Монтень, Мишель (Montaigne) -- один из величайших французских писателей (1533--1592). М. был верующим католиком, но, вместе с тем, искренним и убежденным приверженцем веротерпимости и в век всяких религиозных преследований смело выступал в защиту еретиков и евреев. В своих знаменитых "Essais" (I, гл. XL) он с содроганием говорит об инквизиции Иоанна Португальского и о преследовании им евреев. Как утверждает Мальвезен в своей книге "Michel de Montaigne, son origine, sa famille" (1875), M. был еврейского происхождения: его мать Антуанетта была дочерью Пьера Лопеса или Лупеса (см.) и 15 января 1328 г. вышла замуж за Эйкема (Ayquem), сеньора М.
6
Источник текста: Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона, том 11: Миддот --- Община, стлб. 266.
II.
МОНТЭНЬ Мишель [Michel Eyquem, seigneur de Montaigne, 1533--1592] -- знаменитый французский писатель-гуманист. Происходя из семьи одворянившихся бордоских купцов, М. наследовал должность отца в палате сборов [1554], а после ее упразднения стал членом Бордоского парламента [1557]. В 1570 перешел из "дворянства мантии" в "дворянство шпаги". Несмотря однако на кипевшую во Франции гражданскую войну, М. так и не извлек своей "шпаги" из ножен, а мирно прожил 9 лет в своем поместьи, окруженный книгами. Итогом его занятий явились первые две книги "Опытов" (Essais, Бордо, 1580). В 1580--1581 М. путешествовал по Германии, Швейцарии и Италии. В 1581 был избран мэром Бордо, в 1583 -- переизбран вторично. За время своей 4-летней магистратуры М. играл видную роль в политической жизни Южной Франции, к-рая была центром кальвинистского антимонархического движения.
Несмотря на свое уменье лавировать между враждебными станами, М. был в 1588 ненадолго посажен в Бастилию вожаками "Святой лиги" (католическая феодальная партия, которой руководил испанский король Филипп II). В Париже Монтэнь выпустил первое полное издание "Опытов" [1588] -- свода разнообразнейших размышлений по вопросам философии, истории, политики, религии, морали, естественных наук и т. д.
Хотя М. стыдился своего буржуазного происхождения и кичился недавно приобретенным дворянским званием, тем не менее объективно он был самым ярким выразителем мировоззрения поднимающейся французской буржуазии конца XVI в. Горячее жизнелюбие и оптимизм, любовь к античности, страстная жажда знания, стремление познать действительность во всех ее проявлениях -- все эти черты раннего буржуазного мышления, характерные для гуманистов (см.), налицо в "Опытах". Сюда присоединяется крайняя независимость суждений М. -- черта, характерная для авангарда поднимающегося класса, -- стремление вскрыть причины и корни ходячих заблуждений и предрассудков. Грандиозная ревизия накопленного человечеством культурного багажа и является основной задачей "Опытов". Религиозно-гражданские войны конца XVI в., подрывавшие производительные силы страны, грозившие гибелью всем культурным завоеваниям Ренессанса, заставили гуманистов отказаться от боевого наступления на феодально-монашескую культуру, характерного напр. для Рабле (см.), и перейти к тактике обороны и критического пересмотра накопленных культурных ценностей. Метод этого пересмотра у М. -- метод эмпирического наблюдения и скрупулезного анализа внешнего мира и собственной личности -- вытекает из его позитивного буржуазного мышления, чуждого традиционной метафизике. Сложнейшие перипетии классовой борьбы его эпохи, в процессе к-рой феодальные реакционные элементы то и дело смыкались с отсталыми группами буржуазии и выступали под знаменами буржуазного кальвинизма, внушали Монтэню мысли о непрочности человеческих воззрений, слабости разума, обманчивости чувств, недостоверности знания. Но в условиях своего времени, когда твердыни феодально-церковной идеологии еще были далеки от падения, направленный против всякой метафизики скептицизм Монтэня идеологически подрывал феодально-церковную культуру с ее потусторонней истиной и утверждал культуру буржуазную с ее земными, позитивными нормами. Сочетая в себе элементы эпикурейства и стоицизма, мировоззрение М. в принципе враждебно христианству. Правда, вследствие незрелости сознания своего класса М. скатывался подчас к релятивизму в вопросах права и морали, отдавая дань той растерянности, которая овладела его классом перед лицом феодальной реакции, но все же в основном деятельность М. сыграла разрушительную в отношении феодальных устоев, действенно-прогрессивную роль. В этом -- своеобразие его скептицизма, глубоко отличающее его от скептиков эпохи буржуазного загнивания, так часто прикрывающихся его именем.
Противоречивая и во многом непоследовательная система воззрений М. находит необычайно яркое выражение в его писательской манере. Для изложения своих мыслей М. создал особую форму фрагментно-мозаичных записей, произвольных по объему, абсолютно свободных в выборе и размещении материала, целиком подчиненных капризному ходу его мыслей. Игривая, легкая и изящная манера письма М. напоминает непринужденную беседу с читателем на разнообразные, подчас очень серьезные и глубокие темы. Эта беседа оживляется небольшими рассказами, анекдотами, историческими воспоминаниями, цитатами из древних и новых (преимущественно итальянских) писателей. Создавая такую форму, Монтэнь отмежевывается от старой, схоластической, педантической трактовки научных вопросов и закладывает основу новой буржуазно-светской манеры, отмеченной характерным для буржуазной психики индивидуализмом. Громадный успех "Опытов" и многочисленные подражания им во Франции и за ее пределами способствовали канонизации созданного М. жанра эссе (см.), к-рый, не имея определенных законов композиции, стал излюбленной формой свободной трактовки любых тем общего характера и подготовил почву для возникновения новейшего фельетона (см.).
Роль М. в истории французской лит-ры громадна. Последний гуманист, он прокладывает путь классической лит-ре XVII в., отразившей следующую ступень в развитии буржуазного мышления (см. "Классицизм"). Не говоря уже о таком общем мировоззренческом принципе классицизма, как рационализм, даже воззрения классиков на лит-ый язык и стиль предвосхищены М.
Не менее обширно было и влияние М. за границей. В Англии по стопам М. шел Френсис Бэкон, основатель буржуазной эмпирической философии, воспринявший у М. также его жанр эссе (ср. "Опыты политики и морали" Бэкона, 1597). Наряду с Бэконом влияние М. испытал также Шекспир, который вложил многие его мысли в уста Гамлета (о различиях в скептицизме Гамлета и М. см. "Гамлет") и позаимствовал из главы о каннибалах ("Опыты", кн. I, гл. XXX) материалы для куплетов Гонзало в "Буре" (д. II, сц. I). Весьма широкое влияние оказал М. также в Германии, Италии, Испании. Его признавали своим духовным предком Гёте, который был ближе к подлинному М. в свой бурный антифеодальный период, почерпая в нем аргументы против юнкерско-абсолютистского режима, и Ницше, в восприятии которого скептицизм М. получил иную классово-идеологическую направленность (см. "Ницше").
Библиография:
I.Русские переводы:
Опыты Михайлы Монтаниевы, перевод Сергея Волчкова, П., 1762 (небольшая часть подлинника);
Опыты, перев. В. П. Глебовой, "Пантеон литературы", 1891, NoNo 3, 6, 1892, NoNo 2, 3, 9--12;
Рабле и Монтэнь, Мысли о воспитании и обучении, М., 1896.
В оригинале лучшие издания:
Leclerc V., 3 vv., 1826--1828;
Garnier, 4 vv., 1865--1866;
Exemplaire de la Bibl. Municipale de Bordeaux, publ. p. Strowski, Gébelin et Villey, 4 vv., Bordeaux, 1906--1920;
P. Villey, 1922--1923;
"Journal de Voyage en Italie", éd. crit. par Lautrey, P., 1900; Lettres inédites, publ. p. Feuillet de Conches, 1863.
II.
Л-кий (Лучицкий) И., Очерк развития скептической мысли во Франции, "Знание", СПБ, 1873, No 11;
Лансон Г., История французской литературы, т. I, М., 1896;
Мережковский Д. С., Вечные спутники, изд. 3-е, СПБ, 1907; Сперанский В. Н., Общественная роль философии, т. I, 1913;
Шкловский В., Фельетон и эссе, сб. статей "Фельетон", изд. "Academia", Л., 1927;
Stapfer P., Montaigne, Paris, 1905;
Faguet E., XVI siècle, P., 1893;
Guizot G., Montaigne, études et fragments, 1899;
Strowski F., Montaigne, P., 1906;
Villey F., Les sources et l'évolution des essais de Montaigne, P., 1908.
III.Lanson G., Manuel bibliographique de la littérature française moderne, P., 1925.
С. Мокульский
Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 7. -- М.: ОГИЗ РСФСР, гос. словарно-энцикл. изд-во "Сов. Энцикл.", 1934. -- Стб. 467--470.
МОНТЕНЬ (Montaigne), Мишель де (28.II.1533, замок Монтень, --13.IX.1592, там же) -- франц. философ и писатель. Род. в семье потомка гасконских буржуа, ставших дворянами. Получил домашнее классич. образование, окончил коллеж, изучил право. Занимал в г. Бордо юридич. должность, дважды избирался мэром. Вел переписку с Генрихом Наваррским, будущим королем Генрихом IV, желавшим привлечь его на гос. службу. Хотя стремление этого монарха к внутреннему миру и единству импонировало М., он уклонился от прямого участия в политической борьбе. В Бордо М. подружился с гуманистом Э. Ла Боэси, оказавшим влияние на его развитие.
С 1570 М., уединившись в своем доме, отдался лит. занятиям. В 1580 он опубл. 1-ю и 2-ю книги гл. своего соч. "Опыты" ("Essais"), после чего совершил путешествие в Германию, Швейцарию, Италию; путешествия эти отражены в дневнике ("Journal de voyages"). В 1588 была опубл. 3-я кн. "Опытов"; вместе с тем все издание было расширено. Лит.-философ. жанр размышления над конкретными историч. фактами прошлого и настоящего, бытом и нравами людей разных положений, состояний, уровней культуры да и сам термин "эссе" своим возникновением обязаны прежде всего М. Стимулом к созданию нового жанра явилась неспокойная ситуация гражд. и религ. войн между феод. знатью и складывающейся монархией, между католич. и гугенотско-протестантской партиями. Широкое вольнодумство, своеобразный гуманистич. скептицизм М. направлены против отупляющей догматики церк. ортодоксии и схоластики, господствовавшей в ср.-век. ун-тах, против суеверий и фанатизма обоих враждующих лагерей, жестокости и цинизма правителей, феод. анархии и произвола. Предмет критики М. -- моральная структура цивилизованного и все еще варварского общества, по сравнению с к-рым примитивный мир дикарей и отношения, основанные на естественной нравственности, являются воплощением разумного и куда более человечного образа жизни. Рассказывая при этом о своем личном опыте, склонностях, приверженности к здравому смыслу, М. создает реалистически правдивый самокритичный автопортрет. Смешанное со скептицизмом благоразумие, избранное М. для своего поведения, выдвигается им как подходящий принцип и для общества, от неурядиц к-рого больше всего терпит всегда простой люд, чье возмущение и чей юмор, сугубо французский, галльский, характерны для М. Великий гуманист эпохи Возрождения, М. рассматривает человека как самую большую ценность, и не случайно нек-рые мысли его об относительности критериев добра и зла -- вопреки догматич. моралистике -- повторяет у Шекспира Гамлет, хотя уже без монтеневского оптимизма.
Век классицизма не мог понять М., весь строй мышления к-рого чужд и рационализму этого времени, и абсолютизму, возводящему особу монарха в культ, а свободная лит. манера, не говоря уже о симпатии к нар. поэзии, далека от строгой до педантизма классицистской системы правил и регламента. Мн. идеи М. ведут к Ш. Монтескьё, к просветителям 18 в. и к Ж. Ж. Руссо, а в наше время писатели, верные гуманистич. традициям, вспоминают М. как своего предтечу; так, образ М. эпизодически выступает в романе Г. Манна "Юность Генриха IV".
Сочинения:
Œuvres complètes, v. 1--6, P., 1924--27;
Essais, v. 1--5, Bordeaux, 1906--33;
в рус. пер. -- Опыты, послесл. Ф. А. Коган-Бернштейн, т. 1--3, М., 1960.
Литература:
История франц. лит-ры, т. 1, М. -- Л., 1946, с. 321--34;
Рыкова Н., М. Монтень, в кн.: Писатели Франции, М., 1964;
Villey P., Les sources et l'évolution des Essais de Montaigne, 2 éd., v. 1--2, P., 1933;
Boase A. M., The fortunes of Montaigne. A history of the Essays in France, 1580--1669, L., [1935];
Lanson G., Les Essays de Montaigne. Etudes et analyse, P., [1958];
Moreau P., Montaigne. L'homme et 1'œuvre, 4 éd., P., [1958];
Jeanson P., Montaigne par lui-mЙme, [P., 1962];
Tannenbaum S. A., M. E. de Montaigne (A concise bibliography), N. Y., 1942.
И. Е. Верцман.
Источник текста:Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 4: Лакшин -- Мураново. -- 1967. -- С. 952--953.