Конрад Джозеф
Джозеф Конрад: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


I.
Конрад Джозеф

   (Joseph Conrad) -- английский писатель, польского происхождения. Отец его был участником польского восстания 1863 г. К. тринадцатилетним мальчиком добрался до Марселя, где поступил на купеческое судно. Впоследствии он сделался капитаном и проводил жизнь в плаваниях, большей частью в Индийском океане. Повести и романы его поэтому почти исключительно посвящены жизни на море и в далеких странах. Его первая книга: "Almayer's Folly" (1895) имела большой успех. В следующем году вышла "An Outcast of the Islands", a в 1897 г. "The Nigger of the Narcissus", упрочившая литературную репутацию К. В первых двух романах описывается жизнь европейцев, заброшенных среди малайцев и поженившихся на туземках. Полный их умственный и нравственный упадок и трагический конец их составляет фабулу романов. В третьей повести рисуется жизнь матросов на купеческом парусном судне. Другие соч. К.: "Tales of Unrest" (1898), "Lord Jim" (1900) и "Typhoon" (1903). Рисуемые К. картины природы, особенно морской стихии, полны жизни и красок; при всей реальности изображения, они не чужды символики и мистицизма.

С. И. Р.

   Источник текста: Энциклопедический Словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона
  

II.

   КОНРАД Джозеф (псевдоним Теодора Иосифа Конрада Корженевского) [Joseph Konrad, 1857--1924] -- английский писатель, сын польского повстанца, сосланного в Сибирь. 17 лет приехал в Марсель, чтоб сделаться моряком, но стал не французским, а английским капитаном и в течение многих лет плавал по веем океанам мира, уделяя редкие досуги писанию рассказов. В 1893 в порту Аделаида на его корабль сел писатель Голсуорси, которому К. дал на прочтение рукопись своего первого романа "Almayer's Folly" (Причуда Олмейера). С тех пор К. опубликовал 12 больших романов и 7 сборников новелл, написал три романа совместно с Ф. М. Фордом: "The Inheritors" (Наследники, 1901), "Romance" (Романтичность, 1903), "The nature of a crime" (Природа одного преступления, 1924), и оставил "Prince Roman" (Князь римский) и недописанный роман "Suspence" (Ожидание). Лит-ая зависимость К. от Р. Стивенсона не возбуждает сомнений. Стивенсон раскрыл и осветил новыми идеями модернизма забытую романтику английских писателей прошлого, оттиснутых реалистами из поля зрения читателей, К. создал "неоромантику" авантюрно-психологического типа на основе интернациональных лит-ых влияний. У Джеймса Конрад заимствовал прием "косвенного повествования", как и Стивенсон, излагая события устами разных персонажей; последним он показывает, что всего события в целом никто охватить не в силах, но оно постепенно раскрывается в освещении отдельных персонажей, знающих только часть истории и рассказывающих ее так, как могла ее воспринять данная личность. К. -- импрессионист психологического типа, его интересуют не события, а их отражение в переживаниях его персонажей. Это -- типичный релятивист модернизма, с мелкобуржуазной психологией, ущемленной капитализмом. Уход от действительности в примитив, в экзотику фантастических стран, населенных наивными и простыми людьми, "неоруссоизм" характерны для мелкобуржуазной группы модернистов, и К. был ярчайшим выразителем этих настроений английской интеллигенции, искавшей у писателя "чудес и тайн, действующих на наши чувства и мысли столь непонятным образом, что почти оправдывается понимание жизни как состояния зачарованности" (enchanted state): в этих словах заключена и вся "философия" К. Жизнь -- это "заколдованный мир", в к-ром судьбы людей фаталистически предопределены: человек ответственен за свои намерения и желания, но не за последствия своих поступков, ибо является лишь жертвой судьбы -- страстей и обстоятельств. Влияние Достоевского сказывается в культе этой жертвы, в патетике "униженного" человека, знающего свою "правду", во имя к-рой он "бунтует": все равно, как и в чем проявляется этот "бунт" и к чему приведет его "судьба" -- писателя интересует самое положение, в к-рое поставлена фаталистически обреченная личность. Эта "философия" проходит через все произведения К. В первых романах -- "Almayer's Folly" [1895], "An Outcast of the Island" (Изгнанник островов, 1896), "The Nigger of the Narcissus" (Негр с "Нарцисса", 1897), "Lord Jim" (Лорд Джим, 1900), в тех, что написаны совместно с Фордом (см. выше), и в сборниках новелл -- "Tales of Unrest" (Рассказы о Непокое, 1898) и других. Герои -- отщепенцы цивилизации, они вырождаются, страдают от внутренних конфликтов и бунтуют, бегут на край света и отдаются во власть окружающей экзотической природы, к-рую Конрад описывает с исключительным мастерством. Затем Конрад пишет роман "Nostromo" (Ностромо, 1904), где место бегущих от цивилизации занимают жертвы "лихорадки стяжания". Постепенно пейзаж не только теряет свою экзотичность, но уступает место городской обстановке; здесь разыгрываются психологические драмы "жертв судьбы": предатели из низких побуждений ("The secret Agent" -- "Тайный агент" 1907) и жертвы предательства ("Under Western Eyes" -- "На взгляд Запада" 1911); этому периоду предшествовал целый сборник подготовительных новелл ("A Set of Six" -- "Шесть повестей" 1908). К. занимает психология анархического бунта, революционного протеста и предательства. К этому периоду относится и посмертная новелла К. "Prince Roman", опубликованная Кеннингам Грэхемом и повествующая о революционном движении в Польше 1831--1863. Для дальнейшей эволюции К. очень знаменателен сборник новелл "Twixt Land and See Tales" (Рассказы о суше и море, 1912) -- прелюдия к роману "Chance" (Случай, 1914), вплетающему новый мотив в творчество К. В плане "косвенного повествования" в этом романе развернута история "жертв", в поражении к-рых их "победа". Те же мотивы разработаны как в романе "Victory, an Island Tale" (Победа, повесть об островах, 1915), так и в собрании новелл "Within the Tides" (Приливы и отливы, 1915). Отсюда К. сделал шаг к самому символическому из всех своих романов "The Shadow Line" (Теневая черта, 1917), носящему несомненные автобиографические черты. В 1919 К. выступает с двумя романами "The Arrow of Gold" (Золотая стрела) и "The Rescue" (На отмелях); последний писался 20 лет. В 1922 наметился последний период творчества К., прерванный смертью, к-рый обнаруживает полную трансформацию приемов и темы: в романе "The Rover" (Морской бродяга) К. не только возвратился к романтической манере Стивенсона, взяв тему из эпохи Великой французской революции, но и выполнил ее в плане прямого повествования с соблюдением хронологии, характеристик и героики исторических персонажей. Ни одной черты былой "философии" в нем не осталось, как и в недописанном "Suspence", в центр к-рого поставлена фигура Наполеона на острове Эльбе. К. выразил настроения и мысли индивидуалистической модернистской интеллигенции, оторвавшейся от основных интересов правящего класса, и потому его романы не "колониальны", а являются психограммой личности интеллигента fin de siХcle, уходящего в примитив и экзотику, одержимого невропатическими рефлексиями Конрад проложил путь современному "эпосу о человеке", которым заняты крупнейшие мастера от психологии в современной литературе Англии.

Библиография:

   I. Собр. сочин. на русск. яз., под ред. и с литературно-критическим очерком Евг. Ланна, издается "ЗИФом". Вышли в 1924--1926 тт. I, II, IV, V. Существуют кроме того многочисленные переводы отдельных его рассказов, повестей и романов. Letters of J. Conrad to R. Curle, 1928.
   II. Chevalley A., Le roman anglais de notre temps, 1921; Gould G., The english novel of to-day, 1924; Bullatt G., Modern english Fiction, 1926; Drew E., The modern novel, 1926; Braybrooke P., Novelists, 1926; Fehr B., Die moderne englische Prosa, 1927.

Р. Куллэ

   Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 5. -- [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1931. -- Стб. 447--450.
   Оригинал здесь: http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le5/le5-4471.htm
  

III.

   КОНРАД (Conrad), Джозеф [псевд.; наст. имя -- Юзеф Теодор Конрад Коженёвский (Korzeniowski); 3.XII.1857, Бердичев, Украина, -- 3.VIII.1924, Бишопсборн, близ Кентербери] -- англ. писатель. Его отец -- польский дворянин, литератор, участник восстания 1863, был выслан в Вологду, откуда переехал в Краков. К. учился в Кракове и Львове. С англ. лит-рой познакомился по польским переводам. В 1874 К. едет в Марсель, два года служит юнгой на франц. судах. В 1880 стал моряком англ. торг. флота, в 1884 получил звание капитана и принял англ. подданство. В 1893 К. дал прочитать находившемуся на корабле Дж. Голсуорси рукопись своего первого романа "Каприз Олмейера" ("Almayer's folly", 1895, рус. пер. 1923). Оставив флот, К. поселился в Кенте и отдался лит. деятельности. Неоромантик, К. стремился перенестись в мир увлекат. приключений, в нецивилизованные экзотич. страны. В романе "Негр с "Нарцисса"" ("The Nigger of the "Narcissus"", 1897, рус. пер. 1925), в сб. "Рассказы о непокое" ("Tales of unrest", 1898, рус. пер. 1925) мужественные туземцы противопоставлены жалким европейцам. Изображение нравств. возмужания юноши в центре одного из лучших романов К. "Лорд Джим" ("Lord Jim", 1900, рус. пер. 1926). Повествоват. манера К. опирается на иск-во его предшественников: Ч. Диккенса, У. Коллинза, а также Р. Браунинга и др. Обогатив традиц. фигуру рассказчика, К. охотнее всего предоставляет слово своему персонажу -- старому моряку капитану Марло, к-рый, напр., в повести "Юность" ("Youth", 1902) сквозь призму своих воспоминаний представляет приключенч. романтику добродушно-иронически. Внешнее спокойствие повествователя в романе "Сердце тьмы" ("Heart of darkness", 1902) не скрывает, однако, возмущения автора деятельностью первых завоевателей колоний, к-рые "захватывали все, что могли захватить ради наживы". Герои К. -- отщепенцы бурж. мира, гордые люди, мужественно встречающие удары судьбы. В рассказе "Конец неволи" ("The end of the tether", 1902) капитан Уолей преодолевает тяжелый недуг и остается на своем посту.
   Выросший в среде польских повстанцев, К. осуждал социальное и нац. неравенство. Однако в успех социальной революции он не верил. В романе "Ностромо" ("Nostromo", 1904, рус. пер. 1928) действие происходит в вымышленном южноамер. гос-ве Костаган, где господствуют деньги, политич. произвол. Восстание против прогнившего режима обречено на неудачу, а герой романа капитан Нострома гибнет, теряя веру в себя. В романе "Тайный агент" ("The secret agent", 1907, рус. пер. 1908) К. отходит от привычных тем и образов, желая "иронически разработать мелодраматич. сюжет". В романе "Глазами Запада" ("Under Western eyes", 1911, рус. пер. 1912) К. стремился противостоять "нелепым россказням о рус. революционерах", однако исказил облик народовольцев. В рассказе "Фрейа семи островов" ("Freya of the 7 isles"), вошедшем в сб. "Сухопутные и морские рассказы" ("Twixt land and sea tales", 1912), в романе "Победа" ("The victory", 1915) и др. К. создал героич. женские образы. Позднее творчество К. обнаруживает признаки идейного и худож. кризиса (романы "Случай" -- "The chance", 1913, рус. пер. 1925; "Теневая черта" -- "The shadow line", 1917, рус. пер. 1925, и др.).
   К. выступал как критик и публицист, автор статей об А. Доде (1898), Г. де Мопассане (1904), А. Франсе (1904), Дж. Голсуорси (1906), И. С. Тургеневе (1917).
   Соч.: The works, v. 1--22, L. -- Toronto, 1923--28; Z pism, [1--11], Warsz., [1956--61]; Собр. соч., т. 1--5, М. -- Л., 1924--26; Избранное, т. 1--2, М., 1959; Зеркало морей. Воспоминания и впечатления, М., 1958.
   Лит.: История англ. лит-ры, т. 3, М., 1958; Ford F. M., J. Conrad, Boston, 1924; Crankshaw E., J. Conrad, L., [1936]; Gordan J. D., J. Conrad. The making of a novelist, Camb. (Mass.), 1941; Visiak E. H., The mirror of J. Conrad, L., 1955; Moser Th., J. Conrad. Achievement and decline, Camb., 1957; Curle R., J. Conrad and his characters, L., [1957]; Allen J., The thunder and the sunshine, N. Y., [1958]; Baines J., J. Conrad, 3 ed., L., [1960]; JabBkowska R., J. Conrad, 1857--1924, Wr. -- Warsz. -- Kr., 1961 (имеется библ.).

М. А. Нерсесова.

   Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 3: Иаков -- Лакснесс. -- 1966. -- Стб. 707--708.
   Оригинал здесь: http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke3/ke3-7071.htm
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru