Орест (Όρέστης) -- сын Агамемнона и Клитемнестры. Матереубийство, совершенное О. в отмщение за насильственную смерть отца, его душевные муки, разлад его с богами и умоисступление, под тяжестью сознания вины -- все это много раз служило для афинских драматургов сюжетом трагедии. Трилогия Эсхила ("Агамемнон", "Несущие возлияние девушки" и "Евмениды") носит название Орестии. Преследуемый призраком убитой матери и гонимый фуриями, О. Эсхила находит примирение с совестью и с богинями мщения только при участии богов -- Аполлона, Афины, Зевса. В композиции Эсхила господствующая мысль -- неизбежность божеского возмездия за преступления. В трагедии Софокла "Електра" О. является убежденным в правоте своего дела карателем Клитемнестры и Эгисфа, за невинно погибшего героя Агамемнона; сам Аполлон призывает его ко мщению. У Еврипида, в трагедии "Орест", центр тяжести переносится в сферу душевных состояний, непосредственно следующих за погребением убитой матери. О. бессилен освободиться от терзающего сознания своей вины; ум его помрачен; "подобные ночи три женщины", его преследующие, представляются самому герою голосом возмущенной совести; он шесть дней не принимает пищи, не обмывает тела; временами сознание О. проясняется, и он плачет; при малейшем напоминании о матереубийстве он испытывает тревогу, видит грозные призраки, верит в их реальность; в такие моменты он заклинает Електру не выпускать на него женщин с кровавыми глазами, со змеями в волосах; он гонит от себя сестру, принимая ее за одну из фурий, требует лук Аполлона, чтобы стрелами отразить страшных Эринний. Только сон, чуткий и тревожный, приносит О. кратковременное успокоение. Он убежден, что пожирающая его болезнь -- не более, как муки совести; он умоляет Пилада скрыть от него могилу матери; при виде отца Клитемнестры, Тиндарея, в нем пробуждается мысль о матери, и он уверен, что сам отец, за которого он мстил, заклинал бы его, если б мог, не убивать матери. Самый акт матереубийства, как он изображен Еврипидом в трагедии "Електра", совершен Орестом против воли, по настоянию сестры; он вонзил нож в материнскую грудь, закрыв лицо плащом, подталкиваемый Електрой, и укоряет сестру за то, что она принудила его совершить такое злодеяние. В конце трагедии Диоскуры осуждают божество за его поведение, обращенное к детям Агамемнона и Клитемнестры, и одного Аполлона называют ответственным за все случившееся. Судьба О. послужила сюжетом нескольких новейших трагедий (Кребильона, Вольтера, Альфиери, Суме и др.). Ср. Patin, "Etudes sur les tragiques grecs" (II и III); Мищенко, "Опыт по истории рационализма в древн. Греции" (К., 1881).
Ф. Мищенко.
Источник текста: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, т. XXII (1897): Опека -- Оутсайдер, с. 138.