Чичагов Леонид Михайлович
Слово в день Рождества Христова. О благодати

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   

Слово в день Рождества Христова. О благодати

   Сошествие на землю Сына Божия, явление Бога во плоти, есть столь чрезвычайное и великое событие, более которого никогда не было с начала существования мира. Об этом событии так повествует св. Иоанн Богослов: И слово плоть бысть и вселися в ны, и видехом славу Его; славу яко Единородного от Отца, исполнь благодати и истины... И от исполнения Его мы вси прияхом и благодать возблагодать: яко закон Моисеом дан бысть, благодать же и истина Иисусом Христом бысть (Ин.1:14--17), т.е. и Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как Единородного от Отца... И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать; ибо закон дан чрез Моисея, благодать же и истина произошла чрез Иисуса Христа. Когда в мире не было греха, тогда природа оживотворялась благодатью и несомненно, благодать действовала даже ранее, чем был создан Богом свет. Она беспрепятственно изливалась на природу, исполняла ее благом и блаженством, но когда вошел в мир грех, то этим был нарушен первоначальный союз между природою и благодатью. Природа, оскверненная грехом, сделалась недостойною и неспособною принимать влияния благодати; поэтому, с грехом вошла в мир духовная смерть и вслед за нею телесная, а затем и вечная. Только при помощи благодати человек сохранял то, что получил первоначально от Бога и, конечно, не мог возвратить то, что утратил, без особой благодатной помощи. "Каждому из нас , говорит св. апостол Павел, дана благодать по мере дара Христова (Еф.4:7). Итак, укрепляйся, сын мой, в благодати Христом Иисусом! " (2Тим.2:1).
   Но что такое благодать? По изъяснению святителя Митрополита Филарета Московского: благодать есть даяние от Благого, даяние благое, даяние по единой благости, без права, заслуги и достоинства нашего. Благодатью называется спасительная сила Божия, которая сообщаясь нам по заслугам Иисуса Христа, для нашего освящения и спасения, возрождает нас в жизнь духовную. Без нее мы не можем творить ничего доброго (Ин.15:5). Без возрождения благодатью Духа нельзя войти в царствие Божие (Ин.3:5). Источником и непосредственным началом благодати есть Бог Отец, Сын и Святой Дух. Отец подает ее, Иисус Христос приносит ее; Дух Святой вдыхает ее в души верующих и ею одушевляет их к жизни духовной, укрепляет и направляет к благотворной и спасительной деятельности.
   Из этого, посильного людям, определения, что такое благодать, не трудно уразуметь, как она для нас необходима и вожделенна. Без благодати невозможно быть добродетельным, целомудренным, любвеобильным, честным, бескорыстным, милостивым, справедливым, правдивым, совестливым, счастливым; без благодати нельзя сознавать свою нечистоту, греховность, преступность пред Богом; нельзя иметь раскаяния и получить прощение в грехах; без благодати нет избавления скорбящему, болящему, страждущему и бедствующему; нет никому никакого блага, потому что всякое благо происходит от Единого Бога.
   "Если будем рассматривать видимый мир", пишет святитель Филарет, "то найдем, что начало и основание бытия и совершенства есть та же непрестанно действующая благодать и сила Божия. Посмотрите на растительный мир, обновленный весною и подумайте, где начало и основание его. Скажете, что он возникает в земле? Но возьмите горсть земли, покрывающую корень растения и увидите, что она вовсе не имеет силы, ни красоты, ни питательности, ни благовонности, свойственных различным растениям. А чего не имеет, того и сообщить им не может. Скажете, что в растениях действуют силы солнца, воздуха и воды? Но и этим не объясняется их происхождение. Каким образом одно и тоже солнце, одна и та же земля, вода, воздух в одно время и в том же месте производят крепкий дуб, мягкую траву, благовонную розу и у одного и того же растения в стебле -- твердость, в листьях мягкость, в цветах благовонность, в плоде питательность? Наконец, кто держит самую землю? Но лучше остановимся, чтобы, испытуя глубину, не низринуться в пропасть".
   "Един Бог есть Основатель всякой твари и в Нем Едином ее глубочайшее основание. Рече Бог: да будет свет и бысть свет. (Быт.1:3): Рече Бог: да будет... и вот, коренное начало всех вещей. Сила Божия -- слово Божие! Не должно представлять себе Слово Божие, подобно человеческому, которое исчезает в воздухе. В Боге нет ничего прекращаемого, ничего исчезающего; слово Его исходит, но не преходит. Глагол Господень пребывает во веки. (1Пет.1:23). Слово Божие есть основание бытия тварей; им сияет солнце, произрастает земля, живет, растет и совершенствуется всякая тварь".
   Если бытие и благополучие низших тварей зависит от благости и силы Божией, тем более духовная жизнь и блаженство человека, сотворенного по образу Божию, ежеминутно, также и вечно, зависит от содействия благодати Божией. Поэтому, нельзя не удивляться невнимательности и слепоте людей, которые живут и действуют, вовсе не помышляя о благодати Божией. Чем они стремятся жить? Не разумом ли? Но надо им знать, что он давно уже осужден Богом на отвержение и погибель: Погублю премудрость премудрых и разум разумных сокрою. (Исх.29:14). "Где мудрец? -- спрашивает св. апостол, где книжник, где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? (Ис.33:18). Ибо когда мир своею мудростию не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди (Евангельской) спасти верующих ". (1Кор.1:20--21).
   "Молитесь, говорит св. Антоний Великий, да дарует вам Бог благодать, все ясно видеть и разуметь, чтоб вы верно могли различать, что добро и что зло".
   Божия благодать всегда направляет нашу волю в добрую сторону, но так, что и от нас требует или ожидает соответственных усилий. Чтобы не дать своих даров беспечным, она нас пробуждает от беспечности; чтобы это даяние не казалось беспричинным, она низводит дары после нашего возжелания и труда. Но, однако, благодать всегда дается даром и с безмерною щедростью.
   Итак, возлюбленные, мы спасены благодатию Иисуса Христа! (Еф.2:5). Возрадуемся о спасении! Христос рождается -- славите! Христос с небес -- срящите! Христос на земли -- возноситеся! Аминь.
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru