Нусинов Исаак Маркович
Гофштейн Давид
Lib.ru/Классика:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
]
Оставить комментарий
Нусинов Исаак Маркович
(
yes@lib.ru
)
Год: 1929
Обновлено: 21/06/2013. 5k.
Статистика.
Статья
:
Критика
,
Справочная
Энциклопедические статьи
Скачать
FB2
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
ГОФШТЕЙН
Давид [1889--] -- еврейский поэт. Р. в Коростышеве, на Киевщине. Рос в деревне, в семье еврея-хлебопашца. Уже будучи на военной службе, Г. экстерном получил аттестат средней школы. В университет не попал из-за процентной нормы для евреев. Учился в Психо-неврологическом институте в Петербурге, а затем в Коммерческом институте в Киеве, но ни одного из этих учеб. заведений не окончил. Писать начал рано, девяти лет. Первые годы писал стихотворения на русском, украинском и древнееврейском яз. Эти стихотворения его, до сих пор неопубликованные,
были посредственными опытами начинающего поэта. На еврейском яз. Гофштейн начал писать незадолго до войны 1914--1918 годов. В печати выступил только после Февральской революции, т. к. в империалистическую войну еврейская пресса была запрещена. Дебютировал очерком "In Dorf" (в киевской газете "Neie Zeit", 1917). Начав поздно печататься, Г. сразу зато вошел в лит-ру выкристаллизовавшимся поэтом. Уже в первых своих стихотворениях, напечатанных в "Neie Zeit" [1918--1919], в I и II сборниках "Eigns" (Киев, 1918--1920), он показал себя поэтом большого мастерства. Г., как и героически погибший на фронте О. Шварцман
(см.)
, стоял во главе дебютировавших в сборниках "Eigns" поэтов: Л. Квитко, П. Маркиш и
Л. Резник
(см.)
, положивших начало так наз. "киевскому периоду" еврейской поэзии. Еврейская лит-pa до этого периода имела крупных прозаиков, но ни одного поэта, к-рого можно было бы поставить рядом с еврейскими классиками -- Менделе Мойхер Сфорим, Шолом-Алейхемом,
И. Л. Перецом
(см.)
. Лиризм, исключительное богатство образов, многогранность, редкая музыкальность, изумительная простота, строгость и сдержанность слова -- все это характерно для творчества Г. Его книга -- "Bei wegen" (Kiever Varlag, 1919), маленькие сборники -- "Roite blitn" (Kultur-Liga, Киев, 1920), "Ginen-Geweb" (Укр. госиздат, Киев, 1921), "Sunen-Schleitn" (там же 1920), поэма -- "Tristia" (роскошно иллюстрированная художником М. Шагалом, Kultur-Liga, Киев, 1922), "Walger-schteiner" (Украинский госиздат, Киев, 1922 г.), "Gezamlte werk" (I т., Kultur-Liga, Киев, 1923) -- подняли еврейскую поэзию до высот классиков.
Основной мотив национальной народнической еврейской поэзии -- плач об еврейском народе в изгнании. Эта тоска "народа в изгнании" уступила в творчестве Г. место утверждению полной и самобытной национальной культуры, созданной веками и
осознавшей себя в современном городе. Город становится поэтому для Г. одной из его центральных тем. Он для Г. -- надежда на освобождение и обновление его жизни, жизни его народа: город, манивший его, звавший его гулом телеграфных проводов, освободил его, деревенского мальчика, от тоски и одиночества русских полей в зимние сумерки. Город положил конец средневековым странствованиям и средневековой печали его народа. Приветствуя Октябрьскую революцию рядом стихотворений ("Октябрь", "Процессия" и др.), ставших излюбленным материалом для декламации на клубных вечерах и вошедших во все школьные хрестоматии, Г. и революцию воспринял в плане своих национально-философских идей. В поэме "Tristia", продиктованной еврейскими погромами на Украине в годы гражданской войны, Г. стремится "понять и простить" участников погромов, с экклезиастической покорностью принимает страдания и полон верой в новый день, когда "рана заживает".
Националистическая настроенность Г. привела к тому, что при всех своих симпатиях к революции он в 1925 оставил СССР и уехал в Палестину. Но почувствовав очень скоро ложность этого шага, вернулся на Украину. Здесь вступил он в еврейскую секцию украинских пролетарских писателей. Активно участвуя в работе этой секции, он стремится в своем творчестве изжить националистические настроения. За последние годы Г. опубликовал книгу стихов "Of Lichtike Ruinen" ("Школа и книга", М., 1927), поэму "Gold" ("Roite Welt", 1928), сообща с Ф. Шамесом выпустил "Поэтику" (Центриздат народов СССР, 1927).
Библиография:
I. Fun kinder-jorn, Киев 1920; Walgerschteiner, Харьков, 1922; Gezamlte werk, Киев, 1923, изд. "Культур-лиги"; Roite blitn, Киев, "Культур-лига"; Of Lichtike ruinen, M., 1927; Spartak, Минск, 1929; Literaturkentenisch, часть I, "Poetik", 1927; ч. II, Ritm un stil, M., 1928. На русск. яз. в сб. Радибль Е., "Из новых еврейских поэтов", Киев, 1928.
II. Литваков M., "In Umru", т. II; Oislender N., Weg ein Wegois.
И. Нусинов
Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939.
Т
. 2. -- [М.]: Изд-во Ком. Акад.,
1929
. -- Стб. 682--684.
Оригинал здесь:
http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le2/le2-6821.htm
.
Оставить комментарий
Нусинов Исаак Маркович
(
yes@lib.ru
)
Год: 1929
Обновлено: 21/06/2013. 5k.
Статистика.
Статья
:
Критика
,
Справочная
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Связаться с программистом сайта
.