Лапшин Иван Иванович
Фишер, Куно
Lib.ru/Классика:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
]
Оставить комментарий
Лапшин Иван Иванович
(
yes@lib.ru
)
Год: 1902
Обновлено: 15/06/2021. 5k.
Статистика.
Статья
:
Критика
,
Философия
,
Справочная
Словарные статьи
Скачать
FB2
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Фишер
(Куно Fischer
) -- известный немецкий историк философии, род. в 1824 г. в Силезии. В 1850 г. открыл курс в Гейдельберге, но ему было запрещено чтение лекций, без объяснения причин. Это распоряжение вызвало всеобщее негодование; только дармштадтский клерикальный орган в анонимной статье пытался оправдать образ действия правительства. С 1856 до 1872 г. Ф. состоял профессором Иенского унив., а затем перешел в Гейдельберг, где и в настоящее время продолжает привлекать многочисленную аудиторию своими блестящими лекциями. Наиболее замечательные из его сочинений: "Diotima; die Idee des Schönen" (1849), где в форме писем излагаются основные начала гегельянской эстетики; "Die Logik und Metaphysik oder Wissenschaftslehre" (2-е изд., 1865), где Ф. излагает свою систему логики и метафизики,
чрезвычайно близко придерживаясь Гегеля,
хотя и претендует на самобытную разработку философских проблем; "Geschichte der neueren Philosophie" (3-е изд. 1898) -- превосходный труд, охватывающий историю рационализма їVTTI в. (Декарт, Спиноза, Лейбниц -- первые два тома), философию Канта (III и IV т.), учения ближайших последователей Канта и философию Фихте (V т.), философию Шопенгауэра (VI т.), философию Шеллинга (VII т.) и, наконец, систему Гегеля (VIII и IX тт.). Фишера при изложении истории философии занимает главным образом не
история проблем
(как Виндельбанда в "Geschichte der Philosophie" и Ренувье в "Esquisses d'une classification des systХmes philosophiques"), не
историко-культурное изучение
условий возникновения и развития философских учений (Бенн, Гомперц) и не
экономическое
истолкование философии (Элейтеропудос, Паттен). У Ф. на первом плане три задачи: 1)
усвоение духа
данной системы, 2) выяснение
связи данной системы с личностью ее
творца ("Lebensauffassung") и 3) выяснение
связи данной системы с другими системами
мысли. Особенно крупны заслуги Ф. в разъяснении значения философских систем Канта и Гегеля. Вместе с Целлером он в начале 1860-х гг. указал на необходимость обратиться от материализма к изучению критической философии. Недавно вышедшие два последних тома истории философии, посвященные Гегелю, представляют бесспорно самое лучшее и полное изложение гегелевской системы. Ф. обладает неподражаемым искусством
входить в дух
изучаемого мыслителя и истолковывать его,
становясь на его точку зрения;
в подобной
имманентной
критике он как бы придерживается принципа, установленного еще Гердером: "einen Schriftsteller aus sich seibst zu erklДren ist die
honestas
jedem
honesto
schuldig". При изложении различных философских систем ему случалось попутно затрагивать глубокие и интересные вопросы, вызывавшие оживленный спор в литературе. Ф. разъяснил ошибочность истолкования "атрибутов" в системе Спинозы в духе субъективных "форм познания"; в споре, возникшем между Ф. и Тренделенбургом о "третьей возможности" (по вопросу об объективном значении форм пространства и времени; см. Тренделенбург), Ф. отрезал путь к догматическому истолкованию "трансцендентальной эстетики" Канта; говоря о Фихте, Ф. пытается наперекор мнению других историков показать, что философское миросозерцание Фихте второго периода не находится в противоречии с его первоначальной точкой зрения (см. Фихте). Ф. высказал сомнения относительно связи пессимизма Шопенгауэра с его судьбой, замечая, что Шопенгауэр "рассматривал трагедию мирового несчастия в бинокль из весьма удобного кресла, а затем уходил домой с сильным впечатлением, но в то же время вполне удовлетворенный"; этот взгляд на Шопенгауэра оспаривается в настоящее время Фолькельтом (см. "Артур Шопенгауэр", стр. 33). Взгляды Ф. на историю философии, даже когда они ошибочны, интересны и возбуждают мысль. Первые четыре тома его философии переведены на русский язык под редакцией Страхова. В настоящее время готовится издание нового перевода I, II и IV томов и переводятся тома, посвященные Фихте и Шеллингу. Недавно вышел в свет III том (Кант) в новом переводе Полилова, Жуковского и Лосского и VIII-й т. (первый из двух, посвященных Гегелю, в переводе Лосского); вскоре выйдут в свет IV-й т. (Кант) и IX-й т. (Гегель). Кроме того, имеются на
русском
яз. VI-й т., посвященный Шопенгауэру, и отдельная книга Ф., вне девятитомной серии "История новой философии" -- "Бэкон Вэруламский и век реальной философии", а также брошюра "О свободе человека" и ряд интересных литературных очерков: "Шиллер", "Фауст" Гёте, "Лессинг". Кроме упомянутых сочинений, Ф. написал еще брошюры: "Entstehung und Entwickelungsformen des Witzes" (1871) и "Shakespeares Characterentwickelung Richard III" (1868). О системе логики и метафизики Ф. см. статью Kym'a в его "Metaphysische Untersuchungen" и заметку Sieber'a в его книге "Geschichte der neueren deutschen Philosophie seit Hegels" (1898, стр. 60--62); подробности о споре Ф. с Тренделенбургом -- в "Kommentar zu Kant's Kritik der reinen Vernunft" Vaihinger'a. Реплику Ф. на возражения Файингера по этому и по другим вопросам Кантовой теории познания -- см. в первом из двух томов, посвященных Канту (стр. 334 -- "Критические прибавления"). Здесь же дана справедливая оценка схоластическим приемам представителей "кантофилологии" -- этих
начетчиков
Кантовского толка.
И. Лапшин.
Источник текста: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона,
том
XXXVI (1902): Финляндия -- Франкония, с.
73--74
.
Оставить комментарий
Лапшин Иван Иванович
(
yes@lib.ru
)
Год: 1902
Обновлено: 15/06/2021. 5k.
Статистика.
Статья
:
Критика
,
Философия
,
Справочная
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Связаться с программистом сайта
.