Федотова Ел.
Современная молодежь

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    [к статье "Племя незнакомое"].


   Мать Мария (Скобцова; Кузьмина-Караваева, Е.Ю.)
   Россия и эмиграция: Жития святых; Религиозно-философские очерки; Ранняя публицистика; Письма и записные книжки
   Москва: Русский путь; Париж: YMCA-Press, 2019.
   

Ел. Федотова. СОВРЕМЕННАЯ МОЛОДЕЖЬ

[к статье "Племя незнакомое"]

   Очередное воскресное собрание РХСД, 25 декабря 1927 года, организованное кружком "Изучения России", было посвящено собеседованию о "современной молодежи". Докладчиками выступили Е.Ю. Скобцова, И.А. Лаговский и проф. В.В. Зеньковский.
   В кратком вступительном слове председатель Т.П. Федотов указал на актуальность этой темы для нашего времени вообще и для христианского студенческого движения в частности. Наше движение уже переросло юношеский возраст, с этого года в него входит и совсем юная молодежь, почти дети, а также привлекаются люди старших поколений. Для одних эта проблема -- вопрос самосознания, для других она имеет объективно-познавательное и педагогическое значение. Война и революция положили резкую грань между поколениями. Но порванная цепь должна быть связана, общий язык должен быть найден на основе общего религиозного мировоззрения.
   Е.Ю. Скобцова дала характеристику русской молодежи за два последних десятилетия. До 1905 года русская молодежь жила исключительно общественными настроениями. Затем следует период индивидуализма, искания новых путей, героем становится писатель, художник, поэт. Третий этап -- это период гражданской войны. Она разделила Россию надвое, но облик молодежи один и тот же на обоих фронтах. Психология галлиполийская и военно-коммунистическая очень сродны. Произошла элементаризация психики: цели стали определеннее, проще, лозунги не нуждаются в оправдании и углублении. Молодежь разучилась думать, и это умонастроение угрожает срывом всей русской культуры. Утрачена чуткость к свободе, заслоненной другими ценностями.
   H.A. Лазовский знакомит собрание с настроениями современной советской молодежи. Он указывает на чрезвычайную разнородность, прямо противоположность ее путей. Самый широкий и страшный путь, это путь духовного мещанства. Мечта об удобной комфортабельной жизни, мелкий развратец, вот к чему сводятся вожделения молодежи этого типа. Вырождение этого мещанства проявляется в скуке, безысходности, потусторонней тоске, ведущей к "пьянке", "чубаровщине" и самоубийствам. Но наряду с этими отмирающими, вырождающимися слоями пробивается новая, здоровая жизнь. Тяга к образованию изумительная. Крестьянская молодежь с куском хлеба за пазухой и с котомкой на спине рвется в стены учебных заведений. Пробуждается самодеятельность, невиданная в прежней школе, какое-то буйство изобретательности, деловая напряженность даже среди детей. Рождается жажда чистой красивой жизни. Молодежь, комсомол, перерос тех, кто его породил, и хочет быть хозяином жизни.
   Проф. В.В. Зеньковский указывает на трудность поставленной проблемы. Мы живем в промежуточную эпоху, нельзя дать окончательных оценок. Молодежь -- это сфинкс, который мы пытаемся и не можем разгадать. И это не только в России, но и во всем мире. Переходя к характеристике современной молодежи, докладчик останавливается на ее правдивости, трезвости, на отвращении к фразе. В настроениях современной молодежи нет места маниловщине, риторике, той риторике, которая, по словам Розанова, погубила христианство. И эта молодежь стоит перед лицом грандиозного исторического опыта, которого не знали былые поколения. Никогда противоречия жизни не были так обнажены, как теперь. Это делает нашу эпоху религиозной по преимуществу. При всей кажущейся трезвости и практичности нашей молодежи в ней чувствуются такие глубины, такие взлеты и падения, которых мы не знали. И докладчик узнает в ней былую русскую интеллигенцию, которая никогда не довольствовалась малым, всегда искала единого на потребу, хотя и на ошибочных путях.
   За докладом последовали оживленные прения, в которых приняли участие все возрасты -- старцы, средовики и молодежь, кончая тринадцатилетней девочкой.
   

ПРИМЕЧАНИЯ

   Впервые: Д. 1927. 28 дек. No 1281. С. 3.
   Статья представляет собой отчет о собрании РСХД, состоявшемся 25 декабря 1927 г. под председательством Г.П. Федотова и посвященном теме современной молодежи. Е.Ю. Скобцова выступила на нем с докладом, который лег затем в основу ее статьи "Племя незнакомое".
   Автор статьи -- Елена Николаевна Федотова (урожд. Нечаева; 1885-1966), жена Г.П. Федотова, историк переводчик, член РСХД.
   ...ведущей к "пьянке", "чубаровщине"... -- О "чубаровщине" см. примеч. на с. 718.
   ...той риторике, которая, по словам Розанова, погубила христианство. -- О христианстве, ставшем вместо образа жизни всего лишь номинализмом, риторикой и доктринерством, В.В. Розанов размышляет в статье "Номинализм в христианстве", вошедшей в сборник его статей "В мире неясного и нерешенного" (СПб., 1901).
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru