Лемонье Камилл
Камилл Лемонье: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


I.

Лемонье, Антуан Луи Камилл

   (Antoine-Louis-Camille Lemonnier) -- бельгийский писатель; род. в 1835 г.; один из характернейших представителей натурализма; романы его с более чем рискованными сюжетами полны крайне циничных картин; язык иногда аффектированный, но всегда яркий и выразительный. Главные романы его: "Nos Flamands", "Un Mâle" "Le Mort", "Thérèse Monique", "Hysté rique", "Happechair", "Madame Lupar". Он написал также ряд рассказов для детей, полных прелести и нежности: "Bébés et Joujoux" (П., 1880), "La comédié des jouets" (1888) и др. Лучшие его труды по искусству: "Gustave Courbet" (П., 1878) и "Les Peintres de la vie" -- этюды о Курбе, Стевенсе, Ропсе и др. Ему принадлежит и роскошное археолого-этнографическое издание "La Belgique" (П., 1878). Ср. о нем F. Nautet, "Histoire des lettres belges p'expression française" (Брюссель, 1893).
  
   Источник текста: Энциклопедический Словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона
  

II.

   ЛЕМОНЬЕ Камилл [Camille Lemonnier, 1844--1913] -- бельгийский романист. Учился в Лувенском университете (которого не окончил), служил чиновником в гор. управлении в Брюсселе. 22 лет вышел в отставку, чтобы всецело отдаться лит-ой деятельности. В своих романах Лемонье отражает процесс превращения Бельгии в передовую капиталистическую страну, сопровождавшийся коренной ломкой привычного социально-экономического уклада. В романе "Последний барон" Лемонье показывает, как под натиском капитала разрушаются старые рыцарские замки (Hallali); в романе "Смерть" (La Mort) -- как капитализм проникает в деревню и разрушает ее, порождая бредовую жажду обогащения; роман "Конец буржуа" (La fin des bourgeois, 1892) посвящен быту крупной буржуазии; в романе "Happe-Chair" воспроизведен быт рабочих, создающих богатства для своих хозяев, капиталистов, и вместе с тем обреченных на безысходную нужду и деградацию.
   Л. отрицательно относится к капиталистической действительности. Ему равно чужды и враждебны капиталистический город и капиталистическая деревня с ее расслоением крестьянства на зажиточное кулачество и бездомных бродяг ("Самец"). Выход из создавшегося положения Л. видит в отрицании машинной, капиталистической цивилизации, в проповеди возвращения к неиспорченной и здоровой природе (роман "Адам и Ева" -- "Adam et Ève", 1899), к ремесленному труду, который он идеализирует в романах "Au cœur frais de la forêt" (В прохладных недрах леса, 1900) и "Comme va le ruisseau" (Как течет ручей, 1909). В этой апологии патриархального ремесла с особой отчетливостью раскрывается мелкобуржуазная природа Л., ощущающего гнет растущего капитализма и в отчаянии зовущего назад, к патриархальному ремеслу; Лемонье не видит иного выхода из противоречий современности.
   Эта же тема развита и в других его произведениях, напр. в "Ветрогоне" (Le vent dans les moulins, 1901), в котором Л. рисует молодого человека, приехавшего из города в деревню, мечтающего о социалистическом преобразовании общества, но мало-по-малу изменяющего своим планам и с радостью и увлечением отдающегося повседневному труду столяра. Идеализацию тихой, не охваченной капиталистической лихорадкой жизни провинции мы находим в последних романах Л. -- "Le petit homme de Dieu" (Божий человек, 1903) и "La chanson du carillon" (Благовест, 1910).
   Л. -- выдающийся представитель бельгийского реализма XIX века. Его называли "бельгийским Золя". Подобно последнему он видел в человеке продукт наследственности и среды, уделяя много места вопросам психопатологии. Так, в романе "В плену страсти" (L'homme en amour, 1897) Л. описывает патологическую любовную страсть молодого человека, изуродованного католической системой воспитания, обессилившей его волю и силу сопротивления. Роман "Одержимый" (Le possédé) раскрывает моральную опустошенность и тайную разнузданность официального судьи общественной нравственности. Психологии парижской "звезды", живущей любовью, посвящен роман Л. "Клодина Ламур" (Claudine Lamour, 1893). Той же проблеме любовных отношений в условиях капиталистического города посвящены и другие его произведения: "La faute de madame Charvet" (Преступление мадам Шарве, 1895), "Une femme" (Путь женщины, 1898), новеллы "L'aumône d'amour" (Милостыня любви, 1897) и "La vie secrète" (Тайная жизнь, 1898). -- Проблему оздоровления человечества Л., как сказано выше, связывает с отказом от урбанистической и индустриальной культуры, с проповедью опрощения и возвращения к первобытной жизни и ее непосредственным эмоциям. -- Критики называли Л. "художественной совестью" страны, строго судившей все возникающие явления в художественной и общественной жизни. -- Л. написал более 50 тт. разных произведений, среди них большой труд, посвященный Бельгии ("Belgique", 1888), в к-ром он дает картину состояния современной Бельгии и ряд монографий о Менье, Ропсе, Эмиле Клаусе и т. д. Он первый обнаружил талант Курбе, творчеству которого посвятил блестящий очерк, сразу обративший внимание и на критика и на художника. Последним произведением Л. были "Воспоминания писателя".

Библиография:

   I. Когда я был мужчиной, Роман, перев. З. Журавской, М., 1909; Собр. сочин., под ред. В. Фриче, изд. "Звено", Москва, 1910; Избранные произведения, 2 тт., перев. и примеч. А. Н. Горлина, под ред. А. В. Амфитеатрова, П. -- М., 1922; Веселое богомолье, Рассказы, перев. К. Жихаревой, Л., 1925; Конец буржуа, Роман, перев. Э. К. Бродерсен, Л., 1926; Один из многих, Рассказы, М., 1926; Конец Россанфоссов, Роман, перев. Н. Деген, М. -- Л., 1927; Люди земли, Рассказы, перев. К. Жихаревой, М. -- Л., 1927; Путь женщины, Роман, перев. З. Журавской, Харьков, 1927.
   II. Фриче В. М., Предисловие к "Рассказам" Лемонье, изд. "Магнит", 1909; Его же, Лемонье, ст. в "Энциклопедическом словаре Гранат", 1913; Barbey d'Aurevilly, Les critiques ou les juges, jugés "Gil Blas", 23 novembre, 1888; Delmer L., L'art à la cour d'assises, éd. Savine, 1893; Mockel, С. Lemonnier et la Belgique, "Mercure de France", 1897, IV--V; Leblond M., Un apôtre du panthéisme, "Revue naturaliste", 1900, V; Cille V., C. Lemonnier, "Le Soir", Bruxelles, 7 mars 1903; "Revue de Belgique", numéro consacré à C. Lemonnier, 15 févr. 1903; "L'idée libre", numéro consacré à C. Lemonnier, 15 mars 1903; "Le Thyrse", numéro consacré à C. Lemonnier, 8 mars 1903; "Wallonia", numéro consacré à C. Lemonnier, 1903, 4; Bazalgette L., C. Lemonnier, éd. Sansot, 1904; Des Ombiaux M., C. Lemonnier, éd. Carrington, P., 1910; Его же, Premiers romanciers nationaux de Belgique, 1919; Liebrecht, Histoire de la littérature belge des origines à nos jour, éd. illustrée, Bruxelles, 1924.
   III. Des Ombiaux M., Camille Lemonnier, monographie anecdotique et documentale avec une biblioiconographie, 1909.

К. С.

   Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 6. -- М.: ОГИЗ РСФСР, гос. словарно-энцикл. изд-во "Сов. Энцикл.", 1932. -- Стб. 171--173.
   Оригинал здесь: http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le6/le6-1711.htm
  

III.

   ЛЕМОНЬЕ́ (Lemonnier), Камиль (24.III.1844, Иксель, -- 13.VI.1913, там же) -- бельг. писатель, искусствовед и критик. Писал на франц. яз. Окончил Брюссельский ун-т. Написал ок. 70 томов романов, новелл, пьес, статей о лит-ре и искусстве. Для группы "Молодая Бельгия" Л. был учителем, "маршалом бельгийской литературы", несмотря на его близость к натурализму. Его первые искусствоведч. очерки "Брюссельская художественная выставка" ("Salon de Bruxelles", 1863, 2-я кн. -- 1866) написаны увлекательно, со знанием дела, как и кн. "Наши фламандцы" ("Nos Flamands", 1869) о П. П. Рубенсе, и др.

0x01 graphic

   Первые "Фламандские и валлонские рассказы" ("Contes flamands et wallons", 1873) Л. посвящены деревне. Л. отдал дань и романтич. теме ("Тереза Моник" -- "Thérèse Monique", 1882), и моде на иррациональные полумистич. произв. ("Жрицы любви" -- "Les dames de volupté", 1892); постепенно у него выработались индивидуальная тематика, образный и метафоричный стиль. В 1881 вышел роман "Самец" ("Un mБle"), настоящая симфония леса с его запахами, красками и шумами; затравленный, как дикий зверь, браконьер противостоит здесь богатым, но Л. прославляет прежде всего "сильную личность" и свободу инстинктов.
   В романах Л. 80--90-х гг. воссоздана жизнь разных классов. Убедительно показывая оскудение деревни ("Мертвец" -- "Le mort", 1882), вырождение буржуазии ("Конец буржуа" -- "La fin des bourgeois", 1892), упадок дворянства ("Улюлю" -- "L'hallali", 1906), Л. неминуемо приходит к осн. теме эпохи -- противоречию труда и капитала. Роман "Кровопийца" ("Happe-Chair", 1886; в рус. пер. -- "Завод", 1929) посвящен тяжелой жизни рабочих-прокатчиков металлургич. завода. Перед потрясающим реализмом картин взрыва на заводе, забастовки, жизни рабочей семьи Гюрио тускнеет социал-реформистская утопия автора, носителями к-рой являются "гуманный" капиталист и инженер из народа. Менее значительны психологич. романы Л., где анализ подчас поверхностен ("Мадам Люпар" -- "M-me Lupar", 1888) или натуралистичен ("В плену страсти" -- "L'homme en amour", 1897). Последние романы, написанные почти библейским языком, рисуют идиллию полупервобытной общины вдали от цивилизации: "Адам и Ева" ("Adam et Eve", 1899), "В прохладной чаще леса" ("Au cœur frais de la forêt", 1900).
   Соч.: Sédan, Brux., 1871; L'hystérique, P., 1885; La Belgique, P., 1888; L'école belge de peinture, 1830--1905, Brux., 1906; в рус. пер. -- Собр. соч., т. 1--2, М., 1911; Собр. соч., под ред. В. М. Фриче, т. 1--4, М., 1910--11; Избр. соч., т. 1--2, П. -- М., 1922; Пьесы, М., 1908; Конец буржуа. [Вступ. ст. Н. Снетковой], Л., 1963.
   Лит.: Эйхенгольц М., К. Лемонье. "Завод". [Рец.], "Печать и революция", 1923, No 7, с. 264, Bazalgette L., C. Lemonnier, P., 1904; Rency Georges, C. Lemonnier, Brux., 1922; Exposition C. Lemonnier. 1844--1913, Brux., 1933.

И. Н. Пожарова.

   Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 4: Лакшин -- Мураново. -- 1967. -- С. 112--113.
   Оригинал здесь: http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke4/ke4-1123.htm
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru