Нерваль Жерар Де
Жерар де Нерваль: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


I.

Жерар де Нерваль

   (Gérard de Nerval, собственно G. Labrunie, 1808-1855) -- французский писатель. Очень рано обнаружил недюжинный поэтический талант и, не имея еще 18-ти лет от роду, дал перевод Гетевского "Фауста" (1828), о котором сам Гете отозвался с величайшей похвалой. Свою бурную и полную приключений жизнь Ж. окончил самоубийством, в припадке умственного расстройства. Приверженец романтической школы, он вел, вместе с Т. Готье, драматический фельетон в "Presse". Из его богатых фантазией стихотворений выдаются "Elégies nationales et Satires politiques" (1827), из драматических произведений: "Tartuffe chez Molière", "L'alchimiste" (с Ал. Дюма), "L'imagier de Harlem", "Misanthropie et repentir" (по Коцебу) и др. Из других его сочинений более известны: "Scènesde la vie orientale" (1848-50), "Contes et facéties" (1852), "La Bohême galante" (1856). Его "Oeuvres complètes" вышли в 1865 г. (новое изд., 1868).
   Ср. Th. Gautier, "Histoire du romantisme" (9 изд., 1884).
  
   Источник текста: Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
  
  
  

II.

   НЕРВАЛЬ Жерар [Gérard de Nerval, 1808--1855] -- псевдоним франц. поэта-романтика Жерара Лабрюни. Р. в семье хирурга наполеоновской армии. Отдав дань некоторым традициям классицизма в либерально-бонапартистском сб. "Национальные элегии и политические сатиры" (Élégies nationales et satires politiques, 1827), Н. стал поклоняться Гюго -- вождю мелкобуржуазного романтизма.
   Н. приветствовал и воспел Июльскую революцию (ода "Народ", 1830; политические сатиры, 1831), но, принадлежа к слою мелкобуржуазной интеллигенции, испуганной общественным движением, последовавшим за этой революцией, быстро разочаровался в ней. С наступлением буржуазной реакции Н. подпал под влияние "галантной" или "золотой" богемы Теофиля Готье, которая провозгласила лозунг: "Искусство для искусства". Этот лозунг выражал умонастроения буржуазной интеллигенции, отказавшейся от каких-либо социальных преобразований. В конце 30-х гг. Н. пришел к мысли о полной бесплодности социально-политической борьбы (драма "Léo Burckart", 1839). Последние годы Н. были омрачены нуждой и психическим недугом. Н. кончил жизнь самоубийством.
   Н. оставил несколько сборников стихотворений ("Немецкие стихотворения" -- "Poésies allemandes", 1830; "Галантная богема" -- "La bohême galante", 1855), ряд исторических драм и оперных либретто ("Осуждение Фауста" -- "La damnation de Faust", 1846), несколько повестей (сб. "Девы огня" -- "Les filles de feu", 1854). Эротизм, фантастика и культ искусства для искусства галантной богемы были у Н., испытавшего сильное влияние немецких романтиков, формой отрешения от земной действительности. Для него характерно мистическое искание образа совершенной женщины; все это нашло свое наиболее тонкое выражение в повести Н. "Мечта и действительность" (Le rêve et la vie, 1855).
   Путешествия Н. по Востоку и Германии описаны в ряде книг: "Сцены восточной жизни" (Scènes de la vie orientale, 1848), "Путешествие по Востоку" (Voyage en Orient, 1851), "Лорелей" (Loreley, 1852). Высоко ценится перевод "Фауста", сделанный Н. еще в юности и заслуживший похвалу самого Гёте. Из других немецких писателей Н. переводил Шиллера, Клопштока, Бюргера и особенно Гейне. Н. оставил несколько сборников историко-литературных статей ("Этюды о немецких поэтах" -- "Études sur les poètes allemands", 1830). Многими чертами своего творчества Н. является предшественником французских символистов.
  

Библиография:

   I.
   Сильвия, Октавия, Изида, Аврелия, изд. кн-ва Некрасова, М., 1912;
   Œuvres complètes de Gerard de Nerval, ed. H. Champion, 15 vv., P., 1914--1932;
   Clouard, 10 vv., P., 1927.
  
   II.
   Mirecourt E., de, "Les contemporains", No 10, P., 1853;
   Delvau A., Gérard de Nerval, sa vie et son Œuvre, P., 1865;
   Gautier Th., Portraits et souvenirs littéraires, P., 1875;
   Barine Arvède, Les nevrosés, Gérard de Nerval, P., 1899 [об этой книге см. Красносельский П. А., В борьбе с прозой жизни (К психологии неопределенных стремлений), "Русское богатство", 1900, XI XII];
   Gautier -- Ferrières, Gérard de Nerval, la vie et l'Œuvre, P., 1906;
   Marie A., Gérard de Nerval, P., 1914 (дана вся библиография);
   Clouard H., La destinée tragique de Gérard de Nerval, P., 1929;
   Grimaud J., La folie de Gérard de Nerval, Nimes, 1930;
   Bruyé J., Gérard de Nerval, Paris, 1930.
  
   III.
   Thieme H. P., Bibliographie de la littérature française de 1800 Ю 1930, v. II, P., 1933.
  

Ю. Данилин

  
   Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 8. -- М.: ОГИЗ РСФСР, гос. словарно-энцикл. изд-во "Сов. Энцикл.", 1934. -- Стб. 23--24.
   Оригинал здесь: http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le8/le8-0231.htm
  
  
  

III.

   НЕРВА́ЛЬ (Nerval), Жерар де [псевд.; наст. имя -- Жерар Лабрюни (Labrunie); 22.V.1808, Париж, -- 26.I.1855, там же] -- франц. поэт. Сын воен. врача; провел детство у деда, в живописном и богатом историч. памятниками Валуа (Нерваль -- назв. одного из участков, принадлежавших Лабрюни). Учеником коллежа (где его товарищем был Т. Готье) Н. опубл. "Национальные элегии" ("Elégies nationales", 1826) и "Политические сатиры" ("Satires politiques", 1827). В элегиях, написанных в духе классицизма, но оригинальных по форме, отличавшихся чеканным стихом, поэт осуждал Реставрацию, скорбел о недавнем величии Франции. Позднее в оде "Народ" ("Le peuple", 1830) приветствовал Июльскую революцию 1830.
   Ведя жизнь лит. богемы, Н. сблизился с группой бунтарски настроенных поэтов-романтиков (petit cénacle, 1832--33), участвовал в "сражении романтиков и классиков" на премьере "Эрнани" В. Гюго. Его перевод "Фауста" (1828) заслужил похвалу самого И. В. Гёте. В след. годы написаны фантастич. рассказ "Заколдованная рука" ("La main enchantée", 1832), пьесы (в соавторстве с А. Дюма), лучшая из к-рых -- "Лео Бюркар" ("Léo Burckart", 1839), статьи о театре и поэзии, переводы из Гёте (2-я ч. "Фауста", 1840), Г. Гейне, Г. А. Бюргера ("Ленора") и др. нем. поэтов, либретто опер ("Monténégrins", 1849) и др. В 1830--35 написаны его "Маленькие оды" ("Odelettes"). Развивая жанр, любимый П. Ронсаром, Н. создал стихотворения, полные изящества ("Бабочки" -- "Les papillons", 1830) и несущие в себе черты нар. песен и баллад, собранных поэтом в Валуа ("Фантазия" -- "Fantaisie", 1832).
   Наиболее значит. произв. Н. создал в последний период своей жизни, хотя он был омрачен обострившейся душевной болезнью. В 1854 Н. издал сб. "Дочери огня" ("Les filles du feu"), куда вошли опубл. ранее лирич. новеллы "Октавия" ("Octavie", 1842), "Изида" ("Isis", 1845), "Анжелика" ("Angélique", частично 1850), "Сильвия" ("Sylvie", 1853) и сонеты "Химеры" ("Chimères"). Немногочисленные, но отмеченные остротой непосредств. восприятия жизни, лаконизмом и графич. ясностью образов (при всей их многозначности), поздние стихи Н., наравне со стихами В. Гюго и Ш. Бодлера, положили начало перевороту во франц. лирич. поэзии. Новеллы Н. (напр., "Сильвия") также отличаются красочностью и ясностью стиля. Непосредственность поэзии природы вызывает в памяти традицию Ж. Ж. Руссо (могилу к-рого в Валуа посещает герой). "Сильвия" свидетельствует о том, что истоки поэзии Н. находятся во франц. жизни и нац. культуре, несмотря на влияние нем. романтизма, вост. мифов -- "Изида", "Сцены восточной жизни" ("Scènes de la vie orientale", v. 1--2, 1850, 3 изд. под назв. "Путешествие на Восток" -- "Voyage en Orient", 1851) и характерный для романтиков интерес к оккультизму (кн. очерков "Иллюминаты" -- "Les illuminés", 1852). В трагич. произв. "Аврелия, или Мечта и жизнь" ("Aurélia ou le rêve et la vie", 1855), написанном накануне самоубийства, Н. нарисовал страшную картину гибели в совр. обществе, пытался дать анализ своего безумия, галлюцинаций, снов. Это произв., однако, пронизано стремлением к добру, любви и бессмертию. Осн. черты поэзии Н. освещены в работах Арагона ("Chronique du "bel canto"", 1947, и др.). Продуманный отбор стихов Н. сделан П. Элюаром.
  

Сочинения:

   Œuvres, v. 1--2, P., 1958; Œuvres complémentaires, t. 1--6, 8, P., [1959--64];
   то же, 3 éd., t. 1--2, P., 1960--62;
   в рус. пер. -- Сильвия. Октавия. Изида. Аврелия. Ред. и вступ. ст. П. Муратова, М., 1912.
  

Литература:

   История франц. лит-ры, т. 2, М., 1956;
   Marie A., G. de Nerval, le poète, l'homme, P., 1914, nouv. éd., P., 1955;
   [Статьи], "Cahiers du Sud", 1948, t. 28, 2 Semestre, No 292;
   [Статьи], "Mercure de France", 1951, 1 juin, No 1054;
   Dédéyan Ch., G. de Nerval et l'Allemagne, v. 1--3, P., 1957--60,
   [Статьи], "Europe", 1958, sept., No 353;
   Richer J., Nerval. Expérience et création, P., 1963;
   Senelier J., G. de Nerval. Essai de bibliographie, P., 1959.

Н. Н. Полянский.

  
   Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 5: Мурари -- Припев. -- 1968. -- Стб. 239--240.
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru