Мандельштам Юрий Владимирович
"Красная Голгофа"

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


Валентин Франчич
БЕЗУМНЫЙ ЛАМА
Рассказы

   

Юрий Мандельштам

"КРАСНАЯ ГОЛГОФА"

   Несколько месяцев назад, в "Возрождении" был помещен отзыв о первой -- но уже посмертной -- книге нашего соотечественника Валентина Франчича. Это был сборник очерков полуфилософского, полупублицистического порядка, выпущенный на французском языке. Последнее обстоятельство, равно как и несколько случайный отбор очерков, не давали возможности высказать об авторе определенное суждение. Ясно было, что безвременно погибший Франчич был человеком живого ума, и главное -- немалого вкуса и культуры. Но был ли он писателем, в особенности, русским писателем -- сказать было нельзя.
   Сейчас, также на иностранном языке (на этот раз -- немецком) вышел роман Франчича "Красная Голгофа") {Valentin Frantschitsch. Das Rote Golgotha -- Mulhouse, 1938.}. По прочтении его, всякие сомнения отпадают и сожаление о том, что Франчич был неизвестен при жизни, значительно возрастает: он, конечно, был писателем подлинным и одаренным. Таланту его не удалось развиться -- роман написан неровно, рукой явно неокрепшей, неуверенной. Приемы Франчича местами слишком по-ученически очевидны, местами не оправ даны содержанием, сбивчивы. Построение не вполне связное, объективное повествование сбивается то на чисто документальное описание, то на психологическую исповедь. Чувства и мысли героев книги не всегда убедительны, разговоры их растянуты и занимают несоразмерно большое место. Но за всем этим, в романе ощущается живое творческое дыхание, серьезное внутреннее усилие и формальное своеобразие, которое, развившись, могло бы стать действительным мастерством.
   Положительно надо ответить и на второй вопрос, возникший после выхода первой книги Франчича: он был несомненно русским писателем. По-видимому, роман не переведен, а написан непосредственно по-немецки, но по существу это дела не меняет: так писать может только русский человек, знающий русскую жизнь, воспитанный в лоне русской культуры. И не только содержание романа, действие которого происходит в России, создает это впечатление, а весь тон книги и сама писательская манера Франчича. Главные герои его книги -- русские интеллигенты дореволюционного времени, спорящие о социальных проблемах и о том, прав ли был Иван Карамазов; Иван Муравин -- писатель, посещающий петербургские литературные круги поры символизма. Две различных среды, но, по-видимому, Франчичу обе были отлично знакомы и по-своему близки. В отношении формы, литературного "ремесла" он, впрочем, ближе к Толстому, чем к Достоевскому или символистам. Толстовское влияние порой даже чересчур заметно, хотя бы в началах и концовках глав или в диалогах, невольно напоминающих "Войну и мир". Франчич по Толстому учился тому, как пишутся романы, и не успел пробиться сквозь учебу к своему собственному стилю, к личной, неповторимой манере. Но сам выбор учителя и серьезность, с которой Франчич перенимал у него не одни лишь внешние приемы, а и более глубокое отношение к изображению жизни -- гарантия того, что Франчич пробиться бы мог. Проблески авторского своеобразия в книге достаточно очевидны.
   Заглавие романа -- самое неудачное из того, что в нем есть -- отчасти может ввести в заблуждение. По нему ясно, что в книге описана жизнь в советской России (точнее -- первые революционные годы). Но отнюдь не ясен подход Франчича к своей теме. Легко можно заключить, что он, вслед за многими, рисует нам революционные ужасы -- террор, голод -- все то, что в жизни было столь подлинной трагедией, а на бумаге часто превращается в неубедительную мелодраму. На самом деле Франчич свой революционный, подсоветский опыт превратил в опыт прозрения в тайную сущность русской революции. Террор, обыски, голодовки -- лишь фон его повествования, а истинное содержание, истинный ужас его -- в том "омертвении" души, в том призрачном изменении всей жизни, о коем свидетельствовали многие петербуржцы, присутствовавшие при страшной метаморфозе своего города. Роман Франчича носит на себе печать революционного Петербурга, умирающего, ставшего нереальным. В этой перемене облика столицы был не только ужас, но и свое очарование, некая возможность освобождения, духовного преображения, не раз отмеченная в литературе тех лет. Франчич к этой возможности очень чуток. Его картины советской жизни напоминают пронзительные стихи Осипа Мандельштама, может быть, лучшие стихи этого неровного поэта:
   
   Мне не надо пропуска ночного,
   Часовых я не боюсь,
   За блаженное, бессмысленное слово
   Я в ночи советской помолюсь.1
   1 Мне не надо пропуска ночного -- Цит. стихотворение О. Мандельштама "В Петербурге мы сойдемся снова..." (1920), вошедшее в сб. "Tristia" (1922).
   
   В страшной советской ночи, в призрачном мертвом городе, Иван Муравин продолжает свою душевную жизнь. Он любит, сомневается, мучается и его любовь, сомнения, мучения, на фоне революции, приобретают особую значительность. Что приводит его к мысли о самоубийстве -- личная драма, русская действительность или мировое неблагополучие? Как бы то ни было, он не умирает, а духовно преображается. Слова "Бог, вера", бывшие для него ранее мертвыми, вдруг чудесно оживают -- настолько, что он "заражает" ими большевика-матроса. Советский опыт для Муравина закончен -- Франчичу остается, несколько неумело, заставить его перейти границу.
   Наряду с этой основной темой книги, мелькают в ней и бытовые мотивы: многое ярко подмечено и запечатлено Франчичем; отметим хотя бы портреты старых большевиков-интеллигентов -- Луначарского и Зиновьева. Но не эти отдельные находки составляют ценность романа, как и отдельные срывы не отвлекают от главного: от попытки извлечь из "страшных лет России" их тайный, онтологический смысл.
   

Комментарии

   Впервые: Возрождение (Париж), 1939, No 4167, 20 января, за подписью "Ю. М.".
   Ю. В. Мандельштам (1908-1943) -- филолог, поэт, критик, автор ряда изданных в эмиграции поэтич. сборников и др. книг. Погиб в Освенциме.
   
   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru