(Georges Ohnet) -- французский романист и драматург, род. в 1848 г.; дебютировал пьесами "Regina Sarpi" и "Marthe". Тогда же начал серию романов, под общим заглавием: "Batailles de la vie". Они задуманы как протест против натурализма; автор заявлял себя идеалистом и продолжателем заветов Жорж-Санд. По мере появления романов О. оказалось, однако, что идеализм его сводится к потворству вкусам толпы. Идеалы торжествуют в романах О., но это будничные, мелкобуржуазные идеалы. "Serge Panine", "Maître de Forges", "Comtesse Sarah", "Docteur Rameau", "Noir et Rose", "Ame de Pierre" и др. рисуют высоко благородных представителей знати, женщин с сильными страстями, торжество самоотверженной любви, драматические конфликты чувств, борьбу великодуший и т. д. Отличительные черты этих романов -- узкое понимание добра и справедливости, сентиментальность в обрисовке характеров, фальшь в изображении жизни. Крестьяне и рабочие столь же условны в романах О., как и аристократы. Эти недостатки так очевидны, что критика, прежде занимавшаяся оценкой романов О., в последнее время обходит их молчанием. Ж. Леметр первый, в своих "Contemporains", как бы выключил О. из литературы. Свою статью о нем он начинает извинениями: его читатели привыкли к тому, что он говорит о литературе, -- а вместо этого он собирается дать оценку О. Не существуя для литературы, О. имеет, однако, громадный успех у большой публики: это объясняется большим ремесленным навыком, уменьем эффектно комбинировать события и разыгрывать драматические сцены. Драмы, переделанные О. из некоторых его романов, также имеют большой успех, особенно вследствие того, что в них имеются благодарные роли для актеров.
З. В. (Зинаида Венгерова)
Источник текста: Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона.
II.
OHEЖорж [Georges Ohnet, 1848--1918] -- французский писатель. Ряд романов и пьес О. (переделки тех же романов для сцены), объединенных в серию под названием "Жизненные битвы" (Les batailles de la vie), представляют собой безудержную апологию буржуазного порядка. Морально безупречный и непомерно богатый буржуа у О. всегда торжествует над дворянином ("Le maître des forges", 1882, "La Grande Marnière", 1885, "Serge Panine", 1881, "Volonté", 1888, "La comtesse Sarah", 1883, "Lise Fleuron", 1884). Образы О. сводятся к десятку условных ходульных персонажей. Положение героев, даже их наружность и костюм повторяются из романа в роман. Произведения О. выходили миллионными тиражами в сотнях изданий, далеко оставляя за собой тиражи Золя и Додэ. Секрет его исключительного успеха у парижского мещанства объясняется тем, что при несомненном мастерстве в развитии сюжета у него, по словам Леметра, "нет ничего, что превосходило бы его читателей. Его романы точь в точь по их мерке. Г-н Оне представляет им их собственный идеал", идеал буржуазной обывательщины.
Библиография:
I. Русские перев.: Серж Панин, СПБ, 1881; Последняя любовь, СПБ, 1889; Нимврод и Кo, СПБ, 1892; Король Парижа, М., 1899; Собр. сочин., т. I--II. Горнозаводчик, СПБ, 1901; Таинственная женщина, СПБ, 1901, и др. См. "Библиографический указатель переводной беллетристики" с предисл. Н. А. Рубакина, СПБ, 1897. Кроме указанных в тексте: Dernier amour, P., 1889; Nemrod et Cie, P., 1892; Roi de Paris, P., 1898; Journal d'un bourgeois de Paris pendant la guerre de 1914, P., 1914--1915.
II. Lemaître J., Les contemporains, 1-ère série, P., 1885; France A., La vie littИraire, 1-Хre sИrie, P., 1888.
Н. Четунова
Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 8. -- М.: ОГИЗ РСФСР, гос. словарно-энцикл. изд-во "Сов. Энцикл.", 1934. -- Стб. 296--297.