Кузмин Михаил Алексеевич
Мечтатели

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    ("Записки мечтателей", No 2-3; "Переписка из двух углов", изд. "Алконост", 1921)


M. КУЗМИН

Мечтатели
("Записки мечтателей", No 2-3; "Переписка из двух углов", изд. "Алконост", 1921)

   В. И. Иванов: pro et contra, антология. Т. 1
   СПб.: РХГА, 2016.
   
   Издательство "Алконост"1 связало собою имена Ал. Блока, Андрея Белого, Вяч. Иванова, Иванова-Разумника, А. Ремизова, Анны Радловой, К. Эрберга. Соединение это не изобретено "Алконостом", а получено как бы в наследство от альманахов "Скифы" и "Наш путь"2.
   Физиономия достаточно определенная, по школьным определениям -- символисты, сами предпочитают называть себя мечтателями3.
   Если сравнить с формальными барабанами московских школ и упрямым достоинством акмеизма4, произвольно и довольно тупо ограничивающего себя со всех сторон5, то, конечно, -- мечтатели. Во всяком случае это -- люди, считающиеся с такими устарелыми словами, как "мировоззрение", "лирический пафос", "внутреннее содержание" и "метафизика искусства". Произведения их можно разбирать с какой угодно точки зрения, проще и убедительнее всего применить, конечно, формальный подход, но сами авторы ставят себе задачи более широкие и менее определенные. Разумеется, они все-таки литераторы, и многие из их мечтаний -- не более как бессознательный (или сознательный) литературный прием. К таким приемам можно отнести "Дневник писателя" Белого6, где он изо всех сил старается доказать, что он не может писать статей, и пишет при этом статью7. Можно объявить ряд лекций на тему: "почему нельзя читать лекций" -- и все-таки это будут лекции. В страстном желании дойти до последнего совлечения, выворотить себя наизнанку Белый приводит редакционные счета, сообщает совершенно домашние подробности, кто его ссудил деньгами и т. п., -- и все-таки это только литературный прием, и из литературы Белый никуда не выскочил и прыгает не "в никуда", как уверяет, а в ту же литературу.
   Даже не приходит в голову, правду или выдумку он пишет, все происходит в области искусства и литературной диалектики, где биографическая искренность нисколько не убеждает.
   Эпопея "Я", которую сам автор считает своим значительнейшим и лучшим творением, конечно, событие в литературе, притом событие трагическое8. Никогда еще не была так обнажена химическая лаборатория творчества9, никогда еще формальная изобретательность, метафизическая диалектика, психологический самоанализ не были так обострены, пущены в ход все силы, какое-то Лейпцигское сражение10 -- и, по-моему, оно проиграно. Духовная раздробленность и мелькание делают почти жутким весь блеск и химическое искусство Белого. Я не могу и не взял бы на себя указывать такому значительному писателю, как А. Белый, каким образом достигнуть органической целостности, тем более что это лежит вне области искусства; но очевидно, что для этого недостаточно напряжения воли и что химическое соединение жизненных элементов не производит живого человека.
   Эпопея Белого представляется мне почти небывалым и печальным памятником борьбы раздробленной механичности с органичной человечностью11.
   В противоположность Белому Блок утверждает себя как служителя искусства, как поэта, и его прозаические страницы производят поэтическое, несколько неопределенное волнение, как слова значительного и искреннего человека12.
   Третья глава "Возмездия" Блока и вступление к поэме ("Младенчество"?) Вяч. Иванова13 принадлежат к страницам, вполне достойным этих прекраснейших поэтов. То же можно сказать и о рассказах Ремизова, лучших за последние годы14. Стихи Павлович15, Эрберга16 и невинное замаскированное фрондерство Замятина17, рабски на этот раз подражавшего Ремизову, заканчивают "Записки мечтателей".
   Новое имя Шапошникова18 ввергает в некое недоумение. С какой угодно точки зрения это -- совершенный вздор. Там есть метафизические положения, но от метафизических положений даже до передней искусства еще очень далеко.
   Можно, пожалуй, и "Переписку из двух углов"19, как инсценировку, принять за литературный прием, но, имея счастье знать обоих совопросников (и Вяч. Иванова, и М. О. Гершензона), я думаю, что эта инсценировка -- действительность. По существу дела это, конечно, не меняет. Иному эта переписка в 1920 году может напомнить того ученого, упоминаемого Плинием20, который во время извержения занимался научными исследованиями, или константинопольских иерархов, не кончивших богословские споры, когда в Царьград входили уже турки, -- но дело в том, что переписка касается очень близко настоящей минуты, очень животрепещуща и насущно нужна. Конечно, вопросы, перенесенные в высокую область философии, несколько охлаждаются, но приобретают новую значительность.
   Помимо актуальности, истинная радость всем любящим мысль и искусство следить за турниром двух утонченнейших умов, оказавшимся без победы того или другого противника. Дело вкуса предпочесть просветленный эллинизм, о котором немного с семинарской элегантностью толкует Вяч. Иванов21, или талмудический анализ кочевой и анархической тоски Гершензона, где временами появляется дух Руссо, обычно сопутствующий всем добродетельным разрушителям и насильственным печальникам о человечестве. "Алконост" изданием этой переписки сделал истинный подарок не только любителям изящных "словопрений", но и всем умеющим разбирать за гущей действительности планы мировых построений.
   
   1921
   

КОММЕНТАРИИ

   Впервые: Жизнь искусства. 1921. No 764-766. 29 июня -- 1 июля. С. 1. С изм. и сокр. подстрочных ссылок вошло в сб.: Кузмин М. Условности: Статьи об искусстве. Пг.: Полярная звезда, 1923 С. 154-157. Печатается по тексту последней публикации.
   
   1 Издательство "Алконост"...-- "Алконост" -- частное петербургское издательство, основанное в 1918 г. С. М. Алянским. За пять лет (прекратило существование в 1923 г.) издательство выпустило 58 книг и 6 номеров журнала ("Записки мечтателей"). "Алконост" выпускал книги прежде всего символистов, а также акмеистов и писателей других направлений. Особую известность издательству принесла первая публикация поэмы Александра Блока "Двенадцать" с иллюстрациями Ю. Анненкова (1918), ему же принадлежит издательская марка "Алконоста".
   2 ...получено как бы в наследство от альманахов "Скифы" и "Наш путь".-- Речь идет об изданиях: Скифы. Сборник 1-й. (Пг.), 1917; Скифы. Сборник 2-й. (Пг.), 1918. В сборниках "Скифы" (из перечисленных в тексте авторов) участвовали Андрей Белый, А.М. Ремизов и Р.В. Иванов-Разумник. Журнал "Наш путь" ("орган революционного социализма") выходил в 1917 г. (No 1-3. Авг.-дек.), после перерыва издавался с подзаголовком "либерально-политический журнал революционного социализма при ЦК партии левых с.-р." в 1918 г. (No 1-2. Апр.-- май). В журнале "Наш путь" печатались А. Блок, Андрей Белый, Р. В. Иванов-Разумник и К. Эрберг. Из перечня Кузмина два писателя -- ВИ и А. Радлова -- имеют отношение лишь к издательству "Алконост ", в котором они к этому моменту выпустили свои книги (ВИ -- две, Радлова -- одну).
   3 ...сами предпочитают называть себя мечтателями.-- О принципах и "идеологии" журнала см. вступительную статью Андрея Белого "Записки мечтателей" (ЗМ. 1919. No 1. С. 5-8). Отметим и необязательную, но, возможно, присутствующую здесь ассоциацию с собственным творчеством. Кузмин написал роман под названием "Мечтатели" (см.: Кузмин М. Третья книга рассказов. М.: Скорпион, 1913, журнальная публикация -- 1912 г.).
   4 Если сравнить с формальными барабанами московских школ и упрямым достоинством акмеизма...-- Очевидно, Кузмин здесь имеет в виду многочисленные декларации московских поэтических направлений (кубофутуристы, имажинисты, пролетарские поэты и др.), выделяя при этом акмеизм как петербургскую поэтическую школу.
   5 ...акмеизма, произвольно и довольно тупо ограничивающего себя со всех сторон...-- В газете к этому тексту примеч. Кузмина: "Как литературная школа, выдуманная одним лицом (в данном случае Н. Гумилевым), не возводит ли акмеизм в канонически запрещенные те стороны поэзии, которые недоступны по правоте своей самому основателю? Тогда идеология акмеизма становится более понятной и менее произвольной".
   6 К таким приемам можно отнести "Дневник писателя" Белого...-- Публикация "Дневника писателя" началась с первого номера "Записок мечтателя" (ЗМ. 1919. No 1. С. 119-132).
   7 ...он не может писать статей, и пишет при этом статью.-- См.: Белый А. Дневник писателя: Почему я не могу культурно работать (ЗМ. 1921. No 2-3. С. 113-131).
   8 Эпопея "Я" <...> событие в литературе, притом событие трагическое.-- См.: Белый А. Я: Эпопея (ЗМ. 1919. No 1. С. 9-71; 1921. No 2-3. С. 5-95). На с. 95 указание о продолжении публикации в следующих выпусках, однако его не последовало.
   9 ...химическая лаборатория творчества...-- В газете к этому месту примеч. Кузмина: "Белый даже типографическим способом старается объяснить читателю построение своей эпопеи, и разбивка строчек не есть причуда, как у футуристов или французский романтистов <так!> (см. первые издания Ш. Нодье), а математические указания на формальный замысел, на кухню эпопеи".
   10 ...какое-то Лейпцигское сражение...-- Битва под Лейпцигом 16-19 октября 1813 г. (получившая в истории название "Битвы народов") между войсками Наполеона и антинаполеоновской коалиции была выиграна последней.
   11 ...раздробленной механичности с органичной человечностью.-- В газетной публикации "механичности с божиим царством".
   12 ...его прозаические страницы производят поэтическое <...> волнение, как слова значительного и искреннего человека.-- "Возмездие": Предисловие <и Третья глава> (ЗМ. 1921. No 2-3. С. 96-100, 100-112).
   13 Третья глава "Возмездия" Блока и вступление к поэме ("Младенчество"?) Вяч. Иванова...-- См.: Иванов Вяч. Деревья: Вступление к поэме (ЗМ. С. 136-138). Эти восемь строф не являются вступлением к поэме "Младенчество", как предположил Кузмин (в дополненном виде это произведение было включено под названием "Деревья" в посмертный поэтический сборник ВИ "Свет вечерний" (Оксфорд, 1962)). Предположение Кузмина вероятно возникло оттого, что "Алконост" выпустил в 1918 г. книгу ВИ "Младенчество".
   14 ...о рассказах Ремизова, лучших за последние годы.-- См.: Ремизов А. Три рассказа: Из "Семидневна" // ЗМ. 1921. No 2-3. С. 158-167.
   15 Стихи Павлович...-- См.: Стихотворения Надежды Павлович (Там же. С. 132-135).
   16 Стихи <...> Эрберга...-- См.: Стихотворения Конст. Эрберга(Тамже. С. 145-152).
   17 ...фрондерство Замятина...-- Рассказ Е. И. Замятина "Послание смиренного Замутия, епископа Обезьянского" (Там же. С. 177-179).
   18 Новое имя Шапошникова...-- Стихотворения Н. Шапошникова (Там же. С. 173-176). Шапошников Николай Александрович (1888/89-1954) -- инженер-металлург; адресат нескольких посвятительных надписей А.М. Ремизова, ср. "инженер, главная вельможа и брадобрей Обезвелволпала, князь" (см.: Обатнина Е. Царь Асыкаи его подданные. СПб., 2001. С. 365), см. ценный материал о нем в интернет-журнале: [Электронный ресурс] URL: http://lucas-v-leyden.livejournal.com/89684.html.
   19 Можно, пожалуй, и "Переписку из двух углов"...-- Выпущенная "Алконостом" "Переписка из двух углов" -- обмен письмами ВИ и М.О. Гершензона, содержащих философский спор о различных путях культуры, произошел летом 1920 г. в здравнице "для работников науки и литературы" в Москве. К настоящему времени об этой книге существует значительная литература на русском и других языках. См. обобщающее исследование Р. Бёрда в кн.: ПиДУ / Бёрд, 2006.
   20 ...эта переписка в 1920 году может напомнить того ученого, упоминаемого Плинием...-- См.: Плиний младший. Письма VI, 20.
   21 ...эллинизм, о котором немного с семинарской элегантностью толкует Вяч. Иванов...-- Ср. запись в дневнике 17 июля 1934 г., посвященная Башне: "Он был попович и классик, Вольтер и Иоанн Златоуст -- оригинальнейший поэт в стиле Мюнхенской школы (Ст<ефан> Георге, Клингер, Ницше), немецкий порыв вагнеровского пошиба с немецким безвкусием, тяжеловатостью и глубиной, с эрудицией, блеском петраркизма и чуть-чуть славянской кислогадостью и ваточностью всего этого эллинизма" {Кузмин М. Дневник 1934 г. / Под ред. Г. Морева. СПб., 1998. С. 66). Здесь "попович" не совсем метафора, а также напоминание, что по женской линии предки ВИ происходили из духовного сословия (ср. строчку ВИ, посвященную его матери -- "Ей сельский иерей был дедом" ("Младенчество") (I, 233).
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru