Красицкий Игнацы
Игнацы Красицкий: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


I.

Красицкий, Игнатий

   -- польский писатель (1735-1801), из духовного звания; учился в Львове и Риме. Как проповедник, пользовался большим успехом. Поддерживаемый Ф. С. Потоцким, он принимал участие в политических событиях и в период бескоролевья стоял на стороне саксонской партии. В конце 1763 г. К. перешел на сторону Понятовского и говорил торжественную проповедь в день его коронации. Принимал участие в издании журнала "Monitor", который издавался по образцу английского "Spectator". Был президентом мало-польского трибунала, затем епископом вармийским. Свою епархию он посещал только наездами, а постоянным местом жительства его была Варшава, где он вел открытый и веселый образ жизни, славясь остроумием, светскостью и изящными манерами. В 1772 г., после первого раздела Польши, К. принужден был переехать в Гейльсберг, где получил епископскую кафедру; пользовался расположением прусского короля Фридриха II. В 1778 г. вышли его поэмы "Муszeis" и "Monachomachia czyli wojna mnichòw"; в первой много намеков на распри польского дворянства, государственные неурядицы и пр. В 1779 г. К. напечатал два сатирические сборника: "Satyry" и "Bajki i przypowiesci", в 1780 г. -- героическую поэму "Wojna Chocimska" и "Antimonachomachia" -- остроумная защита "Войны монахов". В 1784 г. напеч. сборник его мелких стихотворений ("Wie r szy"). Кроме того, К. перевел на польский язык песни Оссиана. Одновременно появлялись и прозаические произведения К.: "Mikołaja Doswiadczyńskiego przypadki" (1776), "Pan Podstoli" (1778-84), "Historya" (1779), "Zbior potrzebniejszych wiadomości" (1781), "Listy i pisma rożne", "Kalendarz obywatelski" (1793). В эпоху четырехлетнего сейма К. жил в Варшаве, но участия в политике не принимал, написав только сатиру на деятелей этого сейма, под названием "Organy". После окончательного раздела Польши получил от прусского короля гнезненское архиепископство и проживал преимущественно в Скерневицах. Напечатал в это время "Powieść о losach narożnej kamienicy w miescie Kurowcach" (Варшава, 1798), "О rymotworstwie i rymotworcach" -- стихотв. поэтика, "Rozmowy zmarłych" (по образцу Лукиана и др.), "Zycia zacnych meżow", написанные по Плутарху, "Powie?ci i Uwagi", "Listy o ogrodach","Bajki nowe" и др. Из всех произведений К. особенным успехом пользовались его басни и мелкие рассказы. Первое собрание сочинений издано после его смерти Ф. К. Дмоховским, с вступительной статьей; затем изд. в Лейпциге, Варшаве, Кракове и Львове. Статьи, кроме Дмоховского -- И. Крашевского (Варшава 1880) и П. Хмелевского ("Studia i Szkice", т. I, Краков, 1886).

К. Арабажин.

   Источник текста: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
  

II.

   Превосходнейшим подражателем французским образцам и одновременно вполне оригинальным польским писателем, самым выдающимся представителем литературы того времени был Игнатий Красицкий [1735--1801]. Красицкий, происходивший из разорившейся аристократической семьи, стал ксендзом, а затем епископом и архиепископом. Вольтерианец, человек энциклопедических знаний, он был прежде всего исключительно талантливым писателем-сатириком. Писал он по-польски, простым, ясным и одновременно изящным языком. Как и все выдающиеся представители того времени, он, осмеивая пороки шляхты, призывал к созданию сильной королевской власти. Его вольтерьянство было очень умеренным и предназначенным исключительно для внутреннего употребления высшего общества. Он держался того мнения, что "неверие" подрывает нравственность, особенно у "темных людей", и был далек от мысли о каком бы то ни было отделении "католической церкви от отчизны".
   Из его чрезвычайно богатого литературного наследства на первый план выдвигаются "Басни", по форме являющиеся подражанием Лафонтену, но по содержанию совершенно оригинальные. Необыкновенная лапидарность соединяется в них с ясностью стиля, простотой, изяществом и безукоризненностью польского языка. При всем блеске юмора и остроумия "Басни" овеяны духом пессимизма. Красицкий видит пороки умирающего шляхетского мира, но не видит выхода. Заслуживают также быть отмеченными героическо-комические поэмы Красицкого: "Мышейда", "Монахомахия" и "Антимонахомахия", в которых осмеиваются бездельничество, пьянство, чванство и ужасающее невежество католических монахов. Красицкий однако оговаривался, что его сатира ни в коей мере не обращена против самой католической церкви. Прозаических сочинений Красицкий оставил значительно больше, чем стихотворных. Он составил первую общедоступную польскую энциклопедию в двух больших томах [1781], большинство статей которой принадлежит ему самому. Написал также восемь комедий, подражаний Мольеру, но они не имели большого успеха. Очень популярны были его повести и романы, носившие также сатирический характер. Басни Красицкого читаются и до сегодняшнего дня.
  
   Источник текста: Висляк Я. , Малецкий А. , Г. Д. Польская литература // Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 9. -- М.: ОГИЗ РСФСР, Гос. ин-т. "Сов. Энцикл.", 1935. -- Стб. 71--119.
   Оригинал здесь: http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le9/le9-0711.htm
  

III.

 []

   КРАСИ́ЦКИЙ (Krasicki), Игнацы (3.II.1735, Дубецко, Жешув, -- 14.III.1801, Берлин) -- польский поэт. Происходил из обедневшей графской семьи. Принял сан священника. Сблизившись с польским королем Станиславом Понятовским, стал королевским капелланом, в 1766 -- епископом Вармии. Это не препятствовало проявлению вольнодумно-рационалистич. тенденций в его взглядах и участию К. в лит.-политич., светской и придворной жизни своего времени. С 1795 К. -- гнезненский архиепископ, в 1800 -- один из основателей Об-ва друзей науки в Варшаве. В 60-е гг. в журн. "Монитор" (Варшава) появились первые публицистич. статьи К. Лучшие его произв. созданы в 70-е гг. Используя поэтику классицизма, он обращался преим. к его "низким" жанрам и даже выходил за их пределы, став крупнейшим сатириком, поэтом и прозаиком эпохи Просвещения в Польше. Широкую известность получили герои комич. поэмы К.: "Мышеида..." ("Myszeidos pieśni X", 1775), пародировавшая легендарные рассказы ср.-век. хроник и высокий эпич. жанр, задевая попутно шляхетские предрассудки, политич. нравы феод. Польши; "Монахомахия..." ("Monachomachia czyli Wojna Mnichów", 1778, анонимно), где зло высмеивались косность, ханжество и далеко не праведная жизнь польского монашества; "Антимонахомахия" ("Antimonachomachia", 1778), в к-рой автор, для виду отрекшись от предыдущей поэмы, настаивал, однако, на ее правдивости. В цикле "Сатиры" ("Satyry", 1779, доп. 1784) К. обрушился на пороки шляхты, создав обобщенные картины повсеместной порчи нравов ("Порочный мир" -- "Świat zepsuty", "Придворная жизнь" -- "Życie dworskie", и др.) и сатирич. "портреты" носителей отрицат. качеств ("Жена-модница" -- "Żona modna", "Пан слуги недостойный" -- "Pan niewart sługi", "Пьянство" -- "Pijaństwo", "Игрок" -- "Gracz", и др.). Обличит. тенденции характерны и для басен К.: "Басни и притчи..." ("Bajki i przypowieści na cztery części podzielone", 1779), "Новые басни", ("Bajki nowe", изд. 1802), блещущих остроумием, пластич. выразительностью образов, живостью диалога, легкостью стиха.
   К. возлагал надежды прежде всего на просвещение, на исправление нравов. Просветительско-гуманистич. взгляды нашли выражение и в цикле "Посланий" ("Listy", 1780--88). Тенденции просветит. реализма сказались в прозе К. Автор первого польского романа нового времени "Приключения Миколая Досьвядчиньского..." ("Mikołaja Doświadczyńskiego przypadki przez niegoż samego opisane", 1776), К. соединил в нем элементы сатирич.-нравоописательного, авантюрно-приключенч. и утопич. жанров, сочно изобразив пороки польской действительности, выдвинув проблему дворянского воспитания и изложив (в описании утопич. острова Нипу) свои представления об идеальном обществ. устройстве, основанном на требованиях разума. Попыткой создания фантастико-философско-историч. жанра явилась "История..." ("Historia na dwie księgi podzielona", 1778). Здесь, как и в нравоописательно-дидактич. романе "Пан Подстолий..." ("Pan Podstoli na trzy ksi?gi podzielony", кн. 1--1778, кн. 2--1784, кн. 3 -- изд. 1803), в центре к-рого образ идеального шляхтича, гражданина и хозяина, полнее всего проявились присущие К. склонность к компромиссам и боязнь далеко идущих перемен. С годами эти черты углублялись.
   К. создал своеобразный историко-лит. трактат в стихах "О стихотворстве и стихотворцах" ("O rymotwórstwie i rymotwórcach", изд. посмертно, 1803), просветит. энциклопедию "Собрание необходимых сведений" ("Zbiór potrzebniejszych wiadomości", t. 1--2, 1781). Переводил из Плутарха, Лукиана, Оссиана-Макферсона, писал комедии, повести, обращался к жанру героич. эпопеи ("Хотинская война" -- "Wojna Chocimska", 1780). К. много сделал для реалистич. польской сатиры, для развития лит. языка, очистив его от варваризмов, сблизив с разговорной речью.
   Соч.: Dzie?a, t. 1--6, Warsz., 1878--79; Pisma wybrane, t. 1--4, Warsz., 1954; Korespondencja J. Krasickiego 1743--1801, t. 1--2, Wr., 1958; в рус. пер.: Избр. произв., М., 1951.
   Лит.: Kraszewski J., I. Krasicki. Życie i dzieła, Warsz., 1879; Wojciechowski K., I. Krasicki, 2 wyd., Lw., 1922; Kubacki W., "Monachomachia" przed sądem potomności, Warsz., 1951; "Zeszyty Wrocławskie", 1952, N 1 (весь номер посвящен Красицкому); Wołoszyński R., Postawa ideowa I. Krasickiego po roku 1780, Wr., 1953.

Б. Ф. Стахеев.

  
   Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 3: Иаков -- Лакснесс. -- 1966. -- Стб. 804--805.
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru