Ленау Николаус
Николаус Ленау: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


I.

   ЛЕНАУ Николаус (псевдоним -- Николаус Нимбш фон Штреленау) [1802--1850] -- немецкий писатель. Родился в Венгрии в дворянской семье. Творчество Л. выражает усложненность и противоречивость немецкого романтизма эпохи его разложения. Л. -- поэт, связанный с группой поздних романтиков -- Уландом, Швабом, Кернером, сложившийся в среде, проникнутой дворянско-монархическими, романтическими традициями, на протяжении всей своей творческой деятельности колебался между этими традициями и побеждавшими их влияниями наступающей буржуазно-капиталистической культуры. Продолжая романтические традиции в обработке сюжетов народного творчества ("Фауст", "Анна" и др.), в лирическом пейзаже своих "Naturgedichte", в смешанной форме пьес -- эпико-драматических и эпико-лирических, в преобладающей у него романсовой форме эпических стихов, Л. пытался разрешить противоречие между авторитарной дворянско-феодальной идеологией и разлагающим эту идеологию бюргерским свободомыслием предреволюционных лет. Поискам выхода из указанных противоречий посвящены наиболее крупные эпико-драматические и эпико-лирические его произведения: "Фауст", "Саванаролла" [1837], "Альбигойцы" [1842], характеризующие его тяготение к "большой", монументальной форме. Воплотив все свои сомнения, свое стремление сбросить изживающие себя авторитеты (по существу -- дворянско-феодальное мировоззрение) в образе Мефистофеля ("Фауст"), Л. быть может помимо своего желания сделал его победителем над двойственным, колеблющимся, пытающимся все же "как-то соединить мир, бога и себя" Фаустом. Но в "Саванаролле" (цикл романсов), где Л. выступает против эллинизма Возрождения, поэт не может преодолеть в себе "католическое", иначе говоря, -- консервативное, традиционное, авторитарное. Радикальные бюргеры "Молодой Германии" приняли поэму в штыки, увидев в ней защиту идеи об оздоровлении государства через возрожденную и обновленную церковь. "Альбигойцы" Л., как определяли смысл произведения радикальные критики, -- это "торжество освобожденного от пут христианства поэтического духа". "Герой моей новой поэмы -- Сомнение", пишет Л. От альбигойцев, борцов против папства, по мнению автора, начинается великий путь борьбы с деспотизмом: "За Гуссом и Жижкой явились Лютер и Гуттен, тридцатилетняя война, севеннские борцы, победители Бастилии и т. д.". Наряду с очень типичной романтической лирикой ("Naturgedichte" и др. циклы) у Л. встречаются стихотворения, к-рые сближают его с политической поэзией радикального немецкого бюргерства: "Am Grabe eines Ministers" (На могиле министра), "Abschied" (Прощание), где поэт, оставляя страну деспотизма, приветствует свободу, отделенную от него морем -- Америку, "Polenlieder" (Польские песни), посвященные польскому восстанию, и др.
   Путем переоценок, отступлений, мучительных компромиссов Л. пытается найти выход в освободительном движении немецкого бюргерства 30--40-х гг. Однако трагедия деградации, пессимизм одиночества постоянно снижают в творчестве Л. подъем, энергию, боевые настроения молодого класса, которыми пытается "возродиться" поэт, и даже революция 1848 не вносит в его мировоззрение и творчество той целостной монументальности, к которой он всегда стремился.

Библиография:

   I. Гербель Н. В., Немецкие поэты в биографиях и образцах, СПБ, 1877; Фауст, Поэма, перев. в стихах, с биографией и предисловием Л. А-нского, издание журнала "Пантеон литературы", СПБ, 1892; То же, перев. А. Анютина [А. Луначарского], с приложением очерка "Н. Ленау и его философские поэмы", изд. ред. журн. "Образование", СПБ, 1904; Sämtliche Werke und Briefe, hist.-krit. Ausgabe von E. Castle, 6 B-de, 1910--1923.
   II. Вейнберг П., сб. статей "Страницы из истории западных литератур", СПБ, 1907, II; Луначарский А. В.: указанная выше статья, и в его кн. "Этюды критические", "ЗИФ", М., 1925; Фриче В. М., Очерк развития западно-европейской литературы, Харьков, 1927; Schurz A., Lenaus Leben, 2 B-de, 1855; Opitz T., Nik. Lenau, 1850; Auerbach B., Nik. Lenau, 1876; Reitz Fr., N. Lenau; Bischoff H., Nicolaus Lenaus Lyrik, ihre Geschichte, Chronologie und Textkritik, 2 Bände, 1920; Schoenburg R., Lenaus "Faust", 1922; Schmahl E., Die Beziehungen von lyrischer Form und Inhalt in der Lyrik: Untersuchungen an Lenau und Heine, 1924; Hessen J., Lenau und das junge Deutschland, 1925.

H. Эйшискина

   Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 6. -- М.: ОГИЗ РСФСР, гос. словарно-энцикл. изд-во "Сов. Энцикл.", 1932. -- Стб. 174--175.
   Оригинал здесь: http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le6/le6-1741.htm
  

II.

   ЛЕ́НАУ (Lenau), Николаус (псевд.; наст. имя -- Франц Нимбш Эдлер фон Штреленау; Niembsch von Strelenau) (13.VIII.1802, Чатад, ок. венг. г. Темешвар, -- 22.VIII.1850, Обердёблинг, близ Вены) -- австр. поэт. Род. в обедневшей дворянской семье. Изучал медицину, с. х-во, право. Вражда к реакц. меттерниховскому режиму побудила Л. в 1832 отправиться в США, где он думал найти подлинную демократию и духовную свободу. Разочарование, постигшее Л. в Новом свете, углубило его социальный пессимизм. В 1833 Л. вернулся в Вену. В 1844 заболел душевной болезнью, скончался в больнице.
   В 1832 издан первый сб. стихов Л. ("Gedichte"), куда вошел цикл "Песни в камышах" ("Schilflieder"). Следующие сб-ки -- "Neuere Gedichte" (1838), "Gedichte" (1844). В юности Л. испытал влияние Ф. Г. Клопштока; его близким другом был либеральный австр. поэт А. Грюн; связан он был и с кружком швабских поэтов. Однако идейно Л. ближе к той линии романтизма, к-рая связана с творчеством Дж. Г. Байрона и Г. Гейне. "Мировая скорбь", к-рой был захвачен Л., воодушевляла его и на мрачные жалобы, и на гражд. протест. В творчестве Л. отражены настроения австр. революц. демократии 30--40-х гг. Л. горячо сочувствовал революции 1831 в Польше (цикл "Польских песен" -- "Polenlieder"), нар. возмущению против тиранов ("Над гробом министра", "Воинственный кузнец" и др.), амер. индейцам, гонимым белыми цивилизаторами ("Уход индейцев", "Три индейца"). Демократич. стихия поэзии Л. нашла выражение в использованных им формах нар. поэзии -- песне, романсах, сказаниях. Лирика Л. отличается ритмич. богатством, яркой метафоричностью; романтич. символика сочетается с пластичностью образов, колоритностью пейзажей. К жанровой поэзии относятся стихи "Три цыгана", "Вербовка", "Корчма в степи" и др. В стих. "Альпам" и др. сказались пантеистич. взгляды Л. (одно из таких стих. "Blick in den Strom" переложено Ф. И. Тютчевым: "Из Ленау... Когда, что звали мы своим"). Однако пантеистич. утопия всеобщей гармонии не спасала поэта от ощущения трагич. бездорожья, и это наполняло его стихи элегич. мотивами ("Осенняя жалоба" и др.). Герой лирики Л. -- одинокий странник, у к-рого отняты любимая, семейный уют; он отвергает простую обыденность, которая кажется ему захваченной злыми силами (стихи "Странствия в горах", "Желание", "Холостяк" и др.). Поэт ищет в природе человечность, убитую ненавистной ему полицейско-бюрократич. системой.
   В драматич. поэме "Фауст" ("Faust", 1836) Л. обратился к герою интеллектуального бунта -- Фаусту. Эта поэма фрагментарна: эпич. повествование, лирич. монологи, драматич. сцены -- эпизоды жизни мыслителя, презирающего мир угнетателей и царедворцев, но мечущегося в поисках абстрактной истины, неспособного к созидат. деятельности; невозможность победить темные силы повергает его в отчаяние. В отличие от "Фауста" И. В. Гёте, в поэме Л. побеждает не Фауст, а Мефистофель -- отрицание без утверждения, без творчества. Л. создал также свой вариант образа Дон Жуана (незавершенная драма "Don Juan", изд. 1851).
   Другой герой Л. -- Савонарола ("Savonarola", 1837), реформатор, бедняк, восставший на князей церкви. По интерпретации образов в поэме видно, что, хотя Л. сочувствует герою, идея христ. демократии, за к-рую он боролся, сомнительна. Поэмы "Ян Жижка" ("Johannes Ziska", 1837--42) и "Альбигойцы" ("Die Albigenser", 1842) основаны на историч. событиях, в к-рых принимают участие нар. массы. В этих произв., особенно в "Альбигойцах", отчетливо выражено предчувствие назревающей революции. Заключит. строки поэмы -- вызов власть имущим: "Нельзя остановить восход солнца...". Среди поэтов, к-рые по настроениям приближались к группе "Молодая Германия", Ф. Энгельс назвал Л. (см. К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве, т. 2, 1957, с. 467).
   В России стихи Л. переводили Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, М. Л. Михайлов, А. Н. Плещеев, К. Д. Бальмонт, А. В. Луначарский и др. В 1862 изд. первый сб. Л. на рус. яз. -- "Стихотворения" (в переводах А. Чижова).

Сочинения:

   Sämtliche Werke und Briefe, hrsg. von E. Castle, Bd 1--6, Lpz., 1910--23; Sämtliche Werke und Briefe hrsg. von H. Engelhardt, Stuttg., 1959; Rebell in dunkler Nacht, В., [1952]; в рус. пер. -- Стихотворения -- Ян Жижка. Поэма, пер. с нем. В. Левика, М., 1956; Фауст [с очерком А. Луначарского "Н. Ленау и его философские поэмы"], СПБ, 1904.

Литература:

   Меринг Ф., Лит.-критич. статьи, т. 2, М. -- Л., 1934; Вильям-Вильмонт Н., Николаус Ленау, "Интерн. лит-ра", 1939, No 11; Turóczi-Trostler J., Lenau, B., 1961; Fischer E., N. Lenau, в кн.: Lenau N., Rebell in dunkler Nacht, В., [1952].

Е. Я. Рубинова.

   Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 4: Лакшин -- Мураново. -- 1967. -- С. 113--115.
   Оригинал здесь: http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke4/ke4-1132.htm
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru