Слово в столетнюю годовщину рождения Государя Императора Николая I
Сегодня исполнилась столетняя годовщина рождения Незабвенного Императора Николая Павловича. Исторические воспоминания о великом царствовании, имеющем уже мало живых современников, должны основываться не только на последствиях правления могучего, Державного Вождя русского народа, но и на показаниях выдающихся Его сподвижников, на их беспристрастных свидетельствованиях и объяснениях произошедших событий. Но до нас, представителей церкви, может касаться лишь религиозная сторона всякого царствования, насколько она содействовала просвещению народа и торжеству православия, правды Божией в стране. Одним из величайших сподвижников царствования Императора Николая I должен быть признан первосвятитель Московский, Митрополит Филарет, и нельзя в сегодняшний день обойти молчанием его взглядов на царствование почившего великого Государя и не коснуться государственного учения приснопамятного иерарха русской церкви. Поэтому, я позволю себе заимствовать у Святителя многие изречения из его слов современных этому царствованию.
Митрополит Филарет говорил, что, по учению православной веры, царь мудрый и благий есть дар Божий и такой дар, который должен быть заслуживаем и храним, ибо может быть теряем. Такова естественная связь между Царем и народом. Народ сознает и видит, что его благоденствие зависит от Царя, ибо за благочестие и правду Его Господь низводит благословение на все Царство, а за равнодушие к делам церкви и своим обязанностям сперва испытует бедствиями, а затем допускает войны и разрушение. Но судьба Царя зависит также от правды, благочестия и добродетелей Его поданных. По указанию Божию влияние это так сильно, что простирается на всю жизнь Царя, начиная от Его рождения. Поэтому, премудрость Божия, даруя народам такого или другого Царя, несомненно сообразуется с потребности времени, т.е. с качествами, недостатками и нуждами народов. Бывают такие нужды и недостатки, которые не зависят от человеческого произвола, но, по большей части, они исходят из полученной свободы, которая была, есть и будет всегда источником греха.
Итак, потребность времени слагается из качеств и недостатков, зависящих от людей, а Царь до своего рождения определяется, по нравственному состоянию народа. Каковы заслуги народа перед Богом, таков и Царь даруемый Отцом Небесным. Дальнейшая жизнь Помазанника Божия в той же зависимости от народа, ибо благочестие и добродетели подданных лучше всего украшают царский венец, служат источником силы и крепости для государства и противодействуют опасностями. Чего только не предпринимали и не совершали русские Цари, опираясь на веру народа, на преданность престолу и отечеству и готовность, ради Христа, повиноваться!
Если царь огражден молитвами и добродетелями народа, то может ли зло гнездиться у подножия престола? С другой стороны распущенный и развращенный народ есть тяжелый жребий для Царя. Может ли сделать что--либо искусство и усердие самого лучшего кормчего если ему достается управлять совершенно расстроенным кораблем среди непрестанных бурь и треволнений? Беззакония народа удаляют от земли благословение Божие, вследствие чего отымается успех у самых мудрых начинаний Царя. За грехи народа также сокращаются года жизни Царей, как это известно из истории Израиля. Наконец, состояние народа влияет на судьбу Царей и по их смерти, в жизни вечной, где они должны дать строгий отчет Богу о том, что сделано ими на земле. Что же значит после этого блеск всех венцов в мире, в сравнении с величайшею ответственностью, лежащею на раменах каждого Самодержца!
Благодарение Господу, благочестие и правда еще не иссякли в русском народе и Господь дарует нам Своих Помазанников -- правителями и руководителями. Державною рукою своих возлюбленных Царей много раз спасалась Россия от величайших бед и в воспоминание такого события мы собрались сегодня в храм Божий, в столетнюю годовщину дня рождения императора Николая I, чтобы помолиться о душе Незабвенного Вождя русского народа.
В оправдание только что выясненного нами, на основании государственного учения Митрополита Филарета, взглянем также с духовной точки зрения на потребности и нужды русского народа, при вступлении на престол Императора Николая Павловича и постараемся определить основание, по которому Премудрость Божия даровала России такого могучего Царя, красовавшегося величием правды, благочестия и незыблемой твердой воли.
Народ того времени жил в истинной вере и преданности Престолу, что и доказал подвигами самоотвержения и любви в борьбе с двунадесятию языками. Благословение Божие было как на Царе, так и на народе! После великих испытаний, идол Франции сокрушился о могучую и терпеливую грудь России, которая и даровала Европе свободу и независимость, когда она поработилась призрачным величием и гением Наполеона. Только наша поврежденная уже и маловерная интеллигенция не имела в то время нравственных сил устоять против ложного просвещения западных народов, упавших под ударами гнева Божия. Возвращаясь после отечественной войны в свою сожженную и разоренную родину, эти люди, не вразумившись примером Франции, решили начать у себя борьбу с христианскими установлениями и прежде всего с самодержавием Помазанников Божиих. Тогда Господь неожиданно отнял у России благословенного и великого Царя! Неумолимый гнев Божий обрушился на русскую землю и вот что сказал приснопамятный святитель Филарет, стоя у гроба Александра I: "Не умею говорить и безмолвствовать -- не умею! Александр еще в колыбели -- радость и надежда отечества; Александр -- в Порфирородном семействе -- утеха и любовь; Александр в начале века на престоле -- как солнце на востоке; Александр в России -- отец народа, спаситель Империи; Александр в Европе -- восстановитель царей, примиритель царств; Александр в Царствии Божием -- избранное орудие Царя Христа; Александр на земле -- архистратиг небесных сил, побеждающий Кровию Агнца, кротостию и смирением! Какие светлые виды! Какие величественные образы! Но как внезапно все они закрываются одною мрачною чертою: Александр во гробе"!
Но за правду и благочестие русского народа, не имевшего ничего общего с интеллигенцию, зараженною болезнью Запада, премудрость Божия предназначила России другого Царя, сильного волею, разумением и сердцем, чтобы сокрушить предательство образованного общества, врагов православия и обеспечить порядок в столь обширном государстве. Еще от рождения Господь предназначил в Цари того, которого никто не ожидал, по порядку престолонаследия, но одаренного волею, необходимою для вразумления заблуждающихся. И вот, тот же святитель Митрополит Московский Филарет говорил народу: "Сынам отечества, которые не младенчествуют умом, не трудно уразуметь, справедливо ли называю даром Божиим -- рождение Царя праведно царствующего и благодеянием Божиим -- такое царствование, коего первый день соделался днем спасения от разрушительного вихря злобы, который внезапно исторгся было из пропастей безумия"!
Что Император Николай I был истинным и драгоценным для народа даром Божиим, уже доказывается его наименованием -- "незабвенным", а также что чрез сто лет по Его рождении мы все -- таки пришли в храм Божий еще раз поблагодарить Отца Небесного за оказанную нашему отечеству милость дарованием Царя, который укрепил спасительное самодержавие в стране для истинной свободы русского народа от грозившего ему порабощения людьми, не просвещенными Духом Божиим.
Уразумевая благодеяния Императора Николая I и созерцая значение Самодержавия в нашем православном учении, не забудем же, возлюбленные что на нас лежит святой долг тоже правдою и благочестием облегчить путь и тяжесть служения только что помазанному на Царство молодому Императору Николаю Александровичу. Чистота жизни нашей и усердные молитвы могут низвести на Главу Его вечное милосердие и благословение неба! Аминь.
-----
Источник: Слова и речи преосвященного Серафима (Чичагова), ныне епископа Кишиневского и Хотинского, произнесенные им в бытность его священником и архимандритом, с приложением составленных им: Летописного очерка Зосимовой пустыни и Жития преподобного Евфимия, Суздальского чудотворца. -- Кишинев: Епарх. тип., 1911.