Маргарита Смирнова в предисловии к вышедшей в 1970 году книге "Черная шаль" пишет об авторе собранных в ней произведений: "В биографии Ивана Макарова пока еще много белых пятен". Однако сегодня можно, пожалуй, констатировать, что в своего рода "белое пятно" превратилось для нас и само творчество этого писателя...
Иван Иванович Макаров родился в селе Салтыки Рязанской губернии. Окончил сельскую школу и поступил "на казенный кошт" в Ряжскую уездную гимназию, по окончании которой 19-летним юношей убежал на фронт, чтобы сражаться в рядах Красной армии. В 1929 году его первый роман "Стальные ребра", выдержавший впоследствии шесть изданий, опубликовал журнал "Молодая гвардия", а за год до этого рассказ молодого, никому не известного литератора "Зуб за зуб" получил премию на Всесоюзном литературном конкурсе.
Произведения Макарова побуждали критиков в основном к негативным оценкам. За свою недолгую творческую деятельность он успел написать, кроме повестей и рассказов, шесть романов, два из которых, "Большой план" и "Индия в крови", так и не увидели свет. Незавершенный роман о советском крестьянстве "Голубые поля" был опубликован только в 1959 году, уже после смерти автора. Разоблачению мещанства посвящена повесть "На земле мир" (1931), судьба белой эмиграции изображается в "Рейде Черного Жука" (1932), строительство Магнитки - в романе "Миша Курбатов" (1936). Темы актуальные, вполне отражающие дух времени, что находило понимание у тогдашних читателей, но не у рецензентов, упрекавших автора в проповеди идей, чуждых рабочему классу, а то и в прямой симпатии к эксплуататорам. Не устраивало их главным образом то, что они обозначили словом "психоиррационализм": дескать, действия макаровских героев подчинены воле слепого случая и не поддаются объяснению с точки зрения здравого смысла. Звучали, впрочем, и другие голоса. Например, критик М. Шаталин в предисловии к одному из изданий "Стальных ребер" возражал коллегам: "Так называемый иррационализм Ивана Макарова - своеобразное отражение особенностей той общественной среды, где борьба за личное обогащение порождала причудливые изгибы психики и странные, на взгляд современного читателя, жизненные ситуации". Еще в 1929 году в опубликованной на страницах "Литературной газеты" статье "В атаку на психологический реализм!" А. Безыменский энергично потребовал от писателей изображения не личности, а коллектива. Несколько дней спустя в той же газете появилось "Открытое письмо Ив. Макарова тов. Безыменскому", в котором, в частности, говорилось: "На вашей дороге заманчиво и модно блестели передо мной вывески: "Сегодняшний день", "Коллектив, а не личность" и т. д. А с другой дороги на меня угрюмыми глазами смотрели Толстой, Достоевский, утверждение отдельной личности и прочее, по-вашему - реакционное. Мучительны были для меня эти дни выбора и колебаний... Качество коллектива зависит от качества личностей, составивших этот коллектив. А, стало быть, занимаясь анализом личности, я анализирую коллектив".
На фоне в том числе и таких вот прений происходило становление великой нашей литературы 20-30 годов прошлого столетия. И далеко не последнее место в ней занимает роман И. И. Макарова "Черная шаль" - куда как подходящая мишень для обвинений в иррационализме и упреков в "достоевщине". История Павлика Морозова - а именно нечто подобное ей лежит в основании романа - может быть преподнесена безапелляционным тоном агитки, а может вызвать к жизни всякого рода "иррациональные" размышления. Пойдя вторым путем и создав страстное, противоречивое и исполненное большого внутреннего драматизма произведение, Макаров, думается, доказал, что выучка у творца "Бесов" далеко не всегда предполагает нечто скверное и нездоровое.
Жизнь Ивана Ивановича Макарова, репрессированного и посмертно реабилитированного, оборвалась незадолго до Великой Отечественной войны. Его сын, ушедший на фронт добровольцем, погиб 7 мая 1945 года. Жена Вера Валентиновна сумела сберечь рукописи мужа - именно благодаря ей увидел свет роман "Голубые поля".
Статья опубликована в "Московском журнале" номер 2 за 2005 год.