Льюис Синклер
Синклер Льюис: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


I.

   ЛЬЮИС Синклер [Sinclair Lewis, 1885--] -- современный северо-американский писатель. P. в Миннесоте -- одном из штатов Среднего Запада, в семье врача. В течение нескольких лет занимался журнально-газетной работой. Первый роман Л. "Наш м-р Ренн" (Our m-r Wrenn) вышел в 1914.
   В раннем периоде своего творчества (кроме указанного романа сюда относятся "Полет сокола" -- "The Trail of the Hawk", 1915, "Простаки" -- "The Innocents", 1917, "На вольном воздухе" -- "Free Air", 1919) Л. выступает как один из многочисленных представителей стандартно-развлекательной лит-ры. Тема всех этих произведений -- карьера одиночки, выходца из общественных "низов", пробивающего себе дорогу в "общество". Обычный для художника мелкой буржуазии в условиях развитого капитализма конфликт между индивидуумом и обществом, служащий основным движущим противоречием всего творчества Л., трактуется во всех этих произведениях как внесоциальная проблема. Развитие этого противоречия дается здесь экстенсивно, в пространственном плане, путем ухода в экзотику путешествий ("Наш м-р Ренн", "Полет сокола"), в спорт ("На вольном воздухе") и т. п.
   Среди произведений этого периода несколько особняком стоит роман "Работа" (The Job, 1917; в русском переводе -- "Уна Гольден)" -- история одной из многих трудящихся женщин Америки, создающей себе карьеру долголетним трудом. В этом романе нет уже того экзотизма, того ухода в романтику, к-рые характеризуют остальные произведения Л. того же периода. "Работа" заключает в себе зародыши тех ростков, которые в своем дальнейшем развитии обусловили превращение Л. из мещанского романиста-развлекателя в художника "радикальных" слоев американской мелкой буржуазии.
   Но качественный перелом в творчестве Л. относится лишь ко времени появления "Главной улицы" (Main Street, 1920), романа, который стал таким же знаменем для радикальной американской интеллигенции начала 20-х гг. в области художественной лит-ры, каким была для нее в области идеологии известная "Цивилизация Соединенных штатов" Гарольда Стернса ("Civilisation in the United States", ed. by Harold Stearns).
   Послевоенный кризис американской экономики, пришедший на смену видимому "процветанию" эпохи империалистической войны, вызвал движение протеста в кругах американской городской мелкой буржуазии и в особенности американского фермерства. Бессильное экономически, это движение вылилось в радикальное течение американской мелкобуржуазной интеллигенции и выдвинуло на авансцену литературы целую плеяду писателей, вошедших в лит-ую историю под названием "людей 20-х гг.". К ним наряду с Шервудом Андерсоном, Бен Хектом, Флойдом Деллом и др. следует отнести и Л. Он включается таким образом в тот общий поток американской радикальной мелкобуржуазной литературы, начало к-рой положили Гарленд (см.), Крэйн (см.) и Норрис (см.) -- первые радикальные писатели-реалисты, выступившие еще в конце прошлого века. Непосредственным предшественником Льюиса в этом плане является Мастерс, основное произведение которого -- "Антология Спун Ривер" (Spoon River Antology, 1915) проложило пути для "Главной улицы". Подобно автору "Антологии Спун Ривер", Л. в "Главной улице" восстает против лицемерия, ограниченности и нетерпимости провинциальной Америки. Если раньше романтика, мечты о нереальном мире были для Л. средством примирения противоречий между его героями и действительностью, то теперь в его творчестве начинается период изживания романтики, разрушения иллюзий. Отталкивание персонажей Л. от их общественной среды приобретает известную социальную направленность. Противопоставляя "Главной улице" (в к-рой для Л. воплощаются все отрицательные стороны капитализма, доступные пониманию мелкобуржуазного радикала) образ Кэроль, восстающей против мещанских традиций, Л. поднимает знамя мелкобуржуазного бунта. Но этот бунт оказывается по самой своей социальной природе заранее обреченным на неудачу. Кэроль, носительница протестующего начала, мирно возвращается к своему семейному очагу, и Л. в конце романа объявляет, что смех является для героини единственно возможным орудием борьбы.
   В дальнейшем творчество Л. продолжает развиваться в том же направлении. В "Бэббите" (Babbitt, 1922) он создает классический образ стандартного мещанина-обывателя, с его стихийными попытками бунтарства против наиболее удушающих форм капиталистического общежития, развивая таким образом мотивы "Главной улицы". К "Бэббиту" примыкает и более позднее сатирическое произведение Л. "Человек, который знал Кулиджа" (The Man who knew Coolidge, 1927).
   Следующий роман Л. "Мартин Эрроусмит" (Martin Arrowsmith, 1925), вскрывающий положение науки в условиях капиталистической Америки, выделяется среди остальных "обличительных" романов Л. этого периода наличием известной положительной программы -- требований, отвечающих настроениям известной части технической интеллигенции. Это обстоятельство приходится однако отнести за счет того, что в создании этого романа наряду с Л. принимал участие известный американский ученый Поль де Крайф (De Cruif).
   "Эльмер Гентри" (Elmer Gantry, 1927) -- сатира на буржуазную религию и ее представителей -- завершает собой этот период, период высшего расцвета творчества Л., когда он выступает с своеобразным социальным протестом. Но носители этого протеста в его художественном творчестве -- Кэроль, Бэббит, Эрроусмит и др. аналогичные персонажи этого периода -- бунтари пассивные, бессильные что-либо противопоставить ненавистному общественному укладу. Активное бунтарство если и представлено в творчестве Л., то лишь отдельными эпизодическими образами. Такой образ встречается еще в "Полете сокола" в лице профессора-социалиста Генри Фрэзера; в "Главной улице" носителем активного протеста против капитализма выступает рабочий Майльс Бьернстам, занимающий однако в романе лишь второстепенное место. Рабочий класс как революционная сила остается фактически вне поля зрения Л. как художника, а его сатира направлена лишь против отдельных явлений капиталистического общества и не затрагивает его основ.
   Это внутреннее бессилие выйти за пределы мелкобуржуазного "радикализма" подготовило тот кризис творчества Л., который наметился еще в романе "Капкан" (Mantrap, 1926) и особенно ярко выразился в книге "Додсворт" (Dodsworth, 1929). Временная стабилизация американского капитализма и связанный с нею отлив радикального мелкобуржуазного движения создали почву для отхода Л. от позиций обличительного реализма. В "Капкане" с его приключенческой экзотикой Севера и в особенности в "Додсворте", почти полностью повторяющем "Нашего м-ра Ренна", Льюис возвращается к исходному пункту своего творчества. Выход из этого творческого кризиса Л. лежит за пределами тех методов борьбы, к-рыми пользовался до сих пор его класс, за пределами стихийного мелкобуржуазного бунтарства. Только переход Л. на позиции революционного попутчика пролетариата мог бы влить свежую струю в его творчество. Под влиянием последнего кризиса американского капитализма это в известной мере было осознано и самим писателем. В 1929 вышел памфлет Л. "Дешевая и довольная рабочая сила" (Cheap and Contented Labor), посвященный забастовке текстильщиков Мэриона (очевидцем к-рой был Льюис), где он становится на сторону рабочих. Однако это обстоятельство до сих пор не нашло себе выражения в художественной практике Л. (несмотря на намерение написать роман о рабочем движении); более того, за последнее время у Л. снова намечается известный сдвиг вправо.

Библиография:

   I.
   На русский яз. переведены все романы Льюиса кроме "Dodsworth".
   Собр. сочинений на английском яз. выходит в изд-ве Harcourt, Brace & Сo (N. Y.); вышло 5 томов.
   II.
   Куллэ Р., Синклер Льюис, "Новый мир", 1927, V;
   Динамов С., С. Льюис, "Печать и революция", 1928, No 1;
   Bechhofer С. Е., The Literary Renaissance in America, L., 1923;
   Kriesi H., Sinclair Lewis;
   Van Doren C., Contemporary American Novelists, New York, 1923;
   Hübner G., Ст. в "Preussische Jahrbücher", 1927, V;
   Michaud R., The American Novel of To-day, N. Y., 1928;
   Его же, Panorama de la littérature américaine contemporaine, Paris, s. а.

А. Елистратова

   Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 6. -- М.: ОГИЗ РСФСР, гос. словарно-энцикл. изд-во "Сов. Энцикл.", 1932. -- Стб. 646--649.
   Исходный текст здесь: http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le6/le6-6461.htm

II.

   ЛЬЮИС (Lewis), Синклер (7.II.1885, Сок-Сентр, Миннесота, -- 10.I.1951, Рим) -- амер. писатель. Сын провинц. врача. Учился в Иельском ун-те. Сотрудничал в провинц. газетах, журналах; работа журналиста сказалась впоследствии на писательской манере Л. Накануне и в годы 1-й мировой войны принимал участие в социалистич. движении. Первые, гл. обр. развлекательные, романы Л.: "Наш мистер Ренн" ("Our mister Wrenn", 1914, рус. пер. 1925), "Полет сокола" ("The trail of the hawk", 1915, рус. пер. 1925), "Простаки" ("The innocents", 1917, рус. пер. 1928), "На вольном воздухе" ("Free air", 1919, рус. пер. 1925) и особенно "Работа" ("The job", 1917, рус. пер. под назв. "Уна Гольден", 1926) содержат нек-рые приемы, характерные и для его зрелого творчества. Широкое признание в США, затем в Европе приходит к Л. с выходом романа "Главная улица" ("Main street", 1920, рус. пер. 1924, 1960), в к-ром показаны отталкивающие стороны провинц. захолустья, как и провинциализм всего амер. образа жизни. Этот роман открыл цикл произв. 20-х гг., составляющих панораму Америки "среднего класса", воссоздающих целый мир амер. мещанства. Сила писателя в сатирич. осмеянии духовного убожества "одноэтажной Америки", религ. шарлатанства, политич. демагогии, торгашеского духа, пронизывающего все поры амер. об-ва. В романе "Бэббит" ("Babbitt", 1922, рус. пер. 1926, 1959) Л. вывел классич. тип амер. дельца и мещанина, живущего в городе Зопите, к-рый олицетворяет бездушие "долларовой цивилизации" и "бэббитовский образ жизни". С этим произв. сложился худож. метод Л., в к-ром реалистич. повествование сочетается с сатирич. заострением. Образы Л. мозаичны, сложены из множества деталей, он широко использует приемы пародии и стилизации, комич. монолога, вводит иронич. "клише". В романе "Эроусмит" ("Arrowsmith", 1925, рус. пер. 1925, 1956), написанном при участии П. де Крайфа, -- положительный "антибэббитовский" герой, талантливый врач и исследователь, к-рый сталкивается со стяжателями в сфере медицины и науки. Этим романом Л. заложил основы той традиции изображения людей науки, к-рая получила развитие у

0x01 graphic

   А. Кронина, М. Уилсона и др. В центре романа "Элмер Гентри" ("Elmer Gantry", 1927, рус. пер. 1927) -- образ "торговца словом божьим", американизированного Тартюфа, невежественного и сластолюбивого пастора. Продолжая традиции Г. Торо, У. Уитмена, Л. верил в демократию джефферсоновско-линкольновского типа, очищенную от расизма, однако не был последователен, порой становился на сторону им же осмеиваемого "бэббитизма". Роман о рабочем движении, над к-рым Л. работал ок. 30 лет, остался незавершенным. Худож. развитие Л. было неровным. В 1926 он опубл. сентиментально-мелодраматич. повесть "Капкан" ("Mantrap", рус. пер. 1927), в 1929 -- роман "Додсворт" ("Dodsworth"), где вывел идеализированный образ автомобильного короля. Выступая в 1930 при вручении ему -- первому амер. писателю -- Нобелевской премии по лит-ре с речью "Страх американцев перед литературой" ("The American fear of literature"), Л. взял под защиту реалистич. иск-во жизненной правды. В 30--40-е гг. сатира Л. обретает политич. направленность. В центре противоречивого в целом романа "Энн Викерс" ("Ann Vickers", 1933, рус. пер. 1936), рисующего ужасы амер. тюрем, образ волевой, энергичной американки, вдохновленной идеалом справедливости. В романе "У нас это невозможно" ("It can't happen here", 1935, рус. пер. 1937) Л. прозорливо предсказал деятельность "бэрчистов", "бешеных" и др. амер. "ультра", цель к-рых -- фашистская диктатура; однако борьба масс против нацизма показана бледно, а осуждая фашистский террор, Л. не свободен от страха перед опасностью "слева". В эти годы успехи чередуются с идейными срывами и худож. просчетами (романы "Произведение искусства" -- "Work of art", 1934; "Бетель Меридей" -- "Bethel Merriday", 1940; "Заблудившиеся родители" -- "Prodigal parents", 1938).
   В период 2-й мировой войны Л. вновь переживает творч. подъем. В романе "Гидеон Плениш" ("Gideon Planish", 1943, рус. пер. 1947) Л. рисует карьеру ничтожного "бэббитообразного" политикана, демагога, "филантропа", вооруженного новейшими "научными" методами обмана. В антифашистском сценарии "Буря на Западе" ("Storm in the West", 1943, совм. с Д. Шейри) Л. с помощью прозрачной реалистич. аллегории воссоздает историю нацистской агрессии в Европе, осуждает "мюнхенцев" и "изоляционистов", славит грядущую победу объединенных сил антигитлеровской коалиции. Осуждая расизм в романе "Королевская кровь" ("Kingsblood royal", 1947, русский пер. "Кингсблад, потомок королей", 1948, 1960), Л. ставит проблему гражд. совести, рисует образ "среднего" американца, ветерана войны, к-рый, столкнувшись с позорной дискриминацией, жертвует своим благополучием и становится борцом за человеческое достоинство.

0x01 graphic

"Главная улица" (Нью-Йорк, 1946). Фронтиспис М. Лауэнгранд.

   В последние годы жизни Л. пережил некоторый творч. спад: романы "Кэсс Тимберлейн" ("Cass Timberlane", 1945), "Богоискатель" ("Godseeker", 1949), "Мир так широк" ("World so wide", 1951). Однако и в них местами звучат резкие ноты антибурж. критики. В 1949 Л. уехал в Италию, где умер. Для амер. бурж. критики характерно представление о Л. как о посредственном художнике, "бескрылом" журналисте, рисующем "карикатуры" на Америку. В СССР и др. социалистич. странах соч. Л. постоянно переиздаются.

Сочинения:

   Selected short stories, N. Y., 1935;
   A Sinclair Lewis reader, N. Y., 1953;
   в рус. пер. -- Собр. соч., [предисл. Т. Мотылевой], т. 1--9, М., 1965.

Литература:

   Мотылева Т., О творчестве Синклера Льюиса, "Ин. лит-ра", 1955, No 4;
   Гиленсон В., Про реалізм Сінклера Льюїса, "Всесвіт", 1959, No 6;
   его же, Лит.-критич. взгляды Синклера Льюиса, в сб.: К проблемам критич. реализма в заруб. лит-ре XX в., "Уч. зап. МОПИ", 1962, т. 111, сб. 2;
   Мендельсон М., Второе рождение Синклера Льюиса, "Звезда", 1964, No 6;
   Синклер Льюис. Биобиблиографич. указатель, М., 1959;
   Lewis G. H., With love from Gracie; S. Lewis 1912--1925, Toronto, 1955;
   Parrington V. L., Sinclair Lewis, our own Diogenes, Seattle, 1927;
   Feinberg L., Sinclair Lewis as a satirist, Urbana, 1946;
   Schorer M., Sinclair Lewis. An American life, N. Y., 1961;
   Sinclair Lewis. A collection of critical essays. Ed by M. Schorer, Englewood Cliffs (N. J.), 1962;
   Grebstein S., Sinclair Lewis, N. Y., 1962;
   Edener W., Die Religionskritik in den Romanen von Sinclair Lewis, Hdlb., 1963;
   Sheean V., Dorothy and Red, Boston, 1963.

Б. А. Гиленсон.

   Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 4: Лакшин -- Мураново. -- 1967. -- С. 471--473.
   Исходный текст здесь: http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke4/ke4-4712.htm
   
   
   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru