Мочульский Константин Васильевич
Поэзия народа

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


Константин Васильевич Мочульский

Поэзия народа

   Профессор В. В. Сиповский, написавший много книг по истории русской литературы, понял, наконец, что он бродил во мраке. Загорелась заря коммунизма -- и он прозрел. Интеллигент, некогда объяснявший в своих учебниках, что Татьяна есть идеальный тип русской женщины, что Гоголь знаменит своим реализмом, вдруг ударил себя в грудь, отрекся от своего темного буржуазного прошлого и спешно превратился в "буревестника". С озлоблением, неожиданным для учителя словесности, проклинает он разложившееся интеллигентское искусство, упавшее до Брюсова и Блока -- славословит великую пролетарскую поэзию. Он пишет вдохновенное исследование о новых рабоче-крестьянских поэтах, сильных и здоровых, несущих новую жизнь и новую литературу [Проф. В. В. Сиповский. Поэзия народа. Пролетарская и крестьянская лирика наших дней. Книг-во "Сеятель". Петроград].
   Схема развития нашей словесности у профессора Сиповского привлекательно проста. Сначала была поэзия "массовая" или "соборная", потом на этой древней "первобытной поэзии" "стала нарастать" другая -- "поэзия индивидуализма" -- она же "поэзия интеллигентская". Первая -- подлинная, ибо ее творит душа народа, вторая -- ложная и беспочвенная, ибо личность оторвалась от массы. Царство псевдолитературы продолжалось примерно с 15-го века до большевистской революции. Какое долгое недоразумение!
   Наконец, интеллигентская литература поняла свою ошибку и стала себя изживать.
   "Отравленная ядовитыми напитками Монмартра (!!) она то прильнет жадными устами к "поэзии земли", то пытается свою истощенную чахоточную грудь оживить молодыми восторгами "бури и натиска" пролетарской поэзии. Тщетны усилия. Она не оживет, а больными устами своими только заражает поэзию здоровой жизни".
   Кающийся интеллигент -- одно из самых жутких явлений русской действительности: в неистовстве топчет он свои недавние кумиры, кликушествует, сквернословит и надрывается.
   Образно изображает Сиповский "декаданс" интеллигенции: Бальмонт "вдруг затрепыхался как засыпающий окунь в корзине. Затрепыхался и обессилел". Блок "остановился на перекрестке и в воротник упрятал нос. Куда идти? Где спасенье? Вдруг "трах-тарах-тах-тах" Петруха выпалил в Катьку -- "незнакомку, падучую звезду". Вот тебе и "нечаянная радость". Вот тебе и прогулка по Невскому" и т. д.
   Так же глумится он и над З. Гиппиус, Сологубом, Брюсовым. "Крохоборство", "трупный запах", "кривляние" и пр. Этому кладбищу противопоставляется поэзия жизни -- великое "творчество коллектива". Интеллигенты были личностями -- погибли на Монмартре, пролетарские поэты -- безличны, и в этом их гениальность. Теперь сам народ сочиняет стихи.
   Далее идут монографии -- гимноподобные -- об отдельных массовых поэтах. Ограничимся немногими цитатами.
   1. Филипченко "самый напряженный, самый трагический певец среди пролетарских поэтов. Он -- пророк, суровый и пр. Он преисполнен возвышенным пафосом... Титанический размах фантазии" и т. д.
   
   Как на жертвенниках тела и крови святые сосуды
   Матерей утробы святые
   Жизни рождают на века молодых, --
   Жизни для смен поколений прохожих
   Всюду и всюду!
   
   2. Гастев. "Ординален своим стилем. Пишет ритмической прозой. Это выходит очень красиво. Настоящий поэт".
   Новое било, мятежное звало, шумное бурное дерзко будило
   До блесков пурпурных зари, до криков надсадных гудка поднялся
   Искал я и слушал, тревогу хотел разгадать, сердца хотел я понять перебои.
   
   3. Садофьев. "Один из талантливейших поэтов нашего времени, прекрасно владеющий стихом".
   "Великий Хам":
   Все палаты, все чертоги,
   Учрежденья,
   Управленья
   Поломал -- загрязнил.
   Все притоны красоты,
   Ткани дерзостной мечты осквернил!
   
   4. Кириллов. "Поэт большой экспрессивности. Диапазон его творчества широк -- сказки его то "багряные", "приподымающие настроения", то "вешне-голубые".
   Бог:
   Увидит мир иной --
   Скажет с грустью и тоской:
   "Люди сами стали боги!"
   И уйдет в свои чертоги --
   На покой...
   
   5. Герасимов. "Резко выраженный индивидуалист". Неожиданно! А как же коллектив и массовая душа? Оказывается, что "поэт жизни" скромно подражает мертвенному интеллигенту Брюсову!
   
   Хорошо он про себя:
   Родила на заводе зычном
   Меня под машиною мать.
   Пламень жгучий и хлесткий
   Надо мною свисал!
   Я электрическую соску
   Губами жадно присосал.
   
   После этих перлов новой поэзии профессор В. Сиповский заканчивает: "Неоспоримое торжество марксизма, этой новой религии, которой суждено сменить все прежние -- вот сущность миросозерцания, воодушевляющего эту поэзию. И то обстоятельство, что эта поэзия -- создание трудового народа, -- гарантия ее неувядаемой силы".

Примечания

   Впервые: "Звено", No 122 от 1 июня 1925.

--------------------------------------------------------------------

   Источник текста: Кризис воображения. Статьи. Эссе. Портреты / Константин Мочульский; Сост., предисл., прим. С.Р. Федякина. -- Томск: Водолей, 1999. -- 415 с.; 21 см.
   
   
   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru