Самарин Р. М.
Мильтон

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Из Краткой литературной энциклопедии.


   Р. М. Самарин.

МИ́ЛЬТОН,

   Милтон (Milton), Джон (9.XII.1608, Лондон, -- 8.XI.1674, там же) -- англ. поэт. Сын нотариуса, близкого к пуританским кругам. Учился в школе св. Павла у пуритански настроенных педагогов, в 1632 окончил ун-т в Кембридже, получив степени бакалавра и магистра иск-в. Там и началась его лит. деятельность -- соч. философ. характера, написанные по-латыни, а также англ. и лат. стихи. Уже в эти годы видна близость Мильтона к пуританской поэзии. В течение неск. лет М. жил в небольшом имении Хортон, углубляя свое образование. Здесь создан лирич. диптих -- два стихотворения "L'allegro" ("Жизнерадостный") и "Il penseroso" ("Задумчивый"), дополняющие друг друга; там же написана "маска" -- драматич. поэма "Комус" ("Comus") -- аллегория борьбы целомудрия с пороком, богатая великолепными картинами англ. природы. В 1638 впервые в печати появилось стих. М. "Люсидас" ("Lycidas") -- элегия, полная намеков на религиозно-политич. борьбу в Англии.
   В 1639 М. жил в Италии. Он прославился среди итал. гуманистов как ученый и поэт. Очевидно, политич. кризис, в к-ром находились итал. страны в это время, и засилье феодально-католич. реакции сильно повлияли на М., углубили его политич. симпатии к пуританам. В 1640 он поспешил вернуться на родину, чтобы выступить против т. н. епископальной церкви: борьба против нее была прелюдией борьбы против монархич. строя, разразившейся в 1642. В 1645 в разгар гражд. войны вышла книга стихов М. В 1640--50-х гг. М. завоевал широкую известность как выдающийся публицист эпохи англ. бурж. революции. Особенно значительны по содержанию и блестящей полемич. форме его "Ареопагитика" ("Areopagitica", 1644, рус. пер. 1907) -- речь в защиту свободы революц. печати, и кн. "Иконоборец" (назв. дано по-гречески -- "Εικονοκλάστης", 1649), обосновывающая осуждение и казнь короля Карла I как изменника и гос. преступника. В двух "Защитах английского народа" ("Pro populo Anglicano defensio", 1650 и 1654) М. выступил как поборник суверенитета англ. республики и противник феод. реакции. Сторонник индепендентов, М. в течение ряда лет вел междунар. гос. переписку О. Кромвеля. Вместе с тем М. был далек от преклонения перед лордом-протектором и не раз высказывал тревогу по поводу положения дел в Англии, где против диктатуры Кромвеля поднимались то левеллеры, то диггеры. Постепенно М. отходит от участия в политич. полемике. В конце 1650-х гг. он пишет пространный трактат "О христианской доктрине" ("A treatise on Christian doctrine"), примечательный глубокими отклонениями от христ. догмы, а также "Историю Британии" ("The history of Britain", 1670), в к-рой заметна открытая тираноборч. тенденция. Незадолго до падения республики М. выступил с последними своими трактатами, в к-рых оплакивал крах респ. строя и предостерегал народ от Реставрации. К 1640--1650-м гг. относятся переводы псалмов и группа сонетов М., навсегда закрепившая за ним почетное место в истории этого жанра.
   В первые годы Реставрации М. грозила суровая расправа. Избежав тюрьмы и смерти, он вел уединенную жизнь. Его бедствия усугубились слепотой. Но оставшиеся годы жизни стали периодом напряженного поэтич. творчества. Именно теперь был осуществлен давний замысел -- созданы поэмы "Потерянный рай" ("Paradise lost", 1667) и "Возвращенный рай" ("Paradise regain'd", 1671), тесно связанные, но во многом и отличные друг от друга. Пользуясь библейским материалом, М. создал поэмы, полные животрепещущего актуального смысла. В первой из них поставлен и решен вопрос о праве человека на поступок, нарушающий мораль, освященную богословием. М. говорит о закономерности такого восстания против самого бога. Мятежный образ Сатаны, при всем противоречии, к-рое проявил христианин М. в оценке его действий, титаничен и глубоко привлекателен, как и образы людей, нарушающих божью заповедь. Им уступают по художественности образы бога и его сына. Противоречия, к-рыми богата поэма, говорят о сложном духовном развитии М.: гуманист, близкий к просветит. идеям, боролся в нем с индепендентом, послушным религ. доктрине. Вторая поэма М. значительно слабее, но и в ней звучит идея борьбы против победившей Реставрации, воплощенная в библейских образах. Творч. путь М. закончен блестящей трагедией "Самсон-борец" ("Samson Agonistes", 1671, рус. пер. 1911) -- образцом героико-драматич. произв., славящего неисчерпаемые силы нар. сопротивления. Глубоко народный образ Самсона -- одно из великих достижений лит-ры 17 в.
   Сложная творч. эволюция М. шла от традиций позднего Ренессанса к выработке самостоят. стиля, в к-ром намечается общая классицистич. тенденция, наиболее ясно выраженная в "Самсоне-борце". В нем можно видеть один из первых образцов революц. классицизма. Однако классицистская линия в поэмах М. нередко затруднена и заслонена бурной фантазией поэта, своеобразными принципами обобщения, в к-рых большую роль играют сложные образные структуры аллегорич. характера. Опираясь на елизаветинские традиции англ. поэзии 16 в., М. создал новый поэтич. мир, нашел новые возможности эпич. стиха. Всеобщее признание М. относится к 18 в. Но вплоть до 1830-х гг. его воздействие можно проследить в развитии европ. поэзии. Великого англ. поэта знали и высоко ценили в России 18--19 вв., и сам М. проявил интерес к России, к-рой посвящено его соч. "Краткая история Московии" ("Brief history of Moscovia", 1682, рус. пер. под назв. "Московия Джона Мильтона", 1875).
  

Сочинения:

   The works, v. 1--8, N. Y., 1931--38; в рус. пер. -- Потерянный и возвращенный рай, СПБ, 1899.
  

Литература:

   Луначарский А. В., Собр. соч., т. 4, М., 1964, с. 164;
   Соловьев Е., Мильтон, его жизнь и лит. деятельность, СПБ, 1894;
   История англ. лит-ры, т. 1, в. 2, М. -- Л., 1945;
   Кон И. С., Дж. Мильтон как социально-политич. мыслитель, "Вопр. философии", 1959, N l;
   Самарин Р. М., Творчество Джона Мильтона, М., 1964;
   Masson D., The life of John Milton, v. 1--7, Camb., 1859--94;
   Bridges H. S., Milton's prosody, Oxf., 1921;
   Hanford J., Milton handbook, N. Y., 1926;
   Saurat D., Milton et le matИrialisme ChrИtien en Angleterre, P., 1928;
   его же, Milton. Man and thinker, L., 1946;
   Parker W., Milton's debt to Greek tragedy in "Samson Agonistes", Balt., 1937;
   Whiting G. W., Milton's literary milieu, Chapel Hill, 1939;
   Tillyard E. M., Milton, L., 1959;
   Muir K., John Milton, L., 1961;
   Bush D., English literature in the earlier XVII century, Oxf., 1962;
   Wolfe D., Milton in the Puritan revolution, L., 1963.
  
   Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 4: Лакшин -- Мураново. -- 1967. -- С. 838--840.
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru