КрасинскийЗигмунд [Zygmunt Krasiński, 1812--1859] -- польский поэт. Считается обыкновенно одним из трех знаменитых представителей польского романтизма (Мицкевич, Словацкий, Красинский). Но это -- условная формула, установленная средой, за которую идейно боролся всю жизнь писатель. На самом деле ни по характеру, ни по силе поэтического дарования, ни по социальному содержанию его творчества К. нельзя поставить наряду с Мицкевичем и Словацким. Никогда К. не был вдохновителем широких кругов польской интеллигенции, ведущих борьбу за национальное освобождение, никогда он не был властителем дум молодого поколения, и никогда его поэзия не имела того могучего плодотворного влияния на лит-ру, как поэзия Мицкевича и Словацкого. Чрезвычайно характерна в политическом отношении биография К., находившегося под исключительным влиянием отца, знатного вельможи, близкого к Николаю I. Еще студентом К. по приказанию отца оказался штрейкбрехером, -- не участвовал в политической демонстрации студенчества, что определило отношение к нему молодого поколения. И дальше, в течение всей своей личной и политической жизни, он решал все важнейшие политические и личные вопросы с точки зрения отца; в сущности, он действовал во имя интересов своего вельможного рода, для к-рого Польша, патриотизм, "отчизна" знаменовали власть крупной шляхты и католического духовенства.
Всю жизнь К. страдал глубоким внутренним разладом, вытекающим из осознанного противоречия между личной и общественной жизнью, между идеями, к-рые он защищал, и общественными устремлениями нового поколения. Этот вечный разлад сугубо отразился на его творчестве. Угрюмый, нервный, неуравновешенный, не верящий в себя, несмотря на свой показной мистический христианский оптимизм, К. в своих политических воззрениях всецело руководствуется сословно-классовым инстинктом.
Классовым чутьем руководствуется он и в анализе политических событий в Польше и за границей; призрак ненавистной К. социальной революции всю жизнь не давал ему покоя. Он не знает природы, не знает живых людей, он всегда в мире абстрактных социальных категорий. Его люди, за очень редкими исключениями, -- носители отвлеченных принципов. Отсюда анемичность, сухость его стихотворений, безжизненность их формы, а также схематичность его персонажей. К. -- односторонен, все его творчество проникнуто одним девизом: бросьте классовую борьбу, бросьте борьбу против знатной шляхты, она -- соль земли польской. Всякая попытка освободить Польшу, оттолкнувшись от крупной шляхты, вопреки ей, даст победу черни, подорвет все устои, уничтожит религию. За исключением юношеских произведений, -- подражаний Вальтер Скотту -- позднейшее творчество Красинского ("Небожественная комедия", "Иридион", "Псалмы будущего") представляет собой анализ социальных проблем Польши того времени и попытку возведения их на высоту общечеловеческих проблем.
Этот преисполненный христианского смирения католик, для которого, когда дело касалось царской России, Польша являлась чем-то вроде Христа, искупительницей всего человечества, призванной покорно принять мученичество, терял полностью облик агнца, когда дело касалось молодых революционных сил. Тогда он умеет ненавидеть. Бешеной злобой против революции проникнуты его произведения и переписка. Нет ничего более характерного для облика К. и вскрывающего глубокую пропасть между ним и Мицкевичем, чем отношение обоих к России -- к "москалям". К. лично не пострадал от политики царской России (не за что было). По "приказанию" отца, пользовавшегося заслуженным доверием Николая I, К. сидит спокойно за границей, в то время когда вся Польша пылает в огне национально-освободительной войны против царизма. По приказанию отца же он в 1833 является в Петербург, чтобы быть представленным Николаю, когда вся Польша и его любимая католическая церковь стонут под гнетом палача польского и русского народа. Исполнив свой "долг" по отношению к отцу, К. позже, в стихотворении "К москалям", изливает свою ненависть к ним. После неслыханного малодушия и унижения перед палачом Николаем К. говорит в этом стихотворении о гордости и независимости той среды, из к-рой происходит, о том, что он никогда служить москалям не будет. Интересно сравнить его отношение к России с отношением Мицкевича в стихотворении "К друзьям-москалям", уже одно заглавие которого говорит о том, что Мицкевич находил друзей и среди русских. Бедный учитель Мицкевич сближается с молодой Россией и, в то время как его знатный соотечественник К. кланяется в ноги Николаю I, Мицкевич жмет руки декабристов -- Рылеева, Бестужева. К., упрекающий молодых, в том числе Мицкевича и Словацкого, за то, что своим призывом к борьбе они попирают учение Христа о любви, сам готов был удушить всех москалей.
Правильно расценивая сущность социальных проблем своего времени, устанавливая тесную связь между национально-освободительным движением и классовой борьбой, Красинский явился и является даже и теперь вдохновителем тех кругов Польши, которые подобно ему хотели бы уничтожить всех "москалей" во имя Христа, во имя той исторической задачи, которую призвана исполнить католическая западническая Польша как защитница "общечеловеческой католической цивилизации" против азиатского варварства москалей. Но сам Красинский не мог не видеть реакционности своей проповеди,
ее классовой ограниченности, ее кастовой основы -- отсюда его попытки построить мост между реальной жизнью, современным историческим процессом, к-рый он хорошо понимал, и теми реакционными, отжившими идеями, к-рые им провозглашались. Мост он создает посредством мистицизма, при помощи неубедительной проповеди христианских идеалов, долженствующих оправдать господство его класса во имя вечной любви во Христе. Характерно то бессилие собственной веры К., к-рой проникнуты самые крупные его произведения -- "Иридион" и "Небожественная комедия". "Иридион" -- самое цельное в художественном отношении произведение К. -- написан всецело под влиянием "Конрада Валленрода" Мицкевича. Иридион -- грек, мстит римлянам, прикидываясь их другом. Пессимизм К., неверие в успех заставляют его искать решения вопроса в мистике. Иридион, погибая, побеждает мистически. Также в основном произведении К., над к-рым писатель работал всю жизнь, -- в "Небожественной комедии", -- глубокий разлад в самом К., его крайний пессимизм и неверие в те силы прошлого, которые он мобилизует вокруг своего героя Генрика, представителя шляхты и религии, проявляются с полной силой. К. дает картину борьбы двух миров: старого мира -- шляхты и католичества -- с новым миром -- "сапожников и портных, черни, руководимой выкрестами и демагогами". Ненавистная, презренная чернь, руководимая Панкратием, безжалостным и умным демагогом, побеждает. В знаменательном идейном поединке Панкратия с Генриком силой своей аргументации фактически побеждает, вопреки воле К., Панкратий. "Стон отчаяния и боли тысячей тысяч -- голод ремесленников, нищета крестьян, опозоренные жены и их дочери, унижение человечества под игом предрассудков и звериных обычаев -- вот моя вера, -- говорит Панкратий, -- а бог мой на сегодня -- это мысль моя, это мощь моя, к-рая хлеб и честь распределит среди них по все времена". Вера же Генрика -- и сила его -- "в моем боге, к-рый отцам моим дал власть". Убожество этой аргументации ясно для самого К. Генрих погибает. Вновь единственное спасение К. видит в мистическом уповании на католическую церковь, религию, к-рая совершит чудо и даст где-то в загробном мире победу.
К. был в первую очередь вдохновителем "угодовцев" -- политической партии, жаждавшей мира с царизмом для угнетения крестьян, плебеев и мещан. Несмотря на блестящее дарование, он вошел и остался в польской лит-ре гл. обр. как политический деятель, как идеолог шляхты, попытавшийся разрешить в мировом масштабе социальные проблемы тогдашней Польши.
Библиография:
I. На русск. яз. перев.: Гербель Н. В., Поэзия славян, СПБ., 1871 (Перед рассветом, перев. Н. Берга; От слез и крови мутны и черны, перев. М. Михайлова; здесь же и биографические сведения); Небожественная комедия, перев. П. Лебедева,
"Русский вестник", 1874, VI; То же, перев. А. Курсинского, изд. 2-е, М., 1906; Иридион, перев. Уманского, изд. "Знание", СПБ., 1904; Agai-Han, 1833; Nieboska komedja, 1834; Iridjon, 1837; Trzy myśli; Syn cieniow, Syn cezary, Legenda. 1840; Przedświt, 1843; Psalmy przyszłości, 1845; Psalm żalu, 1846; Psalm dobrej woli, 1846; Niedokończony poemat, 1860.
II. Яцимирский Я., Новейшая польская литература от восстания 1853 до наших дней, СПБ., 1908; Chojecki E., La Pologne captive et ses 3 poХtes, 1864; Tarnowski S., Zygmunt Kraziński, Kraków; Kallenbach J., Zygmunt Kraziński, Życie i twórzośc lat młodych, 2 тт., 1904; Kleiner J., Zygmunt Kraziński, KrakТw.
А. Малецкий
Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 5. -- [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1931. -- Стб. 541--545.
Красиньский (Krasiński), Зыгмунт (19.II.1812, Париж, -- 23.II.1859, там же) -- польский писатель. Происходил из знатного магнатского рода; его отец -- наполеоновский, затем царский генерал, крайний реакционер. В 1829 К. оставил Варшавский ун-т вследствие конфликта с патриотич. студенчеством и выехал за границу, откуда лишь изредка приезжал на родину. Писать начал со 2-й пол. 20-х гг. в жанрах фантастич., философ., "поэтической" и гл. обр. историч. прозы, следуя традиции т. н. "романа ужасов" и нек-рым приемам В. Скотта: "Могила семьи Рейхсталей" ("Grób rodziny Reichstalów", 1828), "Владислав Герман и его двор" ("Władysław Herman i dwór jego", 1828, опубл. 1830), "Агай-хан" ("Agay-Han", 1831, опубл. 1834) и др. Мало оригинальные, проникнутые пристрастием к сверхъестественному и идеализацией феод. старины, произв. эти шли вразрез с нац.-освободит. и патриотич. стремлениями об-ва накануне восстания 1830. Писал К. и на франц. яз. В 30-е гг. под влиянием историч. опыта польского восстания и событий в Зап. Европе, изучения новейшей лит-ры, философии, истории К. создал свои лучшие соч. Разлад между сословно-кастовыми симпатиями и патриотич. чувством поставил К. вне нац.-освободит. движения, определил противоречия его творчества и принадлежность к консервативному течению в польском романтизме. Вместе с тем он был чутким и прозорливым художником. В 1835 К. анонимно опубл. заграницей фантастич. драму-"видение" "Небожественная комедия" ("Nie-Boska komedia"), где в обобщенно-публицистич. образах впервые в польской лит-ре затронут вопрос о движущих историю социальных противоречиях, о неизбежности гибели старого об-ва. Изображая борьбу демократов и аристократов с консервативных позиций, он дает в конечном счете отрицат. характеристику защитникам феод. устоев, показывает обреченность и бессилие даже лучших из них, создает, по выражению Э. Дембовского, "похоронный гимн старому миру". Революц. лагерь К. изобразил в памфлетно-пасквильном тоне, наделив восставших кровожадной мстительностью или слепым фанатизмом, хотя и признавал, что гнев их вызван преступлениями аристократов. Во второй драме "Иридион" ("Irydion", 1833--36) К., обратившись к времени упадка Древнего Рима, изобразил неуклонную работу подтачивающих об-во разрушит. сил и показал невозможность поворота истории вспять. Вместе с тем он выступил против идеи насильств. свержения гнета и, осудив "грех ненависти", высказался за пассивное ожидание свободы, дарованной милостью провидения. В драмах К. внимание сосредоточено на борьбе идей, различных историч. тенденций; К. достигал большой выразительности типов, пластичности изображения при лаконичности и точности языка.
В 40-е гг. реакц. тенденции в творчестве К. усиливаются; он переходит к откровенной защите аристократии, крайнему субъективизму, антиреволюц. мессианизму (поэма-"видение" "Перед рассветом" -- "Przedświt", 1843), изображает шляхту как носительницу высоких христ. идеалов. В "Псалмах будущего" ("Psałmy przyszłości", 1845--48), вызвавших гневную отповедь Ю. Словацкого, К. выставляет шляхту ведущей духовной силой нации, а социальную революцию изображает как бедствие. К. также автор интимной и философ. лирики.
Сочинения:
Pisma, t. 1--6, Lw., 1904;
Pisma, t. 1--8, Kr., -- Warsz., 1912;
Nie-Boska komedia, 4 wyd., Wz., 1958;
в рус. пер.: Перед рассветом, в кн.: Гербель Н. В., Поэзия славян, СПБ, 1871; Иридион, СПБ, 1904;
Небожественная комедия, 2 изд., М., 1906.
Литература:
Ksiga pamitkowa ku uczczeniu setnej rocznicy urodzin Z. Krasińskiego, t. 1--3, Lw., 1912; Pini T., Krasiński. Życie i twórczość, Poznań, 1928; Kleiner J., Krasiński, Lublin, 1948; Z. Krasiński w stulecie śmierci, Warsz., 1960; Janion M., Z. Krasiński -- debiut i dojrzałość, Warsz., 1962.
Б. Ф. Стахеев.
Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 3: Иаков -- Лакснесс. -- 1966. -- Стб. 803--804.