Малышкин Александр Георгиевич
А. Г. Малышкин: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


  
  
 []
  
  
   МАЛЫШКИН Александр Георгиевич [1890--] -- современный беллетрист. В 1917--1918 работал в Черноморском флоте, в 1918 с последним матросским эшелоном эвакуировался на север. Вел оперативную работу в Красной армии на Восточном, Туркестанском и Южном фронтах. Принимал участие в операциях по овладению Крымом [1920].
   Первая повесть М. -- "Падение Даира" -- написана в 1921. Входил в лит-ую организацию "Перевал". В настоящее время -- один из руководителей Всерос. союза советских писателей, член редколлегии журн. "Новый мир".
   Материалом для произведений М. за редким исключением служит гражданская война. В первый период творчества, особенно в "Падении Даира", М. развертывает тему железной закономерности революции. На мир, умирающий в "предсмертной, сумасшедшей агонии", двинулись "становья орд", миллионы, через голод и разруху, "в пеньи фанфар шли упоенные -- на крыльях сказок о грядущих веках" ("Падение Даира"). "Закон масс" не знает исключений, "молот множеств" ударяет без пощады. И в величественной эпопее художественно трансформированного падения Перекопа М. показывает, как в страшном напряжении борьбы прорывается в Даир (Крым) к "прекрасным векам" армия революции пролетариата. "Падение Даира" отличается предельным художественным абстрагированием, отвлеченной символикой образов. М. -- с революцией, но от него еще скрыт ее подлинный социальный характер, ее специфика как революции пролетариата еще подменена абстрактным образом революции-освободительницы, революции "низов", "масс", "множеств". Этому соответствует и гиперболичный, абстрактно-символический стиль эпопеи М., построенный на отвлеченных представлениях, торжественно-ритмический.
   Этот стиль меняется во второй период творчества М. в ряде его небольших рассказов, находя наиболее полное выражение в повестях "Февральский снег" и "Севастополь". Темой их является судьба в революции мелкобуржуазной интеллигенции, колеблющейся между революцией и контрреволюцией. Малышкину чужды встречающаяся у ряда писателей-попутчиков трагическая окраска интеллигентских переживаний, возвеличение интеллигентской прослойки, поиски для нее "третьего пути". Жизненный путь Шелехова (главного героя "Февральского снега" и "Севастополя", студента, затем прапорщика и флотского офицера) интересует М. как доказательство невозможности избежать выбора между революцией и контрреволюцией. Не давая сколько-нибудь четкого художественного анализа движущих сил революции и в частности очень неясно изображая ведущую роль пролетариата, превращая революцию в фон для оттенения образа Шелехова, М. в то же время всесторонне вскрывает социальную природу этого образа. Социальная среда, которую представляет Шелехов, характеризуется у М. постоянным антагонизмом между стремлением проникнуть в ряды эксплоататорских верхушек общества и тяготением к "демократическим" низам. Эта среда "завидует" верху -- и тянется к нему, она сочувствует "низу" -- и презирает его. И вот перед рефлектирующим интеллигентом Шелеховым, склонным к безвольной мечтательности и мало пригодным для активной деятельности, Февральская революция 1917 открывает широкие возможности для личной карьеры. Шелехову, мечтающему о роли вождя, удается в период керенщины достигнуть значительной популярности; но развитие революции обнажает пропасть между буржуазией и пролетариатом, и перед Шелеховым снова встает проблема выбора. Он видит, что у него нет крепкой классовой почвы под ногами, "что все-таки не он, а его теперь вели". И приводя Шелехова к растворению в массе матросов, борющихся с контрреволюцией, Малышкин не только ставит перед мелкобуржуазной интеллигенцией вопрос о необходимости выбора между классами, но и доказывает, что место Шелехова должно быть по эту сторону баррикады, вместе с пролетариатом.
   Смысл "Февральского снега" и "Севастополя" -- не только в правильном социально-психологическом анализе мелкобуржуазной интеллигенции, но и в разоблачении мистифицирующего ореола, к-рый во многих попутнических произведениях окутывает образ интеллигента. М. "раздевает" Шелехова, обнажает его уродливые стороны, его идейную бесплодность, лживость его романтических иллюзий. Такое разоблачение не есть традиционное интеллигентское самобичевание, такое разоблачение в конечном итоге приводит к утверждению Шелехова на новом этапе его пути, к его перерождению, к переработке его в процессе пролетарской революции. Однако все эти тенденции лишь прощупываются в замысле повестей, но не развернуты в их полном художественном раскрытии. "Шелеховщина" не показана в действии, она дана в пассивном реагировании сознания на явления революции. Новый Шелехов декларирован, но не показан. У М. нехватает понимания того, что субъективная "ненужность" Шелехова на определенном этапе есть форма его объективной полезности для буржуазии. И -- самое главное -- нет вскрытия действительных пружин революционного процесса, художественно не раскрыт его пролетарский характер. Стиль данного периода творчества М. характеризуется отходом от отвлеченной символики "Падения Даира", преобладанием реалистических черт, усилением конкретности, значительно бо?льшим вниманием к социально-психологическому анализу, и в то же время сохранением и усилением тенденции пассивно-лирического подхода к явлениям действительности. События революции М. не рисует бесстрастно, он по преимуществу дает их глазами Шелехова; в других случаях он широко прибегает к лирически-пейзажному обрамлению и т. п. приемам, стремясь к максимальной эмоциональной эффективности.
   В современной лит-ре М. является характерным представителем тех кадров попутчиков, которые в период социалистической реконструкции превращаются в "союзников" пролетарской литературы, преодолевая в себе черты прежнего попутничества на путях органической перестройки.
  

Библиография:

  
   I. Падение Даира, альм. "Круг", 1923, No 1, и отд., Москва, 1926; Февральский снег и др. повести и рассказы, М., 1928; Севастополь, ГИХЛ, М., 1931 (изд. 2-е).
  
   II. Смирнов Н., А. Малышкин, "Новый мир", 1929, кн. II; Фадеев А., О "Севастополе" Малышкина, "На литературном посту", 1929, кн. VI; Селивановский А., А. Малышкин, там же; Зонин А., Мотивы творчества А. Малышкина, "Печать и революция", 1929, кн. VII.
  
   III. Владиславлев И. В., Литература великого десятилетия (1917--1927), том I, Гиз, Москва -- Ленинград, 1928.
  

А. Селивановский

  
   Источник: Селивановский А. Малышкин // Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 6. -- М.: ОГИЗ РСФСР, гос. словарно-энцикл. изд-во "Сов. Энцикл.", 1932. -- Стб. 743--746.
   Оригинал здесь: http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le6/le6-7432.htm
  
  
  
   МАЛЫШКИН, Александр Георгиевич [9.(21).III.1892, с. Богородское Мокшанского у. Пензенской губ., -- 3.VIII.1938, Москва] -- рус. сов. писатель. Дет. годы М. прошли в городке Мокшанске. Окончил филологич. ф-т Петрогр. ун-та (1916). В том же году был призван в армию. Служил на Черноморском флоте. В годы гражд. войны -- историограф в штабе М. В. Фрунзе. Участник штурма Перекопа. Становление М. как писателя связано с теми впечатлениями, какими наделила его уездная глушь. В ранних рассказах "Сутуловские святки" (1914), "Полевой праздник" (1914), "Уездная любовь" (1915) оживает Мокшанск с его сумрачными, "тихими, как могила", улицами, мечтательными модистками и их смиренными кавалерами, блудливыми черницами и буйно хмельными типами. Читательское признание принесла М. повесть "Падение Даира" (1923). В стремит. ритмах, в былинно-торжественной напевности, в патетике общего звучания повести слышатся ритмы гражд. войны.
   Однако методы и приемы худож. освоения новой действительности еще не были найдены. Резкие плакатные краски, декоративность всего полотна, попытки объяснить происходящее с помощью историч. аналогий -- издержки первого приступа к материалу. В центре повести -- романтич. образ "великого кочевья", устремившихся в будущее "множеств". Предчувствием новой грядущей человечности овеян образ сражающегося народа: легенда о млечно-синих долах Даира станет когда-нибудь явью, сбудутся золотые сны. В "Падении Даира" человек поглощен массой, внимание писателя сосредоточено на изображении стихийных сил, развязанных революцией. По мысли автора, революция требует жертвенного отказа личности от самое себя во имя высшего блага масс. В последующих произв. М. отходит от этих взглядов. В центре их -- человек во всем богатстве его духовной жизни. Благо масс поставлено в прямую связь с раскрепощением и развитием личности. Важная веха на этом пути -- рассказ М. "Поезд на юг" (1925). Видное место в прозе 20-х гг. занимает "Севастополь" (1931) -- повесть, по словам писателя, "о некоторых путях и распутьях русской интеллигенции". Здесь показан сложный и трудный путь исканий молодого человека, выходца из среды демократич. интеллигенции, исканий, приводящих его в революц. матросский полк. Худож. своеобразие повести -- в тонком анализе душевного мира мичмана Шелехова. Окружающая героя действительность показана сквозь его восприятие; пафос "Севастополя" в утверждении духовных поисков и освобождении от иллюзий бурж. индивидуализма. Рапповская критика, утверждая, что осн. смысл повести в "разоблачении Шелехова до конца" ("На лит. посту", 1929, No 17), искажала действит. замысел М., стремившегося показать рост личности, обретение нового сознания на путях и перепутьях вздыбленной революцией страны.
   М. -- художник с резко выраженным интересом к социальной жизни общества. Роман "Люди из захолустья" (1937--38) замыкает в творчестве писателя тему судеб рус. захолустья. Время действия романа -- 1929. Недавняя глушь оказывается в центре социальных бурь и небывалых катаклизмов. "Вся Россия с корнями пошла... а спрашивается -- куда?". На этот вопрос М. стремится ответить своим романом. Он изображает становление нового как итог ожесточенной борьбы антагонистич. сил. В книге встает образ потянувшейся к счастью, к радости уездной, захолустной Руси. Этот образ тщательно разработан и глубоко прочувствован. Он помогает яснее услышать грандиозное звучание основной темы книги -- темы труда, мечты и надежд народа, темы сдвинувшейся с места, путешествующей в будущее страны. В противопоставлении догматику и резонеру Зыбину рыцаря революции, "человека для людей" Подопригоры -- одна из главных линий романа. Основное внимание писатель сосредоточил на судьбах обитателей барака строителей в Красногорске, где возводят металлургич. гигант, -- столяра Журкина, деревенского парня Тишки, кастелянши Поли. Роман начинается и кончается сценами, в к-рых читатель видит Журкина. Многое меняется в Красногорске -- вырастает плотина, поднимаются стены цехов, но итоги все же подводит Журкин. Здесь мысль М., выдвигающего мерилом всего происходящего судьбы Журкина, Тишки, Поли, -- обнажена. В своих поисках правды о времени М. останавливает взгляд на этих людях, чтобы вникнуть в то новое, что пришло в жизнь. "Маленький человек" уже не взывает к состраданию. Он не хочет быть "винтиком" какой бы то ни было машины. В сущности, он уже не маленький человек. Он не нуждается ни в опеке, ни в жалости, ни в лести. Ему не нужны дифирамбы -- ему необходимо доверие. Он обретает сознание гражданина. Проза М. преисполнена интереса к подробностям быта, ко всему богатству признаков и примет реального бытия. Но вместе с тем писатель постоянно стремится заглянуть за пределы вещного мира, за пределы быта. М. не любит отвлекаться от обычной жизни человека, но он стремится к обобщениям и это создает глубокий и емкий малышкинский образ. Удовлетворяя желанию читателя видеть и осязать, он постоянно возвращает его к внутр. смыслу всего повествования, к его скрытым импульсам и подводным течениям.
  

Сочинения:

  
   Собр. соч. Под ред. Ф. Гладкова, В. Ермилова и В. Лидина, т. 1--3, М., 1940--47;
   Сочинения. [Вступ. ст. В. Ермилова], т. 1--2, М., 1956.
  

Литература:

  
   Воронский А., Об альманахах "Круга", "Кр. новь", 1923, No 2 (Отрывок из ст. под назв. "Падение Даира" опубл. в его кн.: Лит.-критич. статьи, М., 1963);
   Фадеев А., О "Севастополе". (Рец.], "На лит. посту", 1929, No 6;
   Нельс С., Творчество Малышкина, "Октябрь", 1933, No 2; Усиевич Е., Люди из захолустья". [Рец.], "Лит. критик", 1938, No 7;
   Малахов К., Художник революции, "Новый мир", 1939, No 4;
   Ермилов В., Главное в творчестве Малышкина, "Знамя", 1954, No 12;
   Хватов А., Александр Малышкин, М. -- Л., 1959;
   Крамов И., Александр Малышкин. Очерк творчества, М., 1965;
   Рус. сов. писатели-прозаики. Биобиблиографич. указатель, т. 3, Л., 1964.
  

И. Н. Крамов.

  
   Источник: Крамов И. Н. Малышкин // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 4: Лакшин -- Мураново. -- 1967. -- С. 549--551.
  
  
  
   Малышкин Александр Георгиевич [9(21).3.1892, село Богородское, ныне Мокшанского района Пензенской области, - 3.8.1938, Москва], русский советский писатель. Родился в крестьянской семье. Окончил филологический факультет Петроградского университета (1916). Участник Гражданской войны 1918-20. Ранние рассказы М. (1914-15) рисуют сумрачное и тихое уездное захолустье. Известность М. принесла повесть "Падение Дайра" (1923) - одна из первых в советской литературе попыток осмыслить народный характер революции. Романтическая патетика устремленных в будущее "множеств" - главенствующая нота повести. В повести "Севастополь" (1931) показан сложный путь духовных поисков молодого человека, выходца из низовых слоев демократической интеллигенции, приводящих его в революционный матросский полк. Широкое читательское признание принёс М. роман "Люди из захолустья" (1937-38) - вершина творчества писателя. В романе тщательно разработан и глубоко прочувствован грандиозный образ потянувшейся к новой жизни уездной захолустной Руси. Внимание писателя сосредоточено на строителях металлургического гиганта Журкине, Тишке, Поле, судьбы которых выдвинуты мерилом всего происходящего. Образ рыцаря революции Подопригоры - одно из главных достижений романа. Сочетание романтического пафоса социального переустройства общества с духом глубокого исследования жизни - особенность лучших произв. М. Его книги переведены на языки народов СССР и иностранные языки.
  
   Соч.: Собрание сочинений, т. 1-3, М., 1940-47; Сочинения, т. 1-2, М., 1956.
  
   Лит.: Ермилов В., Главное в творчестве Малышкина, "Знамя", 1954, No 12; Хватов А., Александр Малышкин. Очерки жизни и творчества, М. - Л., 1959; Малахов Н., Об Александре Малышкине, Таш., 1960; Крамов И., Александр Малышкин. Очерк творчества, М., 1965; его же, Александр Малышкин. (От "Падения Дайра" к "Людям из захолустья"), "Новый мир", 1967, No 11; [Меньшутин А. Н.], А. Г. Малышкин, в книге: История русской советской литературы, 2 изд., М., 1967; Русские советские писатели-прозаики. Биобиблиографический указатель, т. 3, Л., 1964.
  

И. Н. Крамов.

   Источник: Большая Советская энциклопедия, издание 3-е.
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru