Кристи Иван Иванович
Отец Климент Зедертольм, иеромонах Оптиной пустыни. К. Леонтьева

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   Кристи И. Письма к К. Н. Леонтьеву. Статьи
   СПб.: Владимир Даль, 2016. -- (Прил. к Полному собранию сочинений и писем К. Н. Леонтьева: В 12 т. Кн. 2).
   

ОТЕЦ КЛИМЕНТ ЗЕДЕРТОЛЬМ, ИЕРОМОНАХ ОПТИНОЙ ПУСТЫНИ. К. ЛЕОНТЬЕВА

   Недавно вышло в Москве вторым очень изящным изданием сочинение, заглавие которого мы выписали. Это чрезвычайно интересная и богатая содержанием книга, затрогивающая самые разнообразные и живые вопросы вообще.
   Но в особенности книга заслуживает внимания как образцовое произведение богатой в наше время биографической литературы. В одном месте этой книги автор говорит: "есть много биографий, некрологов, воспоминаний, биографических заметок, в которых видишь лишь воина, ученого, художника, но человека, "натуры", из которой выработался этот деятель или мыслитель, не встречаешь. Генералы все храбры, ученые все честные труженики, художники все преданы искусству. Таких полных жизнеописаний людей, какие подарил міру Плутарх, встречаешь редко". Но к таким именно редким биографиям нужно причислить биографию Зедергольма. К. Н. Леонтьев далее объясняет односторонность большинства некрологов чувством уважения к памяти покойного. Но сам он сумел, сохраняя полное уважение к памяти отца Климента, очертить нам живого человека. Описывая нам покойного в его ежедневной жизни, раскрывая перед нами его отношения к келейнику, его переписку с отцом, свои дружеские беседы с ним, г. Леонтьев раскрывает вместе с тем нам и душу этого симпатичного инока и заставляет читателя полюбить эту душу, проникнуться уважением к этой личности. Художественное чувство и психологическое понимание автора представило вполне отчетливо и живо не только образ покойного отца Климента, а также и эпизодических личностей, как келейника, слуги грека и помещика, но не художественным интересом ограничивается значение этой биографии. Интересна и знаменательна сама личность этого протестанта, принимающего православие и постригающегося в монахи. С одной стороны, мы видим прозелита по внутреннему глубокому убеждению, мы видим, как он умеет защищать свою новую веру даже от нападок отца. Какое живое опровержение ходячего предрассудка о неблаговидности прозелитства! С другой стороны, если вообще монашество имеет большое значение в истории нашей Церкви, не важен ли самый факт возможности истинного аскетизма в человеке интеллигентном, воспитанном в религии, не признающей вовсе монашества, проведшего свою молодость в среде светской, усвоившем даже себе некоторые привычки петербургского чиновника. Но скажем словами автора: "Средний и даже небольшой телесный подвиг человека, в начале жизни своей светского и более или менее благовоспитанного, избалованного хотя бы тем умеренным комфортом и тою полною свободой, которые доступны в наше время образованным людям среднего положения, больше трогает нас, чем самые непостижимые уму самоистязания человека простого и вообще иначе, не по-светски воспитанного". Автор не раз упоминает о том действии, какое имели на него беседы отца Климента. И описания этих искренних дружеских бесед в высшей степени интересны как для характеристики отца Климента, так и для знакомства с оригинальными взглядами самого автора. Характеристичен в этом отношении их спор о Католицизме. Автор признается в некотором пристрастии к католицизму, не догматически, а так сказать исторически. Это пугает отца Климента, он боится за душу своего друга, начинается спор, так и не уничтоживший их разногласия. "Он не исправил меня, сознаюсь, говорит автор, я все тот же; я не умею упростить себя так, как он упростил себя умственно, может быть, мы оба правы... Он был монах, я мірянин, он был иерей, я духовного сана не имею; он, постригаясь в мантию, давал страшные обеты отречения и был связан ими, я связан с міром, я имею дурную привычку писать, имею великое несчастие быть русским литератором..." Последнее не фраза. Нам кажется, тут свидетельство того, что даже такой искренний и субъективный писатель, как К. Н. Леонтьев, в личной духовной жизни не может не быть связан своим положением литератора, но эта связь скорее внешняя. Упростить же себя умственно, думается нам, мешает тут автору тот самый художественный талант, который нас подарил этою живою, яркою биографией, этою так искренно и так умно написанною книгой.
   

КОММЕНТАРИИ

   Впервые: МВед. 1882. No 314. 12 нояб. С. 4.
   Подпись: И. Кр.
   Вклеено Леонтьевым в первую тетрадь с вырезками статей о нем (хранится в частной коллекции в Москве).
   
   Рецензия на второе отдельное издание книги Леонтьева (М., 1882), посвященной его другу и "катехизатору". Впервые под названием "Отец Климент" эта духовная биография была издана в "Русском вестнике" (1879. No 11. С. 5--58; No 12. С. 517--555).
   
   С. 141. ..."есть много биографий ~ встречаешь редко". -- Цитируется с неточностями; ср.: 61, 299.
   С. 141. ...объясняет односторонность большинства некрологов чувством уважения к памяти покойного. -- "Иногда эта бледность некрологов и биографий происходит и от доброго чувства, от уважения к памяти покойного; нашлось бы что сказать, но друзья, родные, почитатели остерегаются предать любимое лицо на растерзание насмешливым и беспощадным людям" (Там же).
   С. 141. .. .его отношения к келейнику... -- В книге Леонтьева он назван "от. Т."; речь идет о монахе Тимоне (Трунове). См.: 61, 306--308.
   С. 141. ...его переписку с отцом... -- См.: 61, 312--321. В книге приводятся письма к К. А. Зедергольму 1859--1864 гг.
   С. 141. ...свои дружеские беседы с ним... -- См.: 61, 280, 303--304, 311, 325.
   С. 141. ...слуги грека... -- В книге рассказано несколько эпизодов, связанных с Георгием -- слугой, привезенным Леонтьевым в Россию с Афона. См.: 61, 339--341.
   С. 141. ...помещика... -- Описывая этого духовного сына о. Климента (см. 61, 342--345), Леонтьев говорит о себе.
   С. 142. "Средний и даже небольшой ~ по-светски воспитанного". -- Цитата из главы VI: 61, 323.
   С. 142. ...не раз упоминает о том действии, какое имели на него беседы отца Климента. -- Ср. в главе VII: "Подобными беседами он заставлял меня нередко рассматривать предметы веры и жизни с новых сторон и привлек мое внимание на то, на что оно еще ни разу не обращалось... Этим он сделал мне много добра" (61, 339).
   С. 142. ...их спор о Католицизме. -- Этой теме посвящена VII глава книги. См.: 61, 330--339.
   С. 142. "Он не исправил меня ~ быть русским литератором". -- 61, 337.
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru