Ковалевский Евграф Петрович
Народное образование в Соединенных Штатах Северной Америки (высшее, среднее и низшее). Евграфа Ковалевского

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   Народное образованіе въ Соединенныхъ Штатахъ Сѣверной Америки (высшее, среднее и низшее). Евграфа Ковалевскаго, съ участіемъ О. К. Адеркаса, И. Я. Герда, проф. Ѳ. Ѳ. Зигеля, П. Г. Мижуева и М. А. Поспѣловой. Съ рисунками, планами и антропологической таблицей въ текстѣ. Спб., 1895 г. Книга эта заслуживаетъ особаго вниманія въ виду того, что она составлена при содѣйствіи министерства народнаго просвѣщенія лицомъ, посланнымъ отъ этого министерства на чикагскую всемірную выставку и международные конгрессы въ качествѣ делегата. Сотрудники г. Ковалевскаго были также оффиціальными представителями учебныхъ вѣдомствъ: г. Адеркасъ былъ посланъ вѣдомствомъ учрежденій Императрицы Маріи, а г. Гердъ -- главнымъ управленіемъ военно-учебныхъ заведеній.
   Интересна эта книга и потому, что авторы помѣщенныхъ въ ней работъ изучали вопросъ непосредственно, при помощи личныхъ наблюденій на мѣстѣ. Изъ этого непосредственнаго знакомства съ дѣломъ, они вынесли глубокое уваженіе къ странѣ и ея народу. И цѣлью всей этой книги составитель выставляетъ свое искреннее желаніе -- обратить вниманіе лицъ, причастныхъ къ дѣлу народнаго образованія въ Россіи, "на достойную удивленія и подражанія энергію и щедрость, проявляемыя въ дѣлѣ просвѣщенія народа нашей заатлантической соперницей".
   Въ самомъ дѣлѣ, какъ намъ не удивляться тому, что республика тратитъ на образованіе своего народа % своего бюджета, и что количество учащихся въ ней составляетъ 23% всего населенія! Какъ далеки отъ этой цифры двѣ страны,-- самыя, впрочемъ, отсталыя изъ всѣхъ европейскихъ націй, Турція и Россія! Одна насчитываетъ 2%, а другая -- 3%!
   "Стремясь настойчиво къ достиженію всеобщаго образованія,-- говоритъ составитель,-- американцы не забываютъ, что развитіе промышленности, земледѣлія, торговли и ремеслъ прямо пропорціонально количеству знаній, которыми обладаетъ населеніе, и что эти знанія являются однимъ изъ признаковъ силы и могущества страны".
   Сила и могущество страны всего болѣе выигрываютъ при свободѣ общественнаго мнѣнія и его вліяніи на правительственную власть. Сотрудникъ г. Ковалевскаго, г. Мижуевъ, приводитъ слова Георга Вашингтона въ его прощальномъ посланіи къ американскому народу:
   "По мѣрѣ того, какъ возрастаетъ вліяніе общественнаго мнѣнія на правительственную власть, вмѣстѣ съ этимъ должна постепенно возрастать и просвѣщенность этого мнѣнія". Общественное мнѣніе выработало три великихъ принципа, на которыхъ построено все зданіе американской школы: обязательность, безплатность, общедоступность.
   Идея всеобщаго начальнаго образованія, занимавшая выдающіеся умы всѣхъ временъ и народовъ, начиная съ Аристотеля,-- въ Соединенныхъ Штатахъ близится къ своему осуществленію. Осуществленіе ея возможно вездѣ. Для этого только необходимо одно условіе -- единеніе между государственною властью и органами мѣстнаго самоуправленія. Другое важное условіе -- свобода частной личной иниціативы. Что касается до идеи доступности просвѣщенія, то въ этомъ отношеніи предпріимчивые американцы придумали множество всякихъ средствъ. Укажемъ на одно изъ нихъ, придуманное жителями Южной Дакоты. За дѣтьми, которыя живутъ далеко отъ школы, посылается ежедневно по утрамъ особая очередная подвода, которая доставляетъ ихъ въ училище и развозитъ обратно по домамъ. Этимъ способомъ устраняется важное препятствіе къ посѣщенію школы -- отдаленность разстоянія, и, кромѣ того, повышается регулярность посѣщеній, прерываемая въ другихъ школахъ неблагопріятными условіями погоды и вообще стихійныхъ силъ.
   Безплатности обученія сопутствуетъ и снабженіе учащихся даровыми книгами и другими учебными принадлежностями, а также теплой одеждой и обувью,-- все это дѣлается для бѣднаго класса частными обществами, отдѣльными благотворителями и школьными комитетами.
   Общедоступности школы способствуетъ не только безплатность обученія и матеріальная помощь учащимся, но и полная вѣротерпимость. Школа не вмѣшивается въ религіозное воспитаніе дѣтей, допуская полную свободу вѣроисповѣданія для учащихся, что, однако, нисколько не уменьшаетъ религіозности и преданности вѣрѣ въ населеніи. Американцы, какъ извѣстно, необыкновенно набожны: "Нѣтъ, кажется, ни одной страны въ мірѣ, гдѣ бы религіозные вопросы такъ сильно волновали общество и гдѣ бы рвеніе въ дѣлахъ вѣры достигало такого напряженія" (9 стр.).
   Школьное дѣло въ Америкѣ дѣлаетъ постоянные успѣхи, благодаря закономъ установленному обыкновенію -- ежегодно устраивать педагогическіе курсы и съѣзды. Дѣло обученія много выигрываетъ отъ широко проведеннаго здѣсь принципа примѣненія къ личности ученика. Между шрочимъ, одинъ и тотъ же ученикъ можетъ заниматься въ разныхъ отдѣленіяхъ или классахъ, глядя по степени его подготовки къ тому или иному предмету. И болѣе способные изъ учениковъ могутъ пройти весь курсъ 8-ми классной начальной школы въ шесть-семь лѣтъ. Для отсталыхъ устраиваются въ большихъ городахъ особыя отдѣленія, куда помѣщаются всѣ тѣ дѣти, которыя требуютъ спеціальнаго вниманія учителя.
   Въ Америкѣ нельзя жаловаться, чтобы дѣтей морили ученіемъ. Тамъ учебныхъ дней въ недѣлѣ насчитывается всего 5. Суббота и воскресеніе -- отдыхъ. Учебный годъ длится около семи мѣсяцевъ.
   Постоянныя улучшенія и обновленія въ отношеніи программъ, методовъ обученія и проч. въ американскихъ школахъ зависятъ въ большой степени отъ свободной конкурренціи частныхъ школъ съ общественными. Американскіе педагоги справедливо считаютъ частную школу самымъ удобнымъ орудіемъ для всякихъ начинаній, на которыя общественныя учебныя заведенія не всегда могутъ рѣшаться. "Она можетъ легче приспособляться къ требованіямъ учениковъ и ихъ родителей, конкурренція ея полезна для народнаго образованія, вызывая соревнованіе въ общественныхъ школахъ, что влечетъ за собой улучшеніе послѣднихъ и исправленіе недостатковъ въ ихъ организаціи, и, наконецъ, частныя учебныя заведенія служатъ хорошимъ дополненіемъ къ общественнымъ школамъ, такъ какъ послѣднія устраиваются пока лишь по немногимъ опредѣленнымъ типамъ, между тѣмъ какъ въ населеніи, при постоянномъ усложненіи условій современной жизни, возникаетъ потребность въ самыхъ разнообразныхъ учебныхъ заведеніяхъ и способахъ пріобрѣтенія знаній и навыковъ".
   Особенность американской школы -- сообученіе дѣтей обоего пола -- является въ глазахъ американцевъ великимъ подспорьемъ къ успѣхамъ обученія и воспитанія. Въ пользу этого сообученія выставляется много соображеній какъ экономическаго, такъ и нравственнаго свойства. Въ послѣднемъ отношеніи замѣчается благотворное вліяніе одного пола на другой въ томъ смыслѣ, что дѣвочки отъ общенія съ мальчиками дѣлаются болѣе независимыми и самостоятельными, отвыкаютъ отъ жеманства, а мальчики теряютъ грубость манеръ и рѣчи, становятся болѣе мягкими въ обращеніи. И очень многіе думаютъ, что безукоризненно-уважительное обращеніе съ женщиной, составляющее отличительную черту американцевъ даже въ низшемъ классѣ, въ значительной степени обязано вліянію сообученія дѣтей обоего пола. Американцы не только не боятся, но считаютъ очень естественнымъ, что иной юноша и иная дѣвица, сблизившись дружески между собою въ дѣтскіе годы на почвѣ образованія и воспитанія, пріобрѣтши одинаковую умственную культуру и проникшись общими интересами и убѣжденіями, въ концѣ концовъ полюбятъ другъ друга и предадутся семейному счастію,-- по крайней мѣрѣ, въ подобныхъ случаяхъ бракъ совершается между людьми хорошо и издавна знающими и понимающими другъ друга, а не очертя голову, какъ это часто дѣлается у насъ.
   Въ ряду особенностей учебныхъ программъ у американцевъ обращаетъ на себя вниманіе преподаваніе началъ соціологіи, законовѣдѣнія и морали. Кромѣ того, огромное вниманіе обращено на борьбу съ великимъ бичомъ человѣчества -- пьянствомъ, и даже въ низшихъ школахъ отводится не мало времени на урокахъ элементарной физіологіи и гигіены выясненію всѣхъ вредныхъ вліяній наркотическихъ веществъ на организмъ.
   Нравственное воспитаніе основано на принципѣ полнаго довѣрія воспитателей къ питомцамъ. Великимъ порокомъ считается ложь, которая преслѣдуется педагогами не менѣе строго, чѣмъ самими учащимися. Судъ учащихся нигдѣ такъ не поощряется, какъ въ Америкѣ. Въ высшихъ учебныхъ заведеніяхъ дана полная свобода корпоративной жизни; а въ штатѣ Массачузетсъ существуетъ оффиціально признанный "сенатъ" съ судебными полномочіями, состоящій изъ 10 студентовъ. Изъ нихъ четыре выбираются четвертымъ курсомъ, три -- третьимъ, два -- вторымъ и одинъ -- первымъ. Кромѣ суда, комитетъ выборныхъ вѣдаетъ вообще и всѣ административныя дѣла, касающіяся корпоративной жизни студентовъ.
   Очень интересна глава XXI, въ которой излагаются сужденія одного американскаго профессора о русскомъ школьномъ дѣлѣ. Профессоръ пораженъ царящей въ средѣ нашего народа безграмотностью. Онъ говоритъ: "Въ нѣкоторыхъ нѣмецкихъ государствахъ число неграмотныхъ почти равно О, въ Россіи же есть губерніи, гдѣ число неграмотныхъ новобранцевъ достигаетъ 80%, а процентъ неграмотныхъ женщинъ недалекъ отъ 100%. Это много, ужасно много!"...
   Для выясненія пути ко всеобщему обученію профессоръ считаетъ необходимымъ созывъ русскихъ дѣятелей по народному образованію. Мѣстные дѣятели,-- сказалъ онъ русскимъ делегатамъ,-- "несомнѣнно болѣе компетентны въ вопросахъ, касающихся ихъ мѣстныхъ интересовъ, чѣмъ вы, чиновники, засѣдающіе въ петербургскихъ канцеляріяхъ".
   Профессоръ настаиваетъ на необходимости школьнаго налога и обязательности для сельскихъ и городскихъ населеній содержать начальныя школы, а для родителей отдавать дѣтей въ ученье. По мнѣнію американца, "ни одно сословіе или учрежденіе, кромѣ министерства народнаго просвѣщенія, на то и созданнаго, не можетъ претендовать на то, чтобы руководство было отдано исключительно ему".
   Книга г. Ковалевскаго полна интересныхъ свѣдѣній и онъ вполнѣ правъ, предполагая, что русскій дѣятель по народному образованію найдетъ въ ней не мало поучительныхъ для себя свѣдѣній, изложенныхъ обстоятельно и безпристрастно. Это не только оффиціальный трудъ, это -- изслѣдованіе вполнѣ доступное и для большой публики. Цѣна книги (2 руб.) не можетъ быть признана дорогою въ виду обширности ея размѣровъ (592 стр., т.-е. около 40 листовъ).

"Русская Мысль", кн.VII, 1896

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru