Макаренко Антон Семёнович
А. С. Макаренко: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   МАКАРЕНКО, Антон Семенович [1.(13).III.1888, г. Белополье Харьковской губ., --1.IV.1939, Москва] -- рус. сов. писатель, выдающийся деятель сов. педагогики. Род. в семье рабочего. В 1905--14 преподавал в ж.-д. нач. школах. В 1917 окончил Полтавский пед. ин-т. В 1918--20 заведовал школами в Крюкове (на Днепре) и в Полтаве. С 1920 в течение 15 лет руководил юношескими воспитат. учреждениями -- колонией им. М. Горького в Полтаве (1920--28) и коммуной им. Ф. Э. Дзержинского в Харькове (1927--35). Достижения М. как педагога-новатора были основаны на использовании огромного воспитат. потенциала коллектива, формирующего личность, на последовательно проводимом сочетании школьнего обучения с производит. трудом, на соединении доверия и требовательности к человеку. С 1937 М. жил в Москве, занимаясь научной и лит. работой. Первая кн. -- очерки "Марш 30-го года" (1932).
   Как писатель и педагог М. сформировался под сильным воздействием М. Горького, к-рый одним из первых оценил лит. одаренность М. и принципиальное значение его педагогич. труда. Начиная с 1925 Горький деятельно переписывался с М., а в 1928 лично познакомился с Полтавской колонией и Харьковской коммуной. Он писал М.: "Огромнейшего значения и поразительно удачный педагогический эксперимент Ваш имеет мировое значение, на мой взгляд" (цит. по кн.: Макаренко А. С., Соч., т. 7, 1958, с. 355). По совету Горького М. создал свое осн. произв. -- "Педагогическую поэму" (ч. 1--3, 1933--35). На материале жизни колонии писатель раскрыл проблему социалистич. перевоспитания людей, рождения нового человека в коллективе, в труде. Одну из важнейших тем сов. литературы -- тему труда -- М. наполнил новым содержанием. Он всесторонне раскрыл образ педагога-новатора. Деятельность воспитателя предстает в "Поэме" как борьба за человека, как творчество и подвиг. Автобиографич. образ заведующего Горьковской колонией входит в число лучших положит. героев сов. лит-ры. "Поэма" -- уникальное худож. произв. о научном творчестве в области воспитания. Осн. положения новаторской педагогич. теории представлены в книге не умозрительно, они рождаются из развития характеров, из диалектики взаимоотношений коллектива и действующих лиц книги, из жизненных конфликтов и ситуаций.
   Труднейшую худож. задачу органич. слияния образов иск-ва и положений науки М. разрешал и в др. работах. Теме воспитания в семье посвящена "Книга для родителей" (1937, совм. с Г. С. Макаренко), оригинальное по жанру произв., в к-ром смело соединены рассказы, очерки, зарисовки с натуры и теоретич. страницы. Семья -- это коллектив, естественная первичная ячейка сов. общества; нравственное, обществ. лицо родителей -- организаторов семейного коллектива, их поведение определяют в конечном счете успех воспитания детей -- такова осн. идея книги. Повесть "Флаги на башнях" (1938) рассказывает о юношеском коллективе коммуны им. Ф. Э. Дзержинского, о развитии сов. патриотизма как важнейшей составной части коммунистич. воспитания. В творчестве М. широко представлена также тема воспитания жизнью (повесть "Честь", 1937--38, рассказы, киносценарии, пьесы, незаконч. роман "Пути поколения"). Во 2-й пол. 30-х гг. М. уделяет много внимания публицистике и лит. критике (ст. "О личности и обществе", "Счастье" и др.). Как критик М. боролся за передовые творч. принципы сов. лит-ры, за высокую идейность и мастерство, против шаблонов и схематизма (ст. "Литература и общество", "Сила советского гуманизма", "Предстоит большая работа над собой", ст. о "Чапаеве" Д. Фурманова и о романе А. Н. Толстого "Петр первый" и др.). Большую ценность представляют воспоминания "Максим Горький в моей жизни".
   
   Сочинения: Собр. соч., т. 1--7, [2 изд.], М., 1959--60.
   

Литература:

    Горький М., По Союзу Советов, Собр. соч., т. 17, М., 1952;
   его же, Письма к А. С. Макаренко, Соч., т. 7, М., 1958;
   Колбановский В., Поэзия педагогики, "Кр. новь", 1935,  10;
   его же, Еще о поэзии педагогики, "Кр. новь", 1936,  6;
   Четунова Н., "Педагогическая поэма", "Лит. критик", 1937,  10--11;
   Кон Ф., Поэма о жизни, труде и творчестве в нашей великой стране. "Книга и пролет. революция", 1936,  12;
   Ермилов В., Поэзия нашей жизни. "Кр. новь", 1941,  4;
   его же, О своеобразии произв. А. С. Макаренко, в его кн.: О традициях сов. лит-ры, М., 1955;
   Балабанович Е., А. С. Макаренко. Очерк жизни и творчества, М., 1951;
   его же, А. С. Макаренко. Человек и писатель, М., 1963;
   Костелянец Б., А. С. Макаренко. Критико-биографич. очерк, М., 1954;
   его же, "Педагогическая поэма" А. Макаренко, М. -- Л., 1963;
   Лукин Ю., А. С. Макаренко. Критико-биографич. очерк, М., 1954;
   [Дикушина Н. И.], А. С. Макаренко, в кн.: История рус. сов. лит-ры, т. 2, М., 1960;
   Морозова Н. А., А. С. Макаренко. Семинарий, 2 перераб. изд., Л., 1961; Хрусталева В., А. С.
   Макаренко. Библиографич. указатель, М., 1959; Рус. сов. писатели-прозаики. Биобиблиографич. указатель, т. 3, Л., 1964.

Е. З. Балабанович.

   Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 4: Лакшин -- Мураново. -- 1967. -- С. 510--512.
   
   
   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru