("Na palecie"). Мн. стихи К. положены на музыку и пелись как нар. песни в Польше и в России ("Как король шел на войну", "Свободный батрак" и др.). С 1890 К. живет за границей (Германия, Франция, Италия, Швейцария), а в 1902 поселяется в Галиции, но часто выезжает за границу. В творчестве 90-х гг. усиливаются патриотич. мотивы, переплетающиеся с настроениями грусти, тоски по родине, получает развитие философ. лирика: сб-ки стихов "Поэзия" (т. 4, 1896), "Линии и звуки" ("Linje i dzwięki", 1897), "Италия" ("Italia", 1901), "Людям и минутам" ("Ludziom i chwilom", 1904). В прозе К. углубляется раскрытие обществ. конфликтов, психологич. характеристика людей из низов. К. обращается к жизни гор. пролетариата, к истории польского нац.-освободит. движения: сб-ки рассказов "На дороге" ("Na drodze", 1893), "Новеллы" ("Nowele", 1897), "На Нормандском берегу" ("Na Normandzkim brzegu", 1904), очерки "Люди и вещи" ("Ludzie i rzeczy", 1898). Творчество К. завершает эпич. поэма "Пан Бальцер в Бразилии" ("Pan Balcer v Brazylyi", 1892--1906, полн. изд. 1910) о судьбах польских крестьян-эмигрантов, отражающая революц. настроения польского крестьянства. В поэме, мн. части к-рой написаны под влиянием событий 1905, нашли наиболее полное выражение демократич. и свободолюбивые идеалы К. Выступала также с лит.-критич. статьями и этюдами (работа об А. Мицкевиче и др.), произв. для детей ("О сиротке Марысе и гномах" -- "O Marysi sierotce i o krasnoludkach", 1895, и др.), худож. переводами (из Гейне, Ростана, Гауптмана, Врхлицкого, Ады Негри и др.). Творчество К. -- важный этап развития критич. реализма в польской лит-ре.
   Соч.: Pisma wybrane, t. 1--7, Warsz., 1951--52; в рус. пер. -- Собр. соч., т. 1--4, М., 1959.
   Лит.: Пиотровская А. Г., Творч. путь М. Конопницкой, М., 1962; Курант И. Л., М. Конопницкая. Библиография, М., 1962; CzapczyDski T., M. Konopnicka wobec spraw społecznych i narodowych..., "Przegląd nauk historycznych i społecznych", 1954, t. 4; Leopold W., M. Konopnicka, 2 wyd., Warsz., 1956; Brodzka A., O nowelach M. Konopnickiej, Warsz., 1958; ee же, M. Konopnicka, 2 wyd., Warsz., 1961.

В. А. Хорев.

   Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 3: Иаков -- Лакснесс. -- 1966. -- Стб. 706--707.
   Оригинал здесь: http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke3/ke3-7061.htm
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru