МАРТЕН дю ГАР Роже [Roger Martin du Gard, 1881--] -- современный французский писатель. Для творчества М. дю Г. характерны узко-интимные темы, полное отсутствие интереса к политическим и общественным проблемам, романтическая тяга к прошлому, стремление найти и запечатлеть его следы в настоящем. Его творческая деятельность по существу начинается лишь с 1920. Самое значительное произведение М. дю Г. -- цикл романов "Семья Тибо" (Les Thibault, P., 1922--1929). Вышло уже 7 томов. Роман в натуралистических тонах рисует историю интеллигентской семьи, проникнутой буржуазными традициями. В разработке индивидуальных семейных взаимоотношений М. дю Г. следует шаблону мещанской беллетристики второй половины XIX в. М. дю Г. является представителем французской буржуазии старой формации. Для него характерны вера в значение "чистой" науки, индивидуализм и расплывчатый либерализм. Лит-ое значение М. дю Г. сильно преувеличено французской критикой.
Библиография:
I.
Весна, Роман, перев. под ред. Г. П. Федорова, изд. "Время", Л., 1925;
Семья Тибо, Роман, перев. под ред. В. А. Зоргенфрея, изд. "Время", Л., 1925;
Братья Тибо, Л., 1929;
Jean Barois, 1913;
Le testament du père Leleu, farce paysan, P., 1920;
La gonfle, P., 1928.
II.
Риза-Заде Ф., Новинки французского романа, "Вестник иностранной литературы", М., 1930, No 3, стр. 194;
Prevost Jean, Roger Martin du Gard, romancier, "La nouvelle revue française", P., 1929, Janvier;
Fernandez Ramon, Les Thibault, "La nouvelle revue française", 1924, Janvier;
Truc Gonzague, Quelques peintres de l'homme contemporain, P., 1926;
Crémieux B., La mort du père, par Roger Martin du Gard, "La nouvelle revue française", P., 1929, Áoût.
А. П.
Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 7. -- М.: ОГИЗ РСФСР, гос. словарно-энцикл. изд-во "Сов. Энцикл.", 1934. -- Стб. 23--24.
Исходный текст здесь: https://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le7/le7-0231.htm
II.
МАРТЕН ДЮ ГАР (Martin du Gard), Роже (23.III.1881, Нёйи-сюр-Сен, -- 22.VIII.1958, Беллем) -- франц. писатель. Происходил из семьи судейских чиновников. Получил образование в Эколь де Шарт -- высшем архивно-историч. уч. заведении. С самого начала творч. пути писателя привлекала проблема становления человеч. личности, формирования характера. В романе Становление" ("Devenir", 1909) М. дю Г. остается в кругу моральных и эстетич. вопросов. Жан Баруа, герой одноим. романа ("Jean Barois", 1913), уже находится в центре обществ. борьбы своего времени. Пафос книги -- в утверждении идеалов демократии и философ. материализма; это проблемный, рационалистич. роман, написанный в диалогич. форме. В фарсах из крест. жизни ("Завещание дядюшки Лелё" -- "Le testament du père Leleu", 1920; "Водянка" -- "La gonfle", 1928) отражен распад человеч. отношений под влиянием золота. Эта тема получает дальнейшее развитие в повести "Старая Франция" ("Vieille France", 1933). В изображении болезненных отношений между персонажами новеллы "Африканское признание" ("Confidence africaine", 1931) и психологич. драмы "Молчаливый" ("Un taciturne", 1932) сказался интерес писателя к фрейдизму.
Гл. произв. М. дю Г. -- многотомный роман "Семья Тибо" ("Les Thibault"), отмеченный Нобелевской премией (1937). Был начат в жанре семейной хроники ("Серая тетрадь", 1922; "Исправительная колония", 1922; "Солнечная пора", 1923; "День врача", 1928; "Сестренка", 1928; "Смерть отца", 1929), к-рая перерастает в политич. роман, в широкую картину франц. действительности нач. 20 в. "Семья Тибо" завершалась в 30-е гг. ("Лето 1914 года", 1936; "Эпилог", 1940), в обстановке демократич. подъема, вылившегося в движение Нар. фронта. Писатель, всегда сторонившийся участия в политич. борьбе, выступает с антивоен. и антифаш. заявлениями. Под пером М. дю Г. рассказ о распаде бурж. семьи становится историей упадка целого класса. Жизн. путь главы семейства Оскара Тибо, пришедшего к полному "очерствению", -- характерный пример того, как бурж. об-во калечит человека. Конечное поражение Оскара Тибо -- крах целой системы обществ. и этич. воззрений. Различным формам эгоизма, индивидуализма писатель противопоставляет идеал естеств., гармонич. человека. В поисках путей внебурж. развития личности М. дю Г. обращается к науке, к творч. труду. Антуан Тибо -- талантливый детский врач, влюбленный в свою гуманную профессию. Но жизнь Антуана протекает в согласии с бурж. об-вом, к-рое тысячами незримых нитей привязывает его к себе. И только в конце 1-й мировой войны отравленный газами, умирающий Антуан находит в себе силы осудить путь компромиссов, примирения с об-вом. Младший из братьев Жак -- бунтарь всегда и во всем. От протеста против семейного деспотизма он приходит к революц. деятельности и трагически гибнет, пытаясь в одиночку преградить путь империалистич. войне. В лице Жака Тибо М. дю Г. создал героич. характер человека, выступающего против бурж. об-ва, против господства сил, развязывающих войны. В сложных, противоречивых образах Жака Тибо и Женни де Фонтанен он утверждает активность человека, направленную к переустройству об-ва на новых началах. В "Лете 1914 года" дается подробное строго документированное описание подготовки 1-й мировой войны империалистич. державами, предательства правых социалистов, крах 2-го Интернационала. Примечательна фигура социалиста Мейнестреля, мастера "левой" фразы. М. дю Г. стремится к максимальной объективности, его герои раскрываются в действии и диалоге. Писателю присущи характерные черты франц. классич. лит-ры: благородный этич. пафос, высокий накал страстей, ясность мысли и четкость ее выражения.
"Семья Тибо" (Ленинград, 1936). Илл. Ф. Мазереля.
В создании крупных человеч. характеров, в умении постигнуть "диалектику души" М. дю Г. опирался на опыт своего любимого автора -- Л. Н. Толстого ("Школа Толстого, а не Пруста", -- по словам М. дю Г.; см. Œuvres complètes, t. 1, P., 1955, p. CXV). В "Семье Тибо" М. дю Г. удалось достигнуть гармонич. сочетания утонч. психологизма с пластич. описанием человека и окружающей среды. В лучших его книгах действительность предстает в непрерывном движении, развитии, обновлении. Творчество М. дю Г. знаменует существ. сдвиги в развитии франц. критич. реализма.
В годы 2-й мировой войны М. дю Г. занимал антифаш. патриотич. позицию. В "Заметках об Андре Жиде" ("Notes sur André Gide", 1951) и "Автобиографических и литературных воспоминаниях" ("Souvenirs autobiographiques et littéraires", 1955) М. дю Г. защищает реалистич. взгляды на иск-во.
Сочинения:
Œuvres complètes, v. 1--2, P., 1955; Les Thibault, Moscou, 1960; R. Martin du Gard et J.-R. Bloch, Correspondance (1909--1946), "Europe", 1963--64, No 413--419/20; в рус. пер. -- Старая Франция, Л., 1934; Жан Баруа, М., 1958; Семья Тибо, т. 1--3, М. -- Л., 1959.
Литература:
Гальперина Е., "Семья Тибо" Р. Мартен дю Гара, "Интерн. лит-ра", 1940, No 11--12;
Дынник В., "Семья Тибо" и традиции реализма, "Нов. мир", 1958, No 12;
Зонина Л., О почтительном произволе (Наследие Р. Мартен дю Гара и его толкователи), "Ин. лит-ра", 1958, No 12;
Мотылева Т., Иностр. лит-раи современность, М., 1961;
Декс П., Размышления о методе Р. Мартен дю Гара, в кн.: Декс П., Семь веков романа, пер. с франц., М., 1962;
История франц. лит-ры, т. 4, М., 1963;
Наркирьер Ф., Роже Мартен дю Гар. Критико-биографич. очерк, М., 1963; Роже Мартен дю Гар. Биобиблиографич. указатель. [Сост. А. В. Паевская, М.], 1958;
Lalou R., Roger Martin du Gard, P., 1937;
Rice Howard C., Roger Martin du Gard and the world of the Thibaults, N. Y., 1941; Borgal C., Roger Martin du Gard, P., 1957;
Gibson R., Roger Martin du Gard, L., [1961];
Descloux A., Le docteur A. Thibault..., P., 1965;
Genton R., La méthode de R. Martin du Gard, "La nouvelle critique", 1965, févr., No 163;
Prévost C., Sur quelques problèmes de méthode, там же.
Ф. С. Наркирьер.
Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 4: Лакшин -- Мураново. -- 1967. -- С. 657--659.
Исходный текст здесь: https://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke4/ke4-6572.htm