Майков Леонид Николаевич
Аблесимов, Александр Онисимович

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   Аблесимов, Александр Онисимович, даровитый сатирик и драматург второй половины XVIII в. Происходил из бедной дворянской семьи и родился около 1740 г., умер в Москве в начале 1783 г. Образование получил самое ограниченное и еще в детском возрасте в 1751 году записан был в военную службу, но действительно начал ее лишь в 1758 г. солдатом по артиллерии; в 1759 г. произведен в подпрапорщики; с 1760 по 1762 г. в звании сержанта находился в походах до Бреславля, Глогау и Франкфурта-на-Одере, а также по Висле; в 1765 году состоял фурмейстером, в 1766 году уволен с чином прапорщика; в 1767-м определился в комиссию по составлению проекта нового уложения, но в 1770 г. снова поступил в военную службу и, находясь в штате генерал-майора А. Н. Сухотина, сопровождал его в походе в Грузию, Имеретию и Мингрелию, причем участвовал в блокаде турецкой крепости Поти; в 1772 г. возвратился в Россию и затем, достигнув капитанского чина, служил экзекутором при управе благочиния в Москве, где и умер. Аблесимов был женат; он жил и умер в бедности, оставив по себе дочь. Литературная деятельность Аблесимова началась в ранние годы его жизни под несомненным влиянием А. П. Сумарокова, который покровительствовал ему и еще в 1759 г. печатал его стихотворения в своем журнале "Трудолюбивая пчела". Под тем же влиянием написаны "Сказки" Аблесимова, вышедшие первым изданием в 1769 г., с посвящением графу А. П. Шувалову. В 1768 году Аблесимов сочинил комедию в 5 действиях в прозе "Подьяческая пирушка", желал напечатать ее в журнале "Всякая всячина", 1769 г., и поставить на сцену; но редакция журнала отклонила его предложение, а на театр пьеса не была принята, по-видимому, по интригам писателя В. И. Лукина. Зато Аблесимов осмеивал его прозой и стихами в "Трутне" 1769 г.; комедия же не была напечатана и не сохранилась в рукописи. Крупные литературные успехи Аблесимова относятся уже к последним годам его жизни. В 1779 г. он поставил на московском театре комическую оперу в трех действиях "Мельник, колдун, обманщик и сват" с музыкой Соколовского; она имела большой успех. Содержание ее было взято из народной жизни, действующие лица говорят простой народной речью, и самая музыка заимствована из народных напевов; "Мельник" был игран с большим успехом не только в Москве, но и в Петербурге, где исполнялся как на придворном театре, так и на частном, который содержал Книппер; вообще "Мельник" не сходил со сцены до 20-х годов нынешнего века, даже возобновлялся позже и вызвал много подражаний; первое издание "Мельника" появилось в Москве в 1782 г. и впоследствии было неоднократно перепечатываемо. Другая комическая опера Аблесимова в одном действии "Счастье по жребию" с сюжетом так же из русского быта не была представлена, но явилась в печати в 1779 г. Наоборот, третья его комическая опера в трех действиях "Поход с непременных квартир" с музыкой Эккеля не была напечатана, но исполнялась в Москве. По свидетельству "Драматического словаря" 1787 г., она была "довольно хорошо принята публикой; сочинитель показал в оной пьесе подробно все солдатские нужды как искусившийся в сей части"; рукопись этой пьесы не сохранилась. Кроме того, Аблесимов сочинил для открытия нового Петровского театра в Москве аллегорический диалог "Странники", напечатанный там же в 1780 году. В течение 1781 г. Аблесимов при материальном содействии Н. И. Новикова издавал в Москве еженедельник под заглавием "Рассказчик забавных басен, служащих к чтению в скучное время или когда кому делать нечего". Журнал этот наполнялся по большей части сочинениями самого издателя, который печатал здесь сатирические сказки в стихах (частью переделанные из его же прежних сказок) и прозаические рассказы про взяточников, игроков, кокеток и т. п., а также вел полемику со своими литературными противниками, которые находили его сатиру слишком резкой, а тон его произведений -- слишком грубым. С этой же точки зрения некоторые нападали и на "Мельника", но большинству публики пьеса нравилась своей близостью к народной жизни. Должно, впрочем, сказать, что изображение народности в произведениях Аблесимова хотя и отличается живостью, однако совершенно чуждо идеальной подкладки: это -- писатель-реалист в самом прямом значении этого слова, способный только изображать действительность без всяких рассуждений; но кругозор его наблюдений не отличается широтой. Собрание сочинений Аблесимова было издано только однажды, в Смирдинском издании русских авторов, в С.-Петербурге, 1849 г., но оно очень неполно.
   
   Сведения о жизни его можно найти: в "Опыте словаря о российских писателях" Новикова по перепечатке Ефремова, стр. 7; в "Словаре светских писателей" митр. Евгения, ч. I, стр. 1 и 2; в Энциклопедическом словаре, т. 1, стр. 92 и 93 (где приведены данные из его формулярного списка); в журнале Зауервейда "Russische Theatralien", 1784 г., откуда статья переведена в "Летописях р. литературы и древности" Тихонравова, т. I, отд. 3, стр. 200--202. Статья о нем Макарова в "Репертуаре р. театра" 1841 г., ч. II, не заслуживает доверия. О сочинениях Аблесимова см. разбор "Мельника" из лекций Мерзлякова в "Вестнике Европы" 1817 г., No 6, и замечания Незеленова в книге "Литературные направления в Екатерининскую эпоху", стр. 68, 69; кроме того, в "Драматическом словаре", 1787 г., по перепечатке 1881 г., стр. 77, 78, 108, 159 и 160; в "Истор. разыскании о рус. поврем. изданиях" Неустроева, стр. 319--324; в "Материалах для русской библиографии" Губерти, вып. ІІ, стр. 36--38, 58--73.

Л. Майков.

   Источник текста: Русский биографический словарь А. А. Половцова, том 1 (1896): Аарон -- император Александр II, с. 11--12.
   
   
   
   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru