ЭСХИЛ(Aischylos) (525 -- 456 до хр. эры), старейший из трех великих греческих трагиков (Э., Софокл, Еврипид). Родился в Элевсине; во время греко-персидских войн принимал участие в битвах при Марафоне, Саламине и Платее. По приглашению сиракузского тирана Гиерона дважды посетил Сицилию. В конце своей жизни, после столкновения с гражданами Афин, вызванного крайним консерватизмом его убеждений (см. ниже), окончательно переселился в Сицилию и жил в добровольном изгнании в городе Геле до своей смерти.
По происхождению Э. был аристократом-землевладельцем. Жизнь его совпала со временем обостренной классовой борьбы в Афинах, когда стоявшая во главе государства землевладельческая аристократия принуждена была уступить первенствующую роль торговой и денежной аристократии, а на место преобладавше-го крестьянства Аттики выдвигался городской демос Афин как торгового центра. Выразитель традиционной аристократической идеологии, Э. вместе с тем отразил в своем творчестве современные ему религиозно-этические брожения в массах (религия Диониса, орфизм).
Значение Э. для греческой трагедии огромно. Энгельс называет его "отцом трагедии" [Архив Маркса и Энгельса, том I (VI), Москва, 1932, стр. 318]. Доэсхиловская трагедия была по существу лирико-эпической кантатой. Действие в ней происходило за сценой. Сообщения единственного актера имели целью мотивировать смену настроений и лирических излияний хора, которому принадлежала центральная роль. Драматургическое новшество Эсхила заключалось в введении второго актера, что привело к непосредственному показу на сцене действий героев и их конфликтов и усилению диалогического момента в структуре трагедии. Однако рост значения драматического действия и диалога в творчестве Э. происходил медленно. Лишь в более поздних его драмах действие и индивидуальные характеристики начинают играть значительную роль (исследователи усматривают здесь влияние молодого Софокла, у которого Э. позаимствовал и техническое нововведение -- третьего актера). Свои сюжеты Э. обычно черпал из различных мифологических циклов, развивая их в трех последовательных трагедиях -- "трилогический"принцип, -- за которым следовала драма сатиров -- гротеск на тему, относящуюся к тому же циклу мифов. Свою деятельность драматурга (который в эту эпоху был также режиссером и актером) Э. начал около 500 до хр. э. Из написанных им, по античному сообщению, 90 пьес известны по заглавию 79. Сохранилось 7 трагедий. При рассмотрении их в хронологическом порядке становится очевидной огромная эволюция, происшедшая в творческом методе Э. и постепенно приведшая его к созданию подлинной трагедии действия и характеров. Наиболее ранняя пьеса "Просительницы" -- первая часть трилогии (следовали "Египтяне" и "Данаиды"), посвященной мифу о дочерях Даная, которые бегут в Аргос, прося убежища и защиты от насильственного брака. Следующая по времени историческая трагедия "Персы" (472) входила в состав трилогии, не объединенной единством сюжета. Трагедия, трактующая о победе греков над персами при Саламине и о бегстве царя Ксеркса, представляет панегирик свободным Афинам, вложенный в уста персов. В обеих названных трагедиях еще отсутствуют действие и индивидуальные характеристики и преобладают хоровые партии. Следующая трагедия "Семеро против Фив" входила в фиванскую тетралогию (предшествовали "Лай" и "Эдип", следовала драма сатиров "Сфинкс"). В ней Э., за год до того побежденный молодым Софоклом, впервые вводит третьего актера. Здесь Э. делает первый шаг к переходу от трагедии судьбы к трагедии характеров. Особенно ярко дан характер Этеокла, который отвергает помощь богов, бросает вызов неумолимому року и гибнет в поединке с братом, приведшим иноземную рать против родных Фив. Далее следует "Скованный Прометей", одно из замечательнейших произведений всей литературы античной Греции. В ней Э. дает титанический образ человеколюбца Прометея(см.), восставшего против богов и прикованного к скале по повелению Зевса. В "Скованном Прометее" мы имеем дело с новыми веяниями в религии, возникшими в демократических торгово-промышленных Афинах. Эти идеи были по существу неприемлемыми для Э. как для представителя землевладельческой аристократии; в трилогии за "Скованным Прометеем" следовала трагедия "Освобожденный Прометей", в которой Прометеи примирялся с Зевсом (третья трагедия "Прометей-огненосец" являлась либо начальным либо заключительным звеном трилогии). Последнее из сохранившихся произведений Э. "Орестея" (поставлена в 458) -- единственная трилогия, дошедшая до нас целиком. В нее входят трагедии: "Агамемнон", "Хоэфоры" (женщины, приносящие возлияния на могилу Агамемнона) и "Эвмениды". Сюжетом этой трилогии служит миф об убийстве вернувшегося в Аргос после падения Трои Агамемнона его женой Клитемнестрой и ее любовником Эгисфом ("Агамемнон"), о мести за отца Ореста, убившего свою мать Клитемнестру и Эгисфа ("Хоэфоры"), о суде над Орестом, преследуемым богинями мщения Эринниями, и его оправдании ("Эвмениды"). "Орестея" -- одно из величайших произведений мировой литературы, в нем творчество Э. достигает высшей точки своего развития. Центральные образы трилогии изображены с необычайной силой могучего таланта; все сцены ее полны захватывающего действия. Хор отступает на второй план: он лишь комментирует развертывающиеся на сцене события и усиливает создаваемые ими настроения. Энгельс (излагая Бахофена) видит в "Орестее" драматическое изображение борьбы между гибнущим материнским правом и возникающим в героическую эпоху и побеждающим отцовским правом. "Отцовское право одержало победу над материнским, "боги младшего поколения", как называют их сами Эриннии, побеждают Эринний, и последние, в конце-концов, дают еще уговорить себя занять новый пост на службе новому порядку вещей" (Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, Предисловие, 2 изд., М., 1932, стр. 11). Эриннии перестают быть богинями-мстительницами и становятся Эвменидами -- богинями милостивыми. Это -- своего рода компромисс между старой патриархальной религией аристократии и новой религией и этикой, компромисс, совершающийся под влиянием новых демократических идей. В "Орестее" Эсхил однако защищает аристократическое учреждение -- ареопаг. Это привело его к конфликту с афинским демосом, готовившимся в то время сильно сузить функции этого учреждения.
Маркс, по воспоминаниям Лафарга, причисляет Э. к величайшим драматическим гениям, которых произвело человечество ("К. Маркс, мыслитель, человек, революционер", М. -- Л., 1926, стр. 107). Острота впервые показанных в трагедиях Э. этических конфликтов, выдвинутых противоречиями жизни современного ему общества, стихийная мощь его величавых в своей неподвижности фигур, богатая смелость и образность языка, который становится орудием выражения новой проблематики, ставят Э. в ряд виднейших драматургов мировой литературы. Но вместе с тем аристократический консерватизм Э., его религиозный традиционализм, его склонность к изображению чудесного представлялись архаичными уже в конце 5 в. Этому впечатлению способствовала также суровость и неподвижность образов Э., малая динамичность его драматического построения и торжественный "дифирамбический" стиль. Уже в эпоху эллинизма Э. почти не читали и мало изучали, чем и объясняется незначительное количество дошедших до нас цитат из его трагедий у античных писателей. Во 2 в. хр. э. была сделана выборка из сохранившихся произведений Э.; дошедшие до нас 7 трагедий входили по всем вероятиям в эту выборку.
W. Dindorf (Oxford, 1841 -- 51), Kirclihoff (В., 1880), H. Weil (Lpz., 1884, 1907). Wecklein-yitelli (В., 1885 -- 93), P. Mazon (2 vis, P., 1925); Словарь к Э.: Lexicon Aeschyleum, ed. W. Dindorf (Lpz., 1873), с дополнением L. Schmidt, Supplementum ad Lexicon Aeschyleum, Greiffenberg, 1875. Отрывки: Tragicomm graecorum fragmenta, rec. A. Nauck, 2 ed., Leipzig, 1889. Ср. также: Reitzenstein R., Index lectionum, Rostock, 1890 -- 93; Der Anfang des Lexikons des Photios, Lpz., 1907.
Рус.переводы:
"Молящие", Н. Котепова ("Пантеон литературы", СПБ, 1894, No 2),
"Персы", В. А. Аппельрота (М., 1888),
"Семь против Фив", его же (М., 1887),
"Прометей", Д. С. Мережковского (СПБ, 1902), С. .Соловьева и В. Нилендера (М. -- Л., 1927),
"Орестейя", П. Котелова (СПБ, 1883),
"Агамемнон", Радцига (М., 1913),
"Скованный Прометей", вступ. статья, ред. и прим. А. Дейча, М., 1931.
Литература.:
Westphal R., Prolegomena zu Aeschylus' Tragodien, Lpz., 1869;
P a t i n M., etudes sur les tragi-ques grecs, P., 1870;
e г о ж е, Griechische Tragodien. B. II, 10 Aufl., В., 1925;
Pоrzig W.. Aischylos, die attische Tragodie, Lpz., 1926;
S n e 1 1 В., Aischylos und das Handeln im Drama, Lpz., 1928;
Zleilnski Th., Tragoedumenon libri tres, Cracoyiae, 1925;
P о h 1 e n z M., Die griechische Tragodie, B. I -- II, Lpz., 1930;
Howald E., Die griechische Tragodie, Mimchen, 1930;
Зелинский Ф. Ф., Эсхил, П., 1919:
Его же. Идея нравственного оправдания, ее происхождение и развитие, в кн.: Из жизни идей, т. I, 3 изд., П.,1916;
Анненский П., Художественная обработка мифа об Оресте, убийце матери, в трагедиях Эсхила, Софокла и Еврипида, "Журнал министерства нар. просвещ.", СПБ, 1900, кн. 7 и 8;
Коган П. С, Очерки по истории древних литератур, т. I -- Греческая литература, 5 изд., М., 1923;
Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, 2 изд., М., 1932 [см. Предисловие к четвертому (нем.) изданию 1891].