Господь наш Иисус Христос сказал Своим ученикам: Бдите убо на всяко время, молящеся (Лк.21:36), т.е. бодрствуйте на всякое время и молитесь. Святой же апостол Павел писал Солунянам: Непрестано молитеся (1Сол.5:18).
Непрестанная молитва есть наилучшее оружие против врага, искушений его и доставляет человеку высшее, духовное наслаждение. Пусть не думают мирские люди, что это занятие сверхъестественное, отстраняющее от работы, исполнения обязанностей и потому вредное. Во все времена были споры о непрестанной молитве и многие впадали в ошибки. Некоторые, как Ориген, признавали добрые дела за молитву; другие укоряли монахов, уклоняющихся от труда, под предлогом молитвы; третьи судили о молитвенном подвиге, смотря на так называемых Евтихов, которые образовали секту и тщеславились тем, что непрестанно молятся. Эти сектанты действительно избегали труда, питались милостынею и сонными бродили по улицам. Разумеется, всегда было довольно людей, неправильно и бессмысленно исполнявших мудрую апостольскую заповедь о непрестанной молитве.
Но во все времена в христианстве обретались и настоящие молитвенники, которые именовали непрестанную молитву умной молитвой. Кроме церковных молитвословий, установленных для поддержания и возбуждения молитвенного бодрствования, святые старцы, живущие созерцательною жизнью постановили в известные часы дня произносить возможно чаще одну излюбленную каждым молитву. Так Палладий рассказывает о монахах, которые совершали молитву до 100 раз в день, а авва Павел, живший в пустыне, совершал ежедневно 300 молитв и, чтобы не ошибиться в счете, клал за пазуху 300 камней и при совершении каждой молитвы выбрасывал по камню. Однако, этот подвижник Павел узнал что в соседстве с ним проживала благочестивая дева, которая пять дней в неделю постилась и ежедневно совершала 700 молитв. Были святые, которые молились кряду несколько суток или проводили на молитве все ночи, в продолжении недели, до восхода солнца и потом только отдыхали. В древние времена в Египте жил преподобный Лукий, отличавшийся строгостью жизни, трудолюбием и ясным пониманием слова Божия; к нему пришли однажды люди, которые все спасение полагали в одной молитве и Лукий, между прочим, спросил их: "каким они занимаются рукоделием?" Они ответили, что не занимаются работой, но непрестанно молятся по заповеди апостольской. "А вы едите?" спросил старец. "Конечно," -- ответили они. "А вы спите?" -- еще спросил Лукий. "Как же не спать!" воскликнули молитвенники. "Кто же за вас молится, когда вы едите и спите?" -- продолжал говорить старец. Они, конечно, не могли дать ответа. Тогда преподобный объяснил им, что они проповедуют неправду и можно непрестанно молиться, занимаясь рукоделием. "Например, я плету корзины из камыша, сказал Лукий, и читаю: помилуй мя, Боже... Разве это не молитва?" -- "Молитва", ответили слушатели. "Так я провожу день в труде и молитве, пояснил преподобный, зарабатываю деньги, из которых половину даю нищим; они же за меня молятся, пока я ем, или сплю".
Непрестанная молитва есть наивысшая премудрость и она не заключается в словах, в чтении вслух, или в поклонах, в стоянии перец иконами, а требует только, чтобы мы везде и всегда помятовали о Боге, все предпринимали с мыслью о Нем и все совершали во славу Божию; тогда вся наша жизнь будет непрерывною и непрестанною молитвою. Эта молитва необходима каждому христианину для спасения, а не только одним монахам, как это понимается в миру. Кто хочет отрешиться от греха, стремится к уединению в своем сердце, с любовию ко Христу, кто добивается устроить монастырь или пустыню в себе самом, тот всего этого не достигнет без навыка в непрестанной молитве.
Чтобы заставить ум и сердце непрестанно памятовать о Боге, опытные духовные старцы избрали одну молитву и установили правила для ее произношения. Это установление весьма просто: надо стать своим умом в сердце, т.е. сосредоточить свои мысли и желания в собственном сердце, лишить ум рассеянности и заставить его предаться сердечным чувствам и тогда, став пред Господом, произносить Иисусову молитву: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного! Так молиться всюду, у себя дома, в пути, во время работы, в храме, всегда и везде, весь день.
На первый взгляд, подобное правило кажется неисполнимым, но непрестанная молитва зависит только от навыка и тогда она не препятствует никаким обязанностям и занятиям, потому что молиться можно мысленно и еще лучше иногда, чем устно.
Святые старцы, да и многие живые молитвенники, свидетельствуют, что это дело благое и стоит потрудиться над обучением себя непрестанной молитве. Отец Парфений Киевский, известный в свое время подвижник, картинно объяснил, что эта спасительная молитва бывает сначала трудовая, делательная, но если кто не поленится над нею, то она становится и самодвижною , начинает сама твориться и походит на ручеек, журчащий в сердце. Словом, непрестанная молитва приводит молящегося к тому, что сердце само молится, а тело трудится и совершает свое дело. Нужна привычка и потребность в непрестанной молитве, а сердце начинает жаждать такого подвига, как своей сладчайшей пищи. Подобная молитва очищает сердце человеческое от всего греховного и привлекает в него благодать Божию, вследствие чего весь человек перерождается и становится духоносным, просвещенным истиною Христовой и имеющим духовное зрение.
Возлюбленные братья и сестры! Ведь это блаженное состояние для человека! Так жить и трудиться всегда весело и отрадно, но уразуметь все сказанное могут только те, которые на опыте убедятся в справедливости слов и показаний христианских подвижников. Ни от кого не отнята возможность достигнуть непрестанной Иисусовой молитвой этого блаженного одухотворения и вкусит сладость приближения сердцем к Господу Христу. Да поможет и нам Сын Божий решиться на подобную молитву, чтобы познать истину и не разлучаться во временной жизни на земле с Ним, Сладчайшим Иисусом, по предстательству Владычицы нашей Богородицы и Небесных Сил. Аминь.
О непрестанной молитве
От христиан требуется не только частая, умная, ежедневная, но и непрестанная молитва. Она заповедана нам святым апостолом Павлом, который писал: непрестанно молитеся (1Сол.5:18), и Самим Господом нашим Иисусом Христом, сказавшим: бдите убо на всяко время, молящеся, т.е. бодрствуйте на всякое время и молитесь.
Кто понимает земную жизнь, влияние злого духа на мир и видит грозящие ежеминутно человеку опасности, тот не удивится необходимости следовать святой заповеди о непрестанной молитве, ибо людям нужна столь же непрестанная помощь Божия. Без этой помощи, без влияния благодати на нас, мы делаемся способными на всевозможные грехопадения и на все смертные грехи. Чтобы спастись, одно средство: бодрствовать на всякое время и молиться, т.е. непрестанно призывать помощь Божию.
"Такая молитва, говорят св. отцы, есть врачевание, убивающее не только страсти, но и самое действие их. Как врач пользует пластырем рану больного, причем страждущий не знает, как происходит излечение, точно так Имя Божие, будучи призываемо, убивает все страсти, хотя мы и не знаем, как это совершается" (Св. Варсонофий).
"Молитва не в том только состоит, говорит Святитель Тихон Задонский, чтобы в известный час стоять и кланяться телом пред Богом и читать написанные молитвы, но в том, чтобы молиться на всякое время и на всяком месте -- умом и духом. Можешь возносить ум и сердце к Богу и просить от Него милости и помощи хотя, сидя, лежа, едучи, сидя за трапезою, совершая дела, в уединении и в народе, ибо Бог везде и на всяком месте".
Но мирским людям непрестанная молитва кажется неисполнимою, непонятною, вовсе не обязательною и составляющею принадлежность монахов, затворников, схимников, а не тех людей, которые заняты постоянно умственными работами и должны для отдыха проводить свободное время в удовольствиях и развлечениях. Прежде чем сомневаться в возможности и пользе непрестанной молитвы, следует, конечно, испробовать и испытать ее; тогда сомневающиеся убедятся, что сердечная молитва не только не мешает, но способствует работе, хотя бы она совершалась не одними руками, но и умом. Можно призывать Господа не только устами, но одним сердцем, в особенности во время чтения и занятий. Господь ведь Сердцеведец и взирает только на сердце. Если же кто занят такой работой, что ему нельзя тайно призвать имени Божия в своем сердце, что вряд ли справедливо, а только возможно вспоминать о Боге, то и это достаточно, ибо заменяет молитву. Следовательно, во время работы или беседы, прежде работы и после беседы, т.е. во всякое время и во всяком месте, можно и должно призывать себе на помощь Имя Божие. Только такая постоянная молитва заставляет нас жить на земле небесною жизнью, способствует достижению этой главной цели в христианской жизни, ибо соблюдает нас в чистоте, избавляет от врагов и искушений, делает терпеливыми и сильными для испытания и, наконец, согревает сердца.
Пусть же никто из христиан не думает, что только одним монахам надлежит непрестанно молиться; нет, все христиане обязаны исполнять эту заповедь. Константинопольский патриарх Филофей пишет в житии св. Григория Солунского, что последний имел возлюбленного друга, некоего Иова, человека простого и добродетельного, с которым беседуя однажды, он коснулся непрестанной молитвы и необходимости учиться ей мирянам. Долго беседовал Святитель и приводил в доказательство слова св. Григория Богослова, что "всем христианам надлежит чаще поминать в молитве Имя Божие, чем вдыхать воздух", но старец Иов не убедился. Когда же потом Иов молился наедине в своей келлии, ему явился Ангел, посланный от Бога, с укором, что он спорил со святым Григорием и противился явному делу, от которого зависит спасение христиан. Ангел возвестил Иову от Лица Божия, чтобы он впредь внимал себе и остерегался говорить что-либо против этого душеспасительного дела и даже в уме своем не держал бы противного помысла и не позволял себе мудрствовать. Иов тотчас поспешил к св. Григорию, упал ему в ноги, попросил прощения и открыл все, что ему сказал Ангел Господень.
Возлюбленные! Бог не заповедовал нам, конечно, ничего невозможного, а все только то, что мы в состоянии делать. Если бы непрестанная молитва была невозможна, то не нашлось бы в мире столько лиц, который исполнили спасительную заповедь. Отец св. Григория Солунского, дивный Константин, жил при дворе, назывался отцом и учителем царя Андроника, ежедневно занимался государственными делами, кроме своих обязанностей по семье и большому имуществу, и при всем этом был неотлучен от Бога и привязан к непрестанной, умной молитве.
"Не говори мне, пишет св. Златоуст, что для человека, занятого делом, невозможно проводить целый день в молитве. Можно и как легко. В молитве нужны не столько звуки, сколько мысль; не воздеяние рук, но возношение ума, не наружный вид, но внутренней смысл. Можно, идя на площадь, ходя по улицам, творить продолжительные молитвы; можно сидящему и занимающемуся работой посвящать Богу дух свой".
Какую же молитву св. отцы называют умной, непрестанной? Когда молящийся, собрав ум внутрь сердца, оттуда не гласным безмолвным словом воссылает к Богу молитву свою, славословя Его и благодаря, сокрушенно исповедуя пред Ним грехи свои и испрашивая у Него потребных себе благ духовных, душевных и телесных. Не словом только надо молиться, но и умом, и не умом только, но и сердцем, да ясно видит и понимает ум, что произносится словом, и сердце да чувствует, что помышляет при этом ум. Умною молитвою принято называть Иисусову молитву: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго! Святые отцы в своих правилах меняют некоторые слова, чтобы молитва была и за ближних и прошения принимались по ходатайству Матери Божией, а для этого произносят так: Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй нас грешных, или Богородицею помилуй мя грешного!
Не забывайте же, братья и сестры, этой заповеди Христовой и Апостольской. Упражняйтесь в непрестанной молитве, изучайте это важное дело, ради спасения ваших душ. Всякое дело сначала трудно, но когда навыкнете, то познаете, как сладко Имя Господне! Св. апостол Павел не стал бы нас обязывать молитвою, если бы это было крайне трудно и невозможно. Будемте телом работать и в это время духом молиться! Внешний наш человек пусть исполняет свои житейские дела, а внутренне пусть будет весь посвящен на служение Богу. Это ангельское житие, ибо ангелы не имеют голоса, но умом приносят Богу непрестанное славословие; в том состоит все их дело и этому посвящается вся их жизнь. Вкусите и видите, яко благ Господь! Аминь.
-----
Источник: Слова и речи преосвященного Серафима (Чичагова), ныне епископа Кишиневского и Хотинского, произнесенные им в бытность его священником и архимандритом, с приложением составленных им: Летописного очерка Зосимовой пустыни и Жития преподобного Евфимия, Суздальского чудотворца. -- Кишинев: Епарх. тип., 1911.