НОВИКОВ-ПРИБОЙ Алексей Силыч [1877--] -- пролетарский писатель. Р. в с. Матвеевском Тамбовской губ. в крестьянской семье. Начальное образование получил в сельской приходской школе и пополнял его чтением различных книг. 22 лет Н.-П. попал в Балтийский флот в качестве матроса. Воскресная школа, связи с подпольными кружками, нелегальная лит-pa и "Дом предварительного заключения" были его "университетами". Участие в Цусимском походе 2-й эскадры окончательно оформило его политические взгляды. После пребывания в плену у японцев Новиков-Прибой с 1907 по 1913 скитается по Европе и Северной Африке как политэмигрант, плавает в Англии на коммерческих судах.
В 1906--1907 Н.-П. выпустил две небольших книжки ("За чужие грехи" и "Безумцы и бесплодные жертвы") о Цусиме под псевдонимом "Матрос А. Затертый". Обе книжки были немедленно конфискованы. В 1914 Новиковым-Прибоем была подготовлена первая значительная его книга "Морские рассказы", но из-за цензурных запретов она увидела свет лишь в 1917. После Октябрьской
революции Новиков-Прибой получил возможность заняться литературной деятельностью. Вступил в группу пролетарских писателей "Кузница" (см.) и стал одним из популярнейших советских писателей.
Н.-П. внес в лит-ру свою тему. Море, корабль, казарма, лагерь пленных, реже деревня, -- таковы объекты его творчества. Они интересуют его как объекты, на к-рых с особой отчетливостью сказалось действие жестокой бюрократической машины самодержавия. Но пессимизма у Н.-П. нет даже и в дореволюционных рассказах. Наряду с Петькой "порченым" (рассказ "Порченый") казарма выращивала, как показал писатель, революционера Зобова ("Подводники"), Смирнова ("Ухабы") и мн. др., к-рые готовили гибель давящему их порядку. Н.-П. с мастерством и знанием жизни раскрывает причины, к-рые делают из рядовых матросов революционеров, умеющих бороться. Физически и морально здоровый матрос-середняк, выполняющий без особого напряжения всю возлагаемую на него работу, жизнерадостный и остро ненавидящий кают-компанию, освобождающийся от верноподданнических иллюзий под влиянием корабельного быта и товарищей, -- таков главный герой его произведений.
Корабль, работу всех его механизмов, жизнь матросского кубрика, взаимоотношения с начальством Н.-П. показывает с учетом деталей, подробно. Но детальность для Н.-П. -- не самоцель. Она, придавая жизненность изображаемому, позволяет отчетливее создать общую картину обреченного, гнилого царского флота, построенного на основе классового гнета, чинопочитания, внешней упорядоченности и муштры.
Реалистическая, социально насыщенная тематика дополняется у писателя темой любовно-семейных отношений. Трактуется она по преимуществу в романтическом плане. Встреча с женщиной всегда внезапна, случайна, почти фатальна; сама женщина ярка, красочна; обстановка встречи насыщена весельем, бодростью, но все это дается в приукрашенных тонах.
Показывая постепенный рост революционного сознания матроса царского флота, расслоение среди членов кают-компании, Н.-П в таких произведениях, как "Ухабы", "B бухте", "Отряд", изображает революционный взрыв. Революция показана Н.-П. не только на море, но и в лесах и сопках Дальневосточного края. Партизаны -- главные герои его рассказов о революции; их Новиков-Прибой противопоставляет организованной военщине царской армии.
Рассказы и большие повести Новикова-Прибоя в большинстве носят мемуарный характер. Излишне загромождает Н.-П. свои произведения трагическими ситуациями, надуманными конфликтами.
Сочетание повышенной эмоциональности повествования с насыщенностью произведения конкретными картинами жизни проходит через все творчество Новикова-Прибоя. Пейзаж, яркий, красочный, встает всегда как бы контрастом к мучительному, убивающему режиму матросской жизни.
Высшей ступенью творчества Н.-П. является "Цусима", заслуженно входящая в актив лит-ры социалистического реализма. События прошлого -- поход 2-й тихоокеанской эскадры и бой под Цусимой -- подвергнуты пролетарскому анализу. Вскрытие социальных корней дезорганизации, к-рая царила под покровом бессмысленной, чисто внешней дисциплины, подготовляет читателя к выводу о неизбежности гибели всей эскадры. Четкие характеристики отдельных командиров, адмиралов, офицеров, показ повседневной жизни матросов, красочные пейзажи моря и тропиков, ряд личных, интимных воспоминаний повышают ценность произведения конкретными художественными деталями. В "Цусиме" Н.-П. держится хронологической последовательности событий, сообщает ряд интереснейших исторических документов. Вместе с тем язык Новикова-Прибоя порою упрощен в показе многосторонности фактов и явлений, чем понижается сила образного выражения. Этот недостаток сказывается и в таком ярком и волнующем произведении, как "Цусима".
Библиография: I.
Собр. сочин., изд. "ЗиФ", М., 1927--1929 [т. I -- Морские рассказы; т. II -- Море зовет; т. III -- Ухабы; т. IV -- Женщина в море; т. V -- Две души; т. VI -- Соленая купель (выдержали по нескольку изданий)];
Бегство, ГИХЛ, М., 1931, и "Московское т-во писателей", М., 1932;
Цусима, изд. "Федерация", М., 1932 (несколько изд.).
II.
Кубиков И., Литературные очерки, М., 1929;
Воронский А., Литературные портреты, т. II, М., 1929;
Новиков-Прибой А. С., Критическая серия, изд. "Никитинские субботники", Москва, 1930;
Якубовский Г., Писатели "Кузницы", Москва, 1930;
Красильников В., За и против, М., 1930; Абрамкин В., Цензурная история "Цусимы", "Залп", 1933, VI [по материалам дела Главного управления по делам печати об изъятии и уничтожении брошюры "Безумцы и бесплодные жертвы" А. Затертого (бывший матрос), изд. в 1907 и представлявшей собой первый набросок романа "Цусима"].
Отзывы о "Цусиме":
Рожков П., "Новый мир", 1932, XII;
Свирский А., Сказание о великом позоре, "Литературная газета", 1932, No 39, 29 авг.;
Бойчевский В., "Земля советская", 1932, X;
Судачков А., Трагическая авантюра царизма, "Художественная литература", 1933, I;
Лейтес А., "Прожектор", [М.], 1933, No 3--4;
Березов П., Правда о войне, "Книга и пролетарская революция", 1933, I; Его же, Правда о "Цусиме", "Рост", 1933, V;
Варшавский С., Цусима, "Залп", 1933, VI; Его же, О "Цусиме" А. С. Новикова-Прибоя, "Звезда", 1933, VI;
Перцов В., Россия, которую били, "Знамя", 1933, VIII, и мн. др.
III. Антология крестьянской литературы послеоктябрьской эпохи, ГИХЛ, М., 1931 (подробная библиография сост. А. Ревякиным).
С. Гинзбург
Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 8. -- М.: ОГИЗ РСФСР, гос. словарно-энцикл. изд-во "Сов. Энцикл.", 1934. -- Стб. 134--137.
НОВИКОВ-ПРИБОЙ (наст. фам. -- Новиков), Алексей Силыч [12(24).III.1877, с. Матвеевское Спасского у. Тамбовской губ., ныне Сасовский р-н Рязанской обл., -- 29.IV.1944, Москва] -- рус. сов. писатель. Род. в крест. семье. Окончил церковно-приходскую школу. В 1899--1906 -- матрос Балт. флота. В 1903 был арестован за революц. деятельность. В рус.-япон. войну 1904--05 при разгроме 2-й Тихоокеанской эскадры около о. Цусима попал в плен; в 1906 вернулся в родное село. В 1907 выпустил брошюры о Цусимском сражении ["За чужие грехи", "Безумцы и бесплодные жертвы", под псевд. А. Затёртый (бывший матрос)], запрещенные пр-вом. Спасаясь от полиции, бежал в Англию; в 1907--1913 -- в эмиграции; плавал матросом торг. флота. Написал неск. рассказов, в т. ч. "Потемному", к-рый послал М. Горькому (опубл. в журн. "Современник", 1912). С мая 1912 по май 1913 жил у Горького на Капри. Первый сб. Н.-П. "Морские рассказы" в 1914 был изъят в наборе; вышел после революции (1917). С 1920 входил в лит. группу "Кузница".
Творч. путь Н.-П., отмеченный влиянием Горького, -- в русле передовой реалистич. рус. лит-ры. В острых сюжетных ситуациях писатель показывает, как "морская казарма" превращает людей в тупую, жестокую силу: рассказы "Бойня" (написан 1906, опубл. 1925), "Порченый" (1917) и др. Вместе с тем матросская масса изображается носителем более высоких нравств. начал, чем обитатели кают-компании: рассказы "Лишний" (1913), "Попался" (1914), "Подарок" (1914) и др. Революция обрисована гл. обр. в связи с партиз. движением в деревне ("Вековая тяжба", 1918, "Зуб за зуб", 1922). В рассказах "В бухте "Отрада"" (1924), "Ухабы" (1927) раскрывается важная для сов. лит-ры 20-х гг. тема перехода старых морских специалистов на сторону революции. Романтич. отношение к морю, женщине нашло яркое выражение в повестях "Море зовет" (1919), "Подводники" (1923), в приключенч. повести "Ералашный рейс" (1925), повести "Женщина в море" (1926). В романе "Соленая купель" (1929) капиталистич. хищничеству, иллюзиям бурж. гуманизма (пастор Лутатини) противопоставлены трудолюбие, подлинная, хотя и скрытая под внешней грубостью, человечность матросского коллектива.
Вершина творчества Н.-П. -- историч. эпопея "Цусима" (ч. 1--2, 1932--35). Записи для нее он начал вести еще в плену (бумаги, запрятанные в деревне у брата, были обнаружены случайно лишь в 1928). Н.-П. использовал также беседы с участниками событий, их дневники, историч. документы. Роман все время пополнялся новыми материалами. В 1940 вышла 4-я, исправл. редакция (Гос. премия СССР, 1941). В эпопее воссозданы яркие картины похода эскадры, морского боя и гибели кораблей, показаны дезорганизация царского флота, замаскированная бессмысленной муштрой, алчность и бездарность командиров. В книге раскрывается массовый героизм матросов и лучшей части офицерства, вызревание революц. самосознания. Ясный и точный язык романа свободен от украшательства, "красивой" фразы.
Во время Великой Отечеств. войны Н.-П. выступал со статьями и очерками о моряках. Работал над большим романом, рисующим судьбу талантливого самоучки матроса Захара Псалтырева ("Капитан 1-го ранга", ч. 1--2, 1942--44, незаконч.). Н.-П. проделал путь, типичный для писателя из народа; он вошел в лит-ру социалистич. реализма со своей тематикой, обогатившей романтич традиции т. н. морской лит-ры изображением классовых противоречий и революц. борьбы. Соч. Н.-П. переведены на иностр. языки, экранизированы: "Бухта смерти" (по рассказу "В бухте "Отрада"", 1926), "Капитан 1-го ранга" (1958).
Сочинения:
Собр. соч., т. 1--5, Х., 1926--27;
Собр. соч., т. 1--5, М. -- Л., 1927--28;
Собр. соч., т. 1--6, М. -- Л., 1929--31;
Собр. соч., т. 1--5, М. -- Л., 1949--50;
Собр. соч., т. 1--5, М., 1963;
Люди и море. Избранное, М., 1963;
Автобиография, в кн.: Сов. писатели Автобиографии, т. 2, М., 1959.
Литература:
А. С. Новиков-Прибой, М., 1928 ("Никитинские субботники". Критич. серия No 12);
то же, М., 1930;
Александров В., Две книги Новикова-Прибоя, в его кн.: Люди и книги, М., 1950;
Щербина В., А. С. Новиков-Прибой. Критико-биографич. очерк, М., 1951;
Перегудов А., Новиков-Прибой. Повесть о писателе и друге, М., 1953;
Васильев Л., Алексей Силыч Новиков-Прибой. Очерк творчества, Саранск, 1960;
Рахилло И., Алексей Силыч, в его кн.: Московские встречи, М., 1962;
Степанов Г., Певец моря, в его кн.: А. С. Новиков-Прибой. С. Н. Сергеев-Ценский. (Письма и встречи), Краснодар, 1963;
Красильников В., А. С. Новиков-Прибой. Жизнь и творчество, М., 1966;
Смирнов Ник., А. С. Новиков-Прибой среди друзей, "Новый мир", 1967, No 3; Рус. сов. писатели-прозаики. Биобиблиографич. указатель, т. 3, Л., 1964.
Г. Н. Горчаков.
Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 5: Мурари -- Припев. -- 1968. -- Стб. 313--315.