Монти (Винченцо Monti) -- известный итал. поэт, родом из Феррары (1754--1826). Дебютировал "Видением Иезекииля" (1776) и принят был в члены академии Аркад. В Риме М. издал первый сборник своих стихотворений (1779), частью написанных в античном духе, частью во вкусе Оссиана в Марини, и выступил соперником Альфиери в ряде трагедий: "Аристодем" (1787), "Галеотто Манфреди" (1788), "Кай Гракх" (1796). Последние две ценятся в Италии столь же высоко, как лучшие из произведений Альфиери и Фосколо. В 1793 г. умерщвление народом Бассвиля, делегата Французской республики, послужило М. поводом к созданию поэмы "Bassviliana" -- одного из лучших его творений; написана она, по примеру Данта, звучными терцинами. Долго преклонявшийся перед римским двором и восстававший против "революционной французской гидры" М., переехав в Милан (1797), стал славословить разум и свободу, проклинать злодеяния папства (в "Fanatismo"), поносить "тирана, гнусного Капета" (в "Superstizione"), обличать тень роялизма, плодящую крамолы в республике ("Il Pericolo"); в "Канцоне" по случаю конгресса в Удине превозносится восходящее солнце -- Бонапарт. Эта бесцеремонная измена всем прежним верованиям восстановила против М. Джанни и других писателей враждебного лагеря и породила страстную между ними полемику. Занятие Италии Суворовым заставило М. в числе прочих патриотов бежать во Францию. Возвратясь в Италию после битвы при Маренго, он был назначен в павийский университет профессором красноречия. Льстивая ода, обращенная к Наполеону по случаю коронования в Милане, доставила М. должность историографа нового королевства. Он продолжал восхвалять императора и его победы в благозвучных гимнах и поэмах, злоупотребляя мифологическими намеками и монотонными появлениями вещих теней. Из этих произведений наиболее удачны "Bardo della selva nera" (1806), лирическая поэма, и "Hada di Federico" (1807) -- в честь победы Наполеона над Пруссией. Не зная греч. языка, М. с помощью ученых эллинистов принимается за перевод "Илиады" и создает нечто далекое от оригинала по духу, но написанное чудными стихами. После падения Наполеона М. удержал положение историографа и встретил возвращение "законных властей" со свойственной ему лестью ("Mistico omaggio", "Invito a Pallade", "Il ritorno d'Astrea"). Когда австрийское правительство вознамерилось путем печати воздействовать на общественное мнение, во главе журнала "Biblioteca italiana" был поставлен М., который и принялся обличать писателей, неугодных правительству. Наиболее значительное прозаическое сочинение М., "Correzioni al Vocabulario delia Crusca" (1817--1824, Милан), написанное им в сотрудничестве с его зятем, Джулио Пертикари, остроумно трактует грамматические вопросы и значение итальянских диалектов, изобилуя нападками против академии della Crusca, которая благородно отомстила поэту, приняв его в свою среду. Конец своих дней М. мирно провел в кружке литературных меценатов, которым посвящены его лебединые песни: "Il cespuglio delle quatro rose", "Il Sollievo alla melancolia" и т. д. Полное собрание сочинений М. издано в Милане в 1839 и сл. гг.
Ср. Tommaseo, "Vita di М." (Милан, 1828); Rozoli, "Vita di M." (Феррара, 1837); Succala, "Elogio di M." (Падуя, 1828); Odescalchi, то же (Рим, 1829); М. Monnier, "L'Italie est elle la terre des morts?".
Источник текста: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, т. XIXa (1896): Михаила орден -- Московский Телеграф, с. 810--811.
II.
МОНТИ Винченцо [Vincenzo Monti, 1754--1828] -- итальянский поэт. Р. в мелкобуржуазной семье. История жизни и творчества М. -- история "поэта-хамелеона". Вначале придворный поэт, он пишет контрреволюционную поэму-"видение" ("Basvilliana", 1793) по поводу убийства Басвиля, посла французской республики, растерзанного толпой, натравленной на него попами. Вспыхнувшая в Италии в 1796 революция заставляет Монти резко изменить курс. Уже не против революции, а ее врагов -- королей и церкви -- направлены поэмы "Il fanatismo" (Фанатизм), "La superstizione" (Суеверие), "Il pericolo" (Опасность), "Гимн по случаю годовщины казни Людовика XVI". Бывший папист и монархист, М. пишет республиканскую трагедию "Caio Gracco" [1800], посвященную древнеримской аграрной революции. Однако с утверждением власти Наполеона М. отдает свое перо Бонапарту-императору, а не генералу победоносной революционной армии, как раньше. В поэме-"видении" "Mascheroniana" [1802] он выступает уже против якобинцев как врагов Бонапарта. В ряде своих поэм, написанных в оссиановской манере, Монти творит наполеоновскую легенду, превращая изменника революции в единственную надежду угнетенной Италии. После низложения Наполеона Монти быстро переходит на службу реставрации и австрийскому дому.
М. отразил в своей деятельности классовую практику итальянской буржуазии его времени, стремившейся к национальному единству, но колебавшейся в выборе путей к нему, проникнутой оппортунизмом, поочередно преклонявшейся перед сменявшими друг друга чужеземными властителями Италии.
Художественный стиль М. эклектичен. Он многое заимствует как у античных поэтов, так и у Данте, Шекспира, Мильтона, Клопштока, Оссиана, Альфиери и др. Однако влияние античной поэзии было преобладающим: М. следовал традиции, типичной для эпохи Великой французской революции, искавшей в классической древности образцов гражданской доблести и патриотизма. Эти влияния встретили в Италии с ее классическими преданиями почву особенно подготовленную. К тому же у стремившейся к национальному единству итальянской буржуазии такие традиции, как древнеримские, питали патриотические настроения, напоминая о славном прошлом страны. Вот почему неоклассицизм Монти органически связан с основной национально-объединительной тенденцией его творчества.
Библиография:
I. Русск. перев.: Кай Гракх, Комедия, перев. В. Крестовского, "Отечественные записки", 1882, кн. VII. Самое полное собр. стихов Монти -- Canti e poemi, acura di GiosnХ Carducci, Firenze, 1891; Tragedie, drammi e cantate, 1865; Versione poetiche, 1869. Самое полное изд. всех сочин. -- Resnati G., Milano, 1839--1842; Lettere inedite e sparse, ed. Mazzatinti G. e Bertoldi A., Torino, 1894--1896; Epistolario, raccolto, ordinato e annotato da Alfonso Bertoldi, Firenze, 1928.
II. Веселовский А. Н., Винченцо Монти, аббат, гражданин и кавалер, "Голос минувшего", 1916, кн. XII; Фриче В. М., Итальянская литература, XIX в., ч. 1, М., 1916; Овэтт А., Итальянская литература, перев. С. И. Соболевского, М., 1922; Foscolo U., Saggi di critica storico-letteraria, Firenze, 1842; Monti A., Vincenzo Monti, ricerche storiche e letterarie, R., 1873; Bustico G., Vincenzo Monti, Messina, 1920; Bevilaqua E., Vincenzo Monti, 1928; Allodoli E., Monti, Milano, 1929; Reichenbach G., Vincenzo Monti, Roma, 1930.
III. Bustico G., Bibliografia di Vincenze Monti, Firenze, 1925; Егоже, Iconografia di Vincenzo Monti, 1929.
Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 7. -- М.: ОГИЗ РСФСР, гос. словарно-энцикл. изд-во "Сов. Энцикл.", 1934. -- Стб. 466--467.
МОНТИ (Monti), Винченцо (19.II.1754, Альфонсине, -- 13.X.1828, Милан) -- итал. поэт, филолог и политич. деятель. Один из самых талантливых поэтов классицист. направления. Первый сб. стихов "Опыт поэзии аббата Монти" ("Saggio delle poesie" dell'abate V. Monti, 1779) принес ему славу и избрание членом Академии. Наиболее известная его поэма "Бассвилиана" ("Bassviliana", 1794) в аллегорич. картинах и видениях рисует террор якобинцев и казнь Людовика XVI, восхваляет светскую власть папы. Затем М. резко меняет политич. ориентацию, переезжает из Рима, в к-ром провел ок. 20 лет (1778--97), в Милан, где печатает (1797--1801) свои лучшие произв. -- поэмы "Фанатизм" ("Il Fanatismo"), "Суеверие" ("Il Superstizione"), "Опасность" ("Il Pericolo"). Он обрушивается в них на церковь, выражает горячую любовь к Италии. По поводу конгрессов в Удине (1797) и Лионе (1801) он пишет патриотич. канцоны. Большое значение имела пьеса "Кай Гракх" ("Cajo Gracco", 1804), рисующая аграрную революцию и содержащая призыв к объединению.
Строгой красотой и логикой построения отличается поэма в пяти песнях на смерть математика и поэта Лоренцо Маскерони "Маскерониана" ("Mascheroniana", 1801). М. прославляет здесь Наполеона, но прежде всего он призывает к борьбе за мир, за развитие наук и процветание Италии. Он становится офиц. певцом Наполеона ("Певец черного леса" -- "Il Bardo della selva nera"), что не помешало ему после 1814 воспевать Габсбургов. М. испытал влияние многих поэтов, от Данте и Л. Ариосто до Дж. Парини и И. В. Гёте, но сохранил своеобразие своего выдающегося таланта. Итальянцы ценят М. за искренний патриотизм и страстное стремление к объединению Италии.
Сочинения:
Ореге, a cura di G. Resnati, v. 1--6, [Mil., 1839--42];
Prose e poesie, v. 1--5, Firenze, 1857;
Opere, a cura di M. Valgimigli e C. Muscetta, Mil., 1953;
Epistolario, v. 1--6, Firenze, 1928--30.
Литература:
Pompeati A., V. Monti, Bologna, 1928;
Allevi F., V. Monti, Firenze, 1954;
Bustico G., Bibliografia di V. Monti, Firenze, 1924.
Г. В. Рубцова.
Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 4: Лакшин -- Мураново. -- 1967. -- С. 956.