Недоброво Николай Владимирович [1(13).9.1882 -- 3.12.1919, Ялта; похоронен на Аутском кладбище], поэт, критик, стиховед. Принадлежал к старинному дворянскому роду, восходившему к тиуну (привилегированному княжескому слуге) князя Всеволода Олеговича -- Ратше. Отец, Владимир Дмитриевич, -- из дворян Тамбовской губернии, вышел в отставку гвардии ротмистром. Детство Н. прошло в имении матери в Курской губернии. Во 2-й половине 1890-х гт. семья переехала в Харьков, Н. учился в 3-й Харьковской гимназии, здесь началась его дружба с Б. В. Анрепом (см. в посвященном ему стихотворении Н. -- "Мы дружбу мерим уж годами..." -- "Русская Мысль", 1914, No 11) и будущим академиком, историком литературы А. И. Белецким. В 1902 поступил на историко-филологический факультет Харьковского университета, в 1903 перевелся в Петербургский университет на историко-филологический факультет, окончил его в 1906 -- одновременно с А. А. Блоком (письма Н. к нему -- Лит. Насл., том 92, кн. 2; вступ. ст., публикация М. М. Кралина). Еще в университете познакомился с Н. П. Ге, Евг. П. Ивановым, А. А. Смирновым и кругом художников и критиков "Мира искусства". В 1906 в газете "Речь" появились его заметки о художественных выставках в Петербурге (за подписью Н. В. Недобров); "Первая осенняя выставка" (17 окт.), "Выставка товарищества художеств" (10 дек.), но его надежды на ведение художественного отдела этой газеты не сбылись. 1905--1907 -- период полит, и обществ, активности Н.: он вступил в кадетскую партию Народной свободы, возглавил правление общества по распространению в народе общедоступной литературы "Помощь". В 1908--16 служил в канцелярии Государственной думы, одним из его сослуживцев был А. А. Кондратьев. В 1908 женился на Л. А. Ольхиной, дочери А. А. Ольхина.
Современники вспоминали об одухотворенной и хрупкой красоте Н. (друзья в студенческие годы называли его "перламутровым мальчиком"). "Внешняя сдержанность, доходившая почти до холодности" (ср. "он не любил излияний чувств" -- Анреп.С. 84) в соединении "с внутренней способностью любви и дружбы, почти патетической" (Сазонова-Слонимская. 1923, с. 298) вызывала уважение и ответную привязанность. хотя были и те, кто видел в этом проявление эстетского снобизма (см.: Пяст).
Первые литературные опыты Н. относятся к сер. 1890-х гт., он редактирует гимназический рукописный журнал, в котором помещает свои стихи и рассказы (не сохр.). В 1902 безуспешно пытался опубликовать несколько стихотворений в "Вестнике Европы". Критическое отношение к собственному творчеству -- причина позднего поэтического дебюта Н" состоявшегося лишь в 1913, -- подборки "Шесть стихотворений" (СевЗ, No 3) и "Стихотворения" (РМ. No 4; опубл. 9 стих.; стих. "Люблю отделывать стихи прошедших лет" фиксирует "ювелирное" отношение Н. к своему поэтическому труду). В 1914--16 стихотворения Н. печатаются, за редкими исключениями (напр., 5 стихотворений в "Альманахе муз", П., 1916), только на страницах указанных журналов. Поэтическое творчество Н., при ясности и четкости формы, содержало в себе то, что Н. называл "символически осознаваемым внутренним опытом". Подобный синтез обеспечивал ориентацию поэзии Н. как на классическую традицию (А. С. Пушкин, Е. А. Баратынский, Ф. И. Тютчев), так и на достижения современных поэту литературных течений (символизм, акмеизм). Творчество Н. заслужило высокую оценку А. Белого [см. его ст. "О ритмическом жесте" -- "Труды по знаковым системам", Тарту, 1981, No 12 (Уч. зап. ТГУ. в. 515)] и Вяч. И. Иванова, с которым Н. сблизился в 1911 через Общество ревнителей художественного слова и при поддержке которого осенью 1913 был избран в совет общества -- вместе с Н. С. Гумилёвым и В. А. Чудовским. В 1910--16 Н. принимал активное участие в деятельности общества и как докладчик, и как оппонент (см. его статью "Общество ревнителей художественного слова в Петербурге" -- ТнД, 1912, No 2), позднее вошел в президиум "и великолепно заменял Вячеслава Иванова в дни его отсутствия или его докладов" (Пяст, с. 188; см. также заметку Н. (?) о заседаниях 12 дек. 1915 под его председательством и 28 янв. 1916 с конспективным изложением его выступления в прениях -- "Аполлон", 1916, No 2; подпись Litotes). Доклад "Ритм, метр и их взаимоотношение", прочитанный 26 марта 1911 (РГАЛИ, ф. 1811, оп. 1, No 14; с сокращениями -- ТнД, 1912. No 2), содержал некоторые положения, ставшие впоследствии аксиомами науки о стихе [по словам А. А. Ахматовой, "все наши формалисты так или иначе учились у Недоброво" (Лукницкий, с. 295); ср. с признанием В. М. Жирмунского, считавшего для себя общение с кругом Н. "особенно важным", -- в его книге: Вопросы теории литературы. Л., 1928, с. 8]. Ритм и метр стихотворного текста, согласно Н" не дополняли друг друга (как считал, например, А. Белый), но диалектически взаимодействовали: "Метр в речи может быть отыскан формально, а ритм может быть признан лишь внутреннею восприимчивостью человека" (ТиД, 1912, No 2, с. 17). Обширная работа, посвященная феноменологии стихотворной речи, сохранилась в виде набросков и подготовительных материалов (РГАЛИ). Общеэстетические взгляды Н" также не получившие законченного выражения, характеризовались, как и все его творчество, тягой к канону (ср. его рассуждение о необходимости "устойчивости языка" -- РГАЛИ. ф. 1811, оп. 1, No 15, л. 13 -- в докладе "О темах", прочитанном 12 мая 1912 в Обществе ревнителей художественного слова слова).
Эстетические взгляды зрелого Н. корреспондировали с его политическими убеждениями -- см., например, рассказ Кондратьева в письме Б. В. Никольскому от 4 апр. 1914: Н. "очень интересно выступал по поводу доклада Иоселя Мандельштама "О гражданской поэзии". Я давно не получал такого удовольствия. С помощью блистательных парадоксов и с большою эрудицией Н. доказывал, что гражданская поэзия лишь тогда хороша, если она -- консервативного направления" (цит. по ст.: Тименчик Р. Д., Н. В. Н(едоброво). -- В книге: Шестые Тыняновские чтения, Рига, 1992, с. 84). Твердость убеждений, провалявшаяся во всех сферах духовной жизни Н., казалась современникам едва ли не самой яркой его чертой: "как будто он стоял на незыблемом островке среди колебания стихий" (Сазонова-Слонимская, 1923, с. 290). Одновременно Н. -- товарищ председателя и один из инициаторов создания в апр. 1913 Об-ва поэтов ("Физа"), куда вошли Е. Г. Лисенков (пред.), Ю. Н. Верховский, А. Д. Скалдин, В. А. Пяст, Кондратьев, Анреп и др. и на собраниях которого читались рефераты "о поэзии всех направлений" (Пяст, с. 211; повестки о заседаниях с указанием тем докладов опубл. В. Н. Княжниным в книге: Письма А. Блока, Л., 1925, с. 212).
Среди лит. опытов этих лет -- небольшая повесть "Душа в маске" (РМ, 1914, No 1). Традиционная тема маскарада, игры масок дана в ней через рассуждения красавицы об обезличивающей функции маски, позволяющей раскрыть душу. Трагедия в стихах "Юдифь" (1909--12; опубл.: РМ, 1923, No 6--8; рец.: Кондратьев -- "Волынское слово". Ровно, 1923, 29 марта), задуманная, по свидетельству Ю. Л. Сазоновой-Слонимской, как 1-я часть трилогии, была опубликована посмертно и, за немногими исключениями (Ахматова, Анреп), не была известна современникам.
С публикации в 1910 ст. "Времеборец (Фет)" (Вестник Европы, No 4) разворачивается деятельность Н.-критика и выявляется исследовательский интерес к психологии творчества ("внутреннему слову" поэта). Понимание художника как особой духовной величины запечатлено н в его рецензиях на сборник Вяч. Иванова "Нежная тайна" (в который вошло посвященное Н. стихотворение "Rozarium"; ответное послание Н. см.: РМ, 1913, No 4) и сборник "Стихотворения" Скалдина ("Рус. молва", 1913, 31 янв.; в рецензии Н. решился "признать поэта, выпускающего первую, небольшую и совсем нерекламную книгу" -- его письмо Вяч. Иванову от 19 янв. 1913: РГБ, ф. 109, к. 31, No 55). К наиболее удачным результатам избранного им метода "вчувствования" в поэзию относится его статья "Анна Ахматова" (РМ, 1915, No 7), провидческий характер которой подчеркивался Ахматовой неоднократно. Тонкий анализ стихотворений Ахматовой ("внутреннего значения слова", "движения стихового строя и созвучия") позволил Н. отыскать перводвижущую силу ее поэзии в "новом умении видеть и любить человека", в ее способности соотнести индивидуальное бытие с историей, выявляя тем самым не оценочные, а ценностные его характеристики. Именно Н. признал за Ахматовой право говорить от лица целого поколения.
В литературной и личной судьбе Недоброю Ахматовой принадлежит исключительная роль. С 1913 их связывали дружеские отношения (в 1915 они -- соседи по Царскому Селу). Н. был увлечен Ахматовой, что "прочитывается" в их поэтическом диалоге. см., например, стих. Н. "С тобой в разлуке от твоих стихов..." ("Альманах муз". П.. 1916): "И скольких жизней голосом твоим/ Искуплены ничтожество и мука... / Теперь ты знаешь, чем я так томим?.. / Ты для меня не спевшая ни звука". H. посвящены несколько стихотворений и некоторые строки "Поэмы без героя" Ахматовой. Последняя их встреча состоялась в 1916 в Бахчисарае.
В 1915 Н. заболел туберкулезом, осенью 1916 выехал с женой на юг для лечения. В ноябре 1918 в Ялте его посетил М. А. Волошин. Невозможность из-за ограниченности средств лечиться за границей и получать квалифицированную медицинскую помощь явились причиной ранней смерти Н.
Изд.: [Стихи). -- В кн.: Серебряный век. Петерб. поэзия кон. XIX -- мач. XX в.. Л.. 1991; Рус. поэзия "серебряного века". 1890-- 1917. М.. 1993 (вступ. заметка О. А. Клин га). Письма: Б. В. Аирспу -- "Slavica Hicroso- lymilana". 1981. [1. 5--6]; А. А. Блоку -- ЛН. т. 92, кн. 2; Л. Я. Гуревич. В. М. Жирмунскому. В. А. Пясту. Ф. Соло[убу. К. А. Сюннербсрсу (К. Эрбергу), А. И. Чеботарсвской -- в кн.: Шестые Тыняновские чтения. Тезисы докладов и мат-лы для обсуждения. Рига, 1992.
Литература:
Аничков Е. В., Новая русская поэзия. Б., 1923. с. 44. 115;
Сазонова-Слонимская Ю., Н. В. Недоброво. Опыт портрета. -- РМ. 1923. 6--8;
ее же. Н. В. Недоброю. -- "Новое рус. слово". Н.-Й.. 1954. 26 мая;
Жирмунский В. М., Творчество А. Ахматовой. Л.. 1973. с. 14--16. 42--13, 179;
его же. Теория лит-ры. Поэтика. Стилистика. Л.. 1977. с. 333;
его же. Теория стиха. Л., 1975, с. 25. 49--50. 52. 55--59. 63. 85;
Айзеншток И. Я., Из ранних лет науч.-лит. деятельности А. И. Белецкого. -- В кн.: Иск-во слова, М". 1973. с. 395;
Тименчик Р. Д., Ахматова н Пушкин. -- "Уч. зап. Латв. гос. ун-та", т. 215. в. 2 -- Пушкинский сб.. Рига. 1974. с. 38--39. 43--46. 51 55;
его же. Четыре забытых поэта. -- "Родник". Рига. 1988. Nо 3. с. 24;
его же. [Прим, и публ. докумст. данных, мемуарных, критич. и худож. текстов, касающихся Н.. в т. ч. полный текст его ст. "Анна Ахматова"). -- В кн.; Ахматова А.. Поэма без героя. М.. 1989. с. 227-- 273;
Бронный М., (Суперфин Г. Г.). Об одном эпизоде биографии Блока. -- В кн.: Тезисы 1 Всесоюзной (III) конференции "Творчество А. А. Блока и рус. культура XX в.", Тарту . 1975. с. 177--78;
Тименчик Р. Я. Лавров А. В., Мат-лы А. А. Ахматовой в ГО ПД, -- В кн.: Ежегодник РО ПД. 1974. Л.. 1976. с. 62--64:
Топоров В. Н., Две главы из истории рус. поэзии нач. века. -- "Russian Literature", 1979. [v] 7. [No] 3. р. 253. 285;