Мейерхольд Всеволод Эмильевич
Гастроли Мейерхольда в Драматическом театре. Второй вечер: "Лес" Островского

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   Мнемозина: Документы и факты из истории отечественного театра XX века / Вып. 4. М.: Индрик, 2009.
   

Гастроли Мейерхольда в Драматическом театре. Второй вечер: "Лес" Островского

Düsseldorfer Zeitung. [около 1 мая] 1930

   Вероятно, что эта мейерхольдовская постановка Островского является в смысле актерского искусства его самым эластичным, самым свободным и одновременно самым собранным спектаклем. Свободным потому, что всё в нем -- бурное, насыщенное хорошим настроением ощущение ситуации! Собранным потому, что эта турбулентность подается с восторгающей точностью! Постановка 1924 года -- и ничего еще в ней не развалилось! Она выглядит свежо, и с обретенной уверенностью стала еще более само собой разумеющейся!
   Характерно: Таиров пришел к своей наиболее русской форме с "Грозой" Островского {На гастролях Камерного театра в Германии "Грозу", имевшую огромный успех, показывали дважды: в 1925 и 1930 гг.}. Мейерхольд же -- с "Лесом" того же Островского! Таиров раскрыл на нем свою стилизацию, Мейерхольд -- свой самый раскрепощенный, самый наивный игровой театр! Еще двадцать лет назад Станиславский играл русского классика Островского как бытовую драматургию. Сегодня Таиров и Мейерхольд рассматривают его эпически. Это похоже на перемену взгляда, произошедшую в Германии, например, в интерпретации Шекспира. На первом плане действие. Оно развертывается. Освобождается! Показывается во всей возможности своего развития!
   Вот что завораживает в спектакле: он вышел за рамки программных установок первых лет построения нового общества и не стал судорожно-политическим! В нем мало "актуального", революционного Мейерхольда. Он ориентируется на обновление старого русского классика. Но через его точность, через его эластичный стиль проходят все актерские реформы, которые пережил русский послереволюционный театр, а именно в самой свободной и естественной форме. "Рычи, Китай!" развалился. Выигрышны были лишь сцены с кули! "Лес" -- это цельное достижение. В нем актерское настроение стало стилем!
   В отношении декоративном! В пространственном! И в игровом! Все сводится к одному абсолютному общему знаменателю. Декорации являют собой не бытовую среду, а помост для игровых нюансов. Лестницы, "гигантские шаги", качели! Все монтируется в диалог как игровые акценты!
   Может быть, в этой постановке, несмотря на ее конструктивистские рамки, мы будем жалеть об отсутствии Мейерхольда -- программного революционера. В свежести и точности этого притчевого упоительного представления он как режиссер представлен как нельзя лучше. Никто уже не думал о программах. Ибо всех заворожил юмор. С ним победили. Было много оваций при открытом занавесе.
   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru