Мочульский Константин Васильевич
Г. Федотов. "Стихи духовные"

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    (Русская народная вера по духовным стихам). YMCAPress. Paris. 1935.


Константин Васильевич Мочульский

Г. Федотов. Стихи духовные.

(Русская народная вера по духовным стихам). YMCAPress. Paris. 1935.

   У нас существует большая литература, посвященная духовным стихам. Начиная с П. В. Киреевского, историко-литературная школа ученых много работала над собиранием и изучением этих драгоценных памятников русского фольклора. Направление всей исследовательской работы было дано замечательным трудом А. Н. Веселовского "Разыскания в области русских духовных стихов". Но ученые XIX века занимались исключительно сюжетным материалом стихов и их книжными источниками. При такой сравнительно-исторической точке зрения вопрос о религиозном содержании памятников даже не поднимался.
   Работа Г. Федотова является первой попыткой, на основании духовных стихов, выяснить религиозное миросозерцание русского народа. Ему принадлежит инициатива нового задания и нового метода, плодотворность которых несомненна. Работая над известным и, казалось бы, детально изученным материалом, автор приходит к выводам, которые могут поразить своей неожиданностью и заставят задуматься над привычными оценками "русской души" и "русского духа".
   Народная вера, нашедшая свое выражение в духовных стихах, во многом не совпадает с церковным православием. Народ плохо знает св. Писание: он черпает свое вдохновение из житий святых и апокрифов, церковных песнопений и иконописи. Поэтому народная догматика беднее и неустойчивее церковной: имя Св. Троицы воспринимается народом как имя женской божественной сущности и таинственно связывается с Богородицей.
   В духовных стихах образ Христа -- Спасителя и Искупителя -- совершенно заслонен образом Христа -- царя, владыки и грозного судии. Он оставил миру свой закон, "книгу", по которой будет судиться род человеческий. Г. Федотов справедливо сопоставляет народный образ Христа с распространенной на Руси иконой Господа Вседержителя, "Пантократора": народ не знает "кенотического" Христа, закрывает глаза на Его страсти и жертву за мир. Как объяснить это искажение Христова Лика? Автор предлагает крайне интересную догадку: эпоха, в которую расцвели духовные стихи, -- характеризуется преобладанием иосифлянского направления Московском благочестии: законничество и обрядность давили на религию жертвы и любви; власть Бога сближалась властью царя в период роста московского самодержавия, и подавленная этой ложной, официальной христологией, народная религиозность ищет образ любящего и страдающего Христа в Его святых.
   Можно ли распространить эти выводы на весь русский фольклор и утверждать, что народ вообще не знал образа Спасителя непосредственно, а видел Его только в преломлении агиографии? Окончательный ответ будет возможен только тогда, когда за частным исследованием Г. Федотова последуют исследования всего русского народного творчества с указанной им религиозной точкой зрения. Но, кажется он сам не склонен приписывать своему выводу всеобщего значения. Духовные стихи отражают настроения не всей народной массы, а лишь "близкого к церкви слоя народной полу-интеллигенции". "В народной сказке или в "легенде", -- пишет он, --...мы найдем иной образ Христа, доброго и человечного, близкого к народу, того странника по миру русской земли, о котором говорят известные стихи Тютчева".
   Изучение "народной веры" на основании всего фольклора насущно необходимо. Ведь вопрос ставится о смысле и оправдании всей русской религиозной философии. Правы ли были славянофилы в своем учении о народе, прав л и был Достоевский, утверждая, что русский народ знает живой образ Христа и только Его и знает?
   Не менее важны и значительны выводы автора в связи с народной верой в Богородицу и с "софийным" чувством Матери-Земли. "Если называть софийнои. -- пишет он, -- всякую форму христианской религиозности, которая связывает неразрывно божественный и природный мир, то русская народная религиозность должна быть названа софийной". Народ чувствует божественную основу мира: весь мир освящен кровью Христа и слезами Богородицы, пронизан Святым Духом.
   Народной космологии противостоит мрачная народная эсхатология. Религиозный и художественный гений народа особенно проявился в повествованиях о Страшном Суде. "Страшный Суд, -- пишет Г. Федотов, -- источник не удовлетворения, а ужаса. Ужас безвыходный, не знающий искупления, проходящий сквозь всю русскую Божественную Комедию". Все народное творчество глубоко пессимистично: земная жизнь -- мука, загробное существование -- ад, идеал святости -- отречение и страдание.
   Г. Федотов прав, говоря: "Как мало мы знаем наш народ" -- Область народного творчества и доныне для нас "земля неведомая". Первая его разведка в эту страну -- плодотворна и своевременна.

Примечания

   Впервые: 'Современные записки', 1936, No 61.

--------------------------------------------------------------------

   Источник текста: Кризис воображения. Статьи. Эссе. Портреты / Константин Мочульский; Сост., предисл., прим. С.Р. Федякина. -- Томск: Водолей, 1999. -- 415 с.; 21 см.
   
   
   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru