Кнопф Юлиус
Второй провал Мейерхольда. "Рычи, Китай!" в Театре на Штреземаннштрассе

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   Мнемозина: Документы и факты из истории отечественного театра XX века / Вып. 4. М.: Индрик, 2009.
   

Юлиус Кнопф. Второй провал Мейерхольда. "Рычи, Китай!" в Театре на Штреземаннштрассе

Berliner Börsen-Zeitung,
5. April 1930

   Первый гастрольный спектакль был провалом. Мейерхольд пытался обосновать очевидный провал тем, что старая комедия Гоголя "Ревизор" не предлагает подходящей основы для раскрытия его современного постановочного искусства. Его искусство и его ремесло могут раскрыться якобы только в современных пьесах. Понятно то напряжение, с которым ожидали мейерхольдовских режиссерских откровений в пьесе о рычащем Китае <...>
   Процедура казни двух кули совершается у всех на виду. И тут уж ради благородной миссии Советов готовы показать все: и виселицу, и крест, и клобук на головах осужденных, и как завязывают веревку на шее. Все это Мейерхольд изображает с мучительной основательностью. В своем супернатурализме, модернизированном мейнингенстве он не упускает ни малейшей подробности вздергивания на виселицу.
   Но странно! В зале нет слез, наоборот, зрители не могут сдержать легких смешков <...> Быть может, эта сцена с ее явно антирелигиозной тенденцией в Москве воспринимается трагически. Быть может. Рычит не только Китай, но и большевик. И его рычанье означает: таковы попы-лицемеры, эксплуататоры, беспощадные убийцы, дьяволы.
   И еще один висельник предстает перед зрителем: на двери капитанской рубки вешается маленький бой. Из бессловесного протеста против бесчеловечности европейцев <...>
   Хорошо, что мы в Германии свободны от такого обычая. Ибо -- под воздействием мейерхольдовского спектакля -- вздергивание на виселицу самого себя стало бы требованием момента.
   Еще более бессмысленна, чем в "Ревизоре", эта манера китайской гравюры <...> В спектакле Мейерхольда не чувствуется ни одного душевного движения. Мейерхольд довольствуется постановкой живых картин, чаще всего подобно театру марионеток. Конечно, некоторые картины отличаются живописной прелестью <...> Спектакль увяз во внешних эффектах. Не хватало электрической искры и теплоты. Со сцены веяло академической трезвостью.
   И это несмотря на то, что все тридцать актеров на сцене были бесподобны. Каждый индивидуальность. Типажи китайцев отличались ошеломляющей простотой. <...>
   Аплодисменты лишь к финалу переросли в овацию. Мейерхольд получил букет огненно-красных цветов.
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru